Сибирские огни, 1985, № 7
Широко известна в нашей стране повесть В. Тендрякова «Чудотворная» — о насиль ственном обращении ребенка к, вере в бога; активно используется она в атеистической пропаганде. А сколько подобных историй приведено в книге А. Емельянова! Но опять- таки без попыток подняться над конкрет ными фактами, психологически исследовать, углубить каждую такую ситуацию. Во втором издании опубликованы два но вых произведения — повесть и очерк. Зн а чит, автор все эти годы не оставлял работу над важной темой, собирал и осмысливал новый материал. В таком случае, дополняя книгу, автор мог бы провести параллели, сопоставить свой материал с другими фак тами, ставшими широко известными в пос ледние годы, например, с публикацией В. Пескова «Таежный тупик» о судьбе старообрядческой семьи Лыковых. Ведь добровольные изгнанники, жившие и кое- где продолжающие жить в Верховьях Енисея, не очень-то отличаются от живущих по соседству с ними в Верховьях Абакана Лыковых, судьба которых не оставиЛа равнодушными читателей «Комсомольской правды», где был опубликован очерк В. Пескова. Успех книги А. Емельянова у широких кругов читателей говорит сам за себя. И хотелось бы пожелать автору добиться все же сочетания жизненной достоверности, публицистической остроты с художественной убедительностью, ибо, как говорил Белин ский, «писатель там более всего философ, где он более всего художник». М. ТАТАРИНЦЕВА А. Кирилин. Помаши мне из окна. Расска зы. Барнаул, Алтайское кн. изд-во, 1984. Рабочий человек, несколько угнетенный обустройством гнезда (мебель, ковры), ме щанскими замашками жены (купила ему золотой перстень), на досуге строит теле скоп собственной конструкции и на ра дость местным ребятишкам устраивает на чердаке «Общество любителей неба», но начинание его не находит- поддержки во внешней педагогической среде... Другой, тоже рабочий человек (его от крыто тиранит теща, жена опять же склон на к угрюмому мещанству),— вдруг понял, что надо купить петуха, лихого утреннего песельника. Зачем? А уж очень надоело жить уныло. Очень хочется праздника, хо- четься обрадоваться... Еще один — служащий, он поступает более решительно, когда убеждается, что жена окончательно погрязла в делячестве, потребительстве. Он оставляет ее с двумя ребятишками и шифоньерами и уходит, при хватив только спальный мешок и куритель ную трубку... Эти ситуации невольно относят нас к рас сказам Василия Шукшина. Конечно, долго евде мы будем склонны видеть в свете шук шинских героев каждого «чудика», встре ченного в новой литературе, поскольку он не просто показал нЯм ряд характеров, но создал совершенно определенный тип. Од нако, хотя герои А. Кирилина соотносятся с «чудиками» из рассказов Василия Шук шина, все же достаточных оснований для того, чтобы посетовать — вот, мол, подра ж ает мастеру, повторяет сделанное до не го,— книга эта не дает. Скорее, можно ска зать, что А. Кирилин стремится следо вать тем самым традициям, в русле кото рых работал Василий Шукшин. Рассказы А. Кирилина не механически собраны под одной обложкой, но соедине ны внутренне драматической напряжен ностью жизненных моментов, и всю книгу пронизывает и скрепляет единая мысль. Ав тор устами одного из героев говорит: «Меньше возьмешь — дальше уйдешь». И вся книга сложена из раздумий над этой мудрой, но не исчерпывающей всей слож ности жизни, пословицей. Куда идти? И что брать с собой в дорогу, а что оставить, чтобы дольше и радостнее идти по дороге жизни? Куда идти? И рыжий Сашка («Рыжий Сашка в вечернем освещении»), и Со ловьев («Ледоход»), и Арслан («В тот день светило солнце»), и Виктор («Охот ники идут к зимовьям»), и упоминавшие ся уже — Мишка с петухом и Ана толии с телескопом — все они мечтают, тоскуют о полной, радостной, открытой судьбе, о реализации всего доброго, чем на делила их жизнь. И не только тоскуют и мечтают, но и стремятся так жить, муча ются от невозможности так жить, совер шают поступки во имя такой жизни или казнятся тем, что не могут их совершить. Одним героям абсолютно ясно, что с «левым» кафелем в ванной, с ежемесячно приобретаемыми шифоньерами и золотыми перстнями, с погоней за тряпками или меч той завести в городе поросенка, чтобы в свободное время вырастить из него базар ную свинью,— со всем этим далеко не уй дешь, даже вообще не сдвинешься с ме ста. Другие герои, как Иван («Иванов круг»), не столь безапелляционно относятся к личной собственности. Родителям Ивана в свое время остался в наследство дом в деревне, но это «свое время» было таким, что иметь жилье в го роде да еще и в деревне считалось делом противоестественным. «Своим временем» родители Ивана воспитаны были так, что не нашли в себе моральных оснований про давать родительский дом и сдали его в сельский Совет. И вот, их сын Иван, прой дя долгую дорогу,и повидав разные края и разных людей, приходит, опять же волею времени, к той мысли, что ему и его потом кам нужен здесь, в родной деревне, свой кусок земли, дом. Он покупает дачу. Так завершается некий круг, один из многочи сленных кругов жизни каждого человека. Писатель весьма убедительно показывает естественность решения Ивана, живо и зри мо рисует все подробности истории новоис печенного дачника и его собственное удив ление от такого поворота судьбы.. Писа тель не выступает в роли обличителя или ярого сторонника дачного строительства, он честно показывает и негативные (спекуля ции участками), и позитивные стороны яв ления (земля, отдых, зеленый «приварок») Но этот, казалось бы, частный случай за ставляет задуматься над многим в сегод няшнем нашем дне. Рассказ «Иванов круг» силен тем, что напрочь лишен лирической риторики, пафоса умышленно ■крайних по ложений, унылой декламации — то есть т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2