Сибирские огни, 1985, № 7
многого из того, чем грешат порою произ ведения о деревне. Сила этого рассказа в диалектическом показе судьбы героя, ду мая над которой, мы задумываемся и над вопросами более широкого звучания. «Меньше возьмешь — дальше уйдешь...» Много или мало берет Иван? И не остано вился ли он в своем стремлении к празд ничной, полной жизни? Нет, вернувшись в родную деревню, пусть пока не совсем, пусть пока только дачником, он уже сно ва в дороге, он вышел на свой новый круг. И взял он в дорогу не много и не мало, а то, что именно ему, именно в этой дороге необходимо. «Меньше возьмешь— дальше уйдешь...» Сказавший эти слова Петров («Под небом апреля») — сам прошел по жизни не налег ке: воевал, потерял близких, хотел бежать от боли, застав свою деревеньку сожжен ной, но боль осталась с ним навсегда, она стала частью его души — сочувствием, со страданием... Нет, не много и не мало надо брать с собой в дорогу, а все, что взвали вает на тебя судьба. Так жили и живут старики-ветераны из этого рассказа, и толь ко один — Ефим показательно противосто ит им, еще резче высвечивая истину. И ря дом с ними молодой герой, поздно взрос леющий, может быть, впервые в жизни серьезно задумывается о себе, о своем по колении: «Вот мы и пришли на смену им, не так уж и плохи, а все-таки не те..» Много, очень много взяла с собою в путь мать из рассказа «Дочери придут к обе ду». Рано потеряв мужа, она вырастила, подняла, выучила семерых детей. И эта трудная, счастливая ноша сделЯла путь ма тери таким великим, и прошла она по пути полной жизни так далеко, что никто из иду щих налегке к ней никогда не приблизится. Ни рыжий Сашка, наряду со стяжательни цей женой, кафелем и шифоньерами, броса ющий двух детей, ни Арслан, перестав ший чувствовать живое течение жизни, замкнувшийся на себя в поисках самовы ражения, ни Соловьев, который еще в юно сти трусливо отстал от своего часа, пропу стив начальный миг ледохода... А. Кирилин, как отметил в предисловии к сборнику Е. Гущин, пишет «произведения, требующие определенного труда и от чита теля», произведения, которые читательский «ум в бездействии не оставят». И действи тельно, есть в рассказах этой книги какая- то неоднозначность, свойственная самой ре альной действительности. Есть характеры в таких ситуациях, которые невольно застав ляют задуматься, поразмышлять — и не над прихотливым рисунком замысловатой фантазии, не над переплетениями хитро за крученного сюжета, не над фразой, постро енной с формальным блеском, нет — заду мываешься над той самой жизненной ситу ацией, которую рисует автор. Преуспевающий актер, вовремя решив ший, что музыка не его стезя, и его одйо- кашник, трудно идущий к своему делу, трудно и поздно нашедший свое призва ние,— кто из них более счастлив, кто пол нее воплотился в днях прожитой жизни? Молодой человек, полностью ушедший в охрану собственного здоровья, в туризм,— кто он? Индивидуалист, подчинивший себя голому расчету, или личность совершен ствующаяся духовно от постоянного обще ния с природой? И можно ли, оставаясь «человеком индустриальным», попытаться стать «человеком природным»? И этот воп рос ставит автор, рассказывая байку о том, как некий ученый пытался скрестить лайку с волком, в результате чего полученные но вые звери не нашли себе места ни среди волков, ни среди собак... И что есть семейное благополучие? Не является ли оно порою формой какого-то сна, каким-то инерционным движением от одного дня к другому, когда муж автома тически работает, механически живет, а ж е на его не живет и вовсе, а наблюдает толь ко свое отражение в муже? («Новый дом, старые - вещи»). Невозможно обдумывать все это, не при влекая своего опыта, не думая шире мате риала рассказов А. Кирилина,— и это ли не доказательство состоятельности книги, одаренности автора? Герои многих рассказов книги оказыва ются как бы в замкнутой сфере своего ду ховного и физического обитания, силятся преодолеть эту замкнутость: Сашка не мо жет раскрыть дверь — мешает шифоньер, Сашка ютится в закутке архива; Арслан в одиночестве сидит на тесной кухне в из любленной позе — лицом к окну; Иван Ни колаевич («Прелюдия для левой руки») стоит на кухне, «напряженно всматрива ясь в темноту за окном»; ветеран Петров, глядя на больничное окно, придумал новый род часов, которые показывают, что «вре мя идет»; окно экскаватора ограничивает не только пейзаж перед глазами Павла, но уже и вообще способность шире смот реть на жизнь... И только три героя означе ны в раскрытом пространстве, «за ок ном» — это Иван из «Иванова круга», Вик тор из рассказа «Охотники идут к зимовь ям», мать («Дочери придут к обеду»), три героя, три ноши, три пути. Эти пути как бы совмещаются в раздумьях лирического ге роя рассказа, который дал название всей книге. Он, выбитый из привычного замкну того бытия, смотрит на свою жизнь, на се бя самого словно со стороны, открывая не столько в себе, сколько в мире, то, что он раньше не знал и не видел. Он пронзитель но чувствует единственность всего того, что составляет краткий день его жизни — про тиворечивый, трудный, прекрасный и един ственный. Глядя на свой дом, герой видит темные окна своего одиночества. Глядя в мир, герой видит темное небо над единственностью человеческся-о мира. Он исполняется чувством родственности ко все му, что дала ему судьба, принимая счаст ливо эту ношу на все оставшиеся дни жизни. Давно не встречалась такая первая кни га! После нее хочется сделаться постоянным читателем-собеседником А. Кирилина, знать, каким он видит наши дни, что дума ет о молодом современнике. Александр ВАШУРИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2