Сибирские огни, 1985, № 7

- - Отчего ж е не н а р а т ь ? Владимир Башунов. Поэт из наших. говорят, мест. Сибирскии. — Я не зн ал , что вы любите поэзию,— ск азал Асабин Н еустроев польщенно рассмеялся: _ Почему бы мне ее не любить? Думаете, раз милиционер, так ему только своими уголовниками и заниматься? А между прочим, С ве­ тозар Иванович, когда я раскручиваю какое-нибудь дело, то о б я за ­ тельно читаю стихи. Прихожу в себя. Очищаюсь стихами. М ожет быть, я не слишком квалифицированно сужу о стихах, но в этом стихе уб еж ­ ден, к аж до е слово — по делу. Человек пишет суть. Без лишних с л о в - Неустроев повесил ф ураж ку у двери и шагнул к столу.— Красотища тут у в ас,— разм ягченно заговорил он,— иду — и душа радуется. К ру ­ г о м зелень, цветы, птички поют. Ж алко , способностей нет, описал бы все это в стихах. Кстати , как ваши рассказы? Подвигаются? Можете что-нибудь показать? , — Подвигаю тся, но очень медленно,— сказал Асабин, никак не ожидая такого вопроса. Он четко понимал, что не ради чая с вареньем и не за тем, чтобы послушать его сочинения, пожаловал к ним Н еустро­ ев, а потому д аж е в этой легкой, внешне ничего не значащей беседе с тщательностью подбирал слова, мысленно обкаты вая каждое со всех сторон прежде, чем произнести. И еще он мягко, непринужденно улы ­ бался, д абы не выдать себя настроением. Однако, как ни старался Све­ тозар Иванович вести себя спокойно и .просто, а каждой жилкой ощу­ щал в себе гнетущую настороженность и скованность. В любом движении, в згляде, вопросе инспектора чудился ему особый, тайный, подстерегающий его на ошибках и непродуманных ответах смысл. — Он почти их забросил, свои рассказы ,— простодушно пож ало ­ валась на А сабина Валентина.— А зря. У него есть очень д аж е симпа­ тичные вещички. Мне нравятся. «Вот это ты напрасно с к а зал а ,— с досадой подумал Светозар И в а ­ нович, натянуто улы баясь .— Неустроев может зацепиться: почему з а ­ бросил? Ведь, встречая Валентину, сам говорил, что теперь и работа пойдет веселее, и рассказы . А выходит — не пошли. Отчего? Нет настро­ ения? Что-то угнетает? Душевный непокой? А чем он вызван?» Асабин скользнул взглядом по лицу инспектора, но никакой работы мысли или задумчивости в нем не заметил. Тот старательно облизывал ложеч ­ ку с вареньем , размягченно улыбаясь. «Н аверное, я излишне подозрителен, — укорил себя Светозар И вано ­ вич,— все мне мерещится какой-то подвох. Нервы сдают, что ли?» И на всякий случай все ж е ск а зал , обращ ая слова не столько к жене, сколько к занятому вареньем инспектору: — Н асчет того, что забросил ,— не совсем так. Я пишу медленно. С остановками . Н ащ упаю тропку и — дальше. Зачем спешить? У меня же еще нет опыта.— Р ассм еялся .— Представляете, инспектор, раньше школьникам с такой легкостью толковал об образах литературных геро­ ев... Гиперболы , метафоры , тропы... Прбсто было и ясно. Мне и в голову не приходило, что писать — так а я мука. Хотя и знаю всю теорию. Писать — каторжный труд. Я только сейчас начинаю понимать писателей. Неустроев шутливо, погрозил ему пальцем: — Не скромничайте, Светозар Иванович. Все прибедняетесь. Вы мне обещали кое-что почитать свое. Помните, когда мы с вами на мотоцикле ездили? На сопке еще стояли? Ловлю на слове. — Ну как же, конечно, помню,— Асабин благ.одарно улыбнулся.— Я до сих пор у вас в долгу за ту поездку.— И мысленно отметил, что инспектор ничего не забы вает из разговоров, важных, неважных ли, цепко держит в голове каждое слово. «Что ему до моих рассказов? — подумал он еще с б есп окой ством .- На самом деле интересуется (читал ведь наизусть стихи) или это милицейский прием? Пощекотать самолюбие человека похвалой, распо­ ложить к себе, а потом выведать всю подноготную? Или хочет что-то найти нужное для себя в тексте?» .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2