Сибирские огни, 1985, № 7
на связано с активной работой души, ее сомнениями и укорами, хотя уместно под черкнуть: за героем нет никаких особых грехов, он обычный человек, не хуже и не лучше других. Писатели часто вглядываются в своих персонажей «при свете совести». Не раз де лал это и В. Мазаев. Но, пожалуй, только теперь прозаик пришел к выводу о живо творной, обновляющей силе совести. Она по могает человеку выдержать, не согнуться под ветром времени. И — идти дальше. ■В. ЦЕЙТЛИН А. Емельянов. От мира не уйти. Кызыл, Тувинское кн. изд-во, 1984. Это второе издание книги А. Емельянова, что уже само по себе есть свидетельство признания ее широким читателем. Документальные повести и очерки А. Емельянова, составившие книгу, целиком посвящены одной теме — старообрядче скому населению Тувы, нелегкому пути пре одоления религиозного гнета, борьбе за здоровую, полнокровную жизнь каждого человека.. Книга А. Емельянова убеждает в том, что и в век атома, космоса научно-техниче ской революции нельзя ослаблять борьбу за передовые убеждения, за материалистиче ское мировоззрение, и вести эту борьбу нужно не только с идеологическими врага ми извне, но и внутри страны — с невеже ством, отсталостью, предрассудками, до ставшимися нам в наследие от прошлого. Русское старообрядческое население на чало проникать в Туву еще в XVIII веке, притесняемое официальной церковью и вла стями, к XX веку в отдаленных и малоза селенных верховьях Енисея жило значи тельное количество старообрядческих семей. Социалистические преобразования, начав шиеся в Туве после народной революции и особенно после добровольного вхождения Тувы в состав СССР, безусловно, косну лись и этой части русского населения, по тревожили десятилетиями сложившийся от шельнический жизненный уклад. Наиболее фанатичные верующие восприняли как го нения самые необходимые, первоочередные действия Советской власти: паспортизацию, медицинские прививки, призыв в армию в годы Великой Отечественной войны и т. д. Еще живы в памяти людей страшные исто рии — замерзание семей, убийство детей, заморение голодом, сжигание, разные спо собы самоубийств ради «спасения души» и «вечного блаженства в царствие небесном». Две повести, открывающие книгу,-—«Бай- Балыкский порог» и «Монахи» — как раз рассказывают об этих трагических собы тиях тридцатых—сороковых годов и той страшной' роли,, которую сыграли в них «отцы» и «матери», все .эти палладии, горго- нии, таисьи, наущавшие и подстрекавшие верующих старообрядцев к самоубий ствам ради «очищения душ» от антихриста. Особенно тлетворна религия для детской Души. Моления, посты, соблюдение всех об рядов дома и учеба в школе, вступление в пионеры — такая двойная жизнь ведет к мучительным противоречиям в душе ре бенка, вынуждает притворяться, учит не искренности, лживости, общественной пас сивности, приводит к нервным срывам. В ряде очерков — «Второе рождение Вали Бачуриной», «Пионеры в Душе» и др.— ав тор прослеживает жизненные судьбы детей староверов, как правило, очень нелегкие. Обращаясь к сегодняшней жизни веру ющих в очерках «Корни и ветви», «Кура- ны», «От мира не уйти», автор показывает, с каким трудом преодолеваются людьми ре лигиозные представления, особенно если привиты они с раннего детства. В здоровом организме социалистического государства давно исчезла почва для сохранения рели гиозных пережитков, но религия отыскива ет лазейки в душах людей, используя к аж дый удобный случай. Советские органы, школа, все общественные организации, ра ботающие в среде, где есть верующие, дол жны взять на учет каждого, вести посто янную борьбу с невежеством и отстало стью. В книге А. Емельянова размышления на эту тему перемежаются с повествованиями о конкретных людских судьбах. К сожале нию, эти серьезные раздумья далеко не вез де находят художественное воплощение. Автор располагает уникальными, потряса ющими жизненными фактами. Сколько че ловеческих драм, трагедий проходит перед глазами читателя, какой нелегкой ценой дается победа над миром тьмы, безысход ности, невежества, как велики здесь потери! Все это дает писателю благодатный мате риал для художнического исследования, для проникновения в психологию человека, что отнюдь не противопоказано документаль ным произведениям. Пока же можно гово рить лишь об отдельных попытках в этом направлении — в повести «Монахи», напри мер. В остальном преобладает сухое, прото кольное изложение фактов.— впечатля ющих, запоминающихся, но, увы, не впол не художественно освоенных. Вот к приме ру, очерк «Правда и неправда Агриппины Шабуровой». История о том, как верующая Агриппина сделала попытку уйти от став шего ей ненавистным мужа, от старообряд ческого образа жизни, начать новую жизнь с другим человеком — сама по себе необыч на. Агриппина оставляет при этом пятерых детей, а человек, с которым она уехала из поселка, тоже оставил большую семью. Но материнское сердце не выдерживает разлу ки с детьми, Агриппина возвращается в на дежде забрать детей да так и остается в прежней семье. Коллизия, как видим, чрез вычайно сложная. Но сама трактовка об раза героини и самого жизненного случая оставляет двойственное впечатление. В чем все-таки права и в чем не пррва Агриппи на? Как следовало поступить ей? Может быть, автора смущала подлинность собы тий и действующих лиц, с которыми его связывали определенные отношения? В та ком случае, как нам представляется, не сто ило буквалистски держаться за подлинность фактов, следовало прибегнуть к художе ственному переосмыслению. Почти в каждом произведении сборника сам автор является участником или свиде телем событий. И думается, личность авто ра могла бы проглядывать более ярко, опре деленно, если не в самих действиях (понят, но, что вмешательство в жизнь героев воз можно лишь самое деликатное), то в отно шении к происходящему.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2