Сибирские огни, 1985, № 7

на связано с активной работой души, ее сомнениями и укорами, хотя уместно под­ черкнуть: за героем нет никаких особых грехов, он обычный человек, не хуже и не лучше других. Писатели часто вглядываются в своих персонажей «при свете совести». Не раз де­ лал это и В. Мазаев. Но, пожалуй, только теперь прозаик пришел к выводу о живо­ творной, обновляющей силе совести. Она по­ могает человеку выдержать, не согнуться под ветром времени. И — идти дальше. ■В. ЦЕЙТЛИН А. Емельянов. От мира не уйти. Кызыл, Тувинское кн. изд-во, 1984. Это второе издание книги А. Емельянова, что уже само по себе есть свидетельство признания ее широким читателем. Документальные повести и очерки А. Емельянова, составившие книгу, целиком посвящены одной теме — старообрядче­ скому населению Тувы, нелегкому пути пре­ одоления религиозного гнета, борьбе за здоровую, полнокровную жизнь каждого человека.. Книга А. Емельянова убеждает в том, что и в век атома, космоса научно-техниче­ ской революции нельзя ослаблять борьбу за передовые убеждения, за материалистиче­ ское мировоззрение, и вести эту борьбу нужно не только с идеологическими врага­ ми извне, но и внутри страны — с невеже­ ством, отсталостью, предрассудками, до­ ставшимися нам в наследие от прошлого. Русское старообрядческое население на­ чало проникать в Туву еще в XVIII веке, притесняемое официальной церковью и вла­ стями, к XX веку в отдаленных и малоза­ селенных верховьях Енисея жило значи­ тельное количество старообрядческих семей. Социалистические преобразования, начав­ шиеся в Туве после народной революции и особенно после добровольного вхождения Тувы в состав СССР, безусловно, косну­ лись и этой части русского населения, по­ тревожили десятилетиями сложившийся от­ шельнический жизненный уклад. Наиболее фанатичные верующие восприняли как го­ нения самые необходимые, первоочередные действия Советской власти: паспортизацию, медицинские прививки, призыв в армию в годы Великой Отечественной войны и т. д. Еще живы в памяти людей страшные исто­ рии — замерзание семей, убийство детей, заморение голодом, сжигание, разные спо­ собы самоубийств ради «спасения души» и «вечного блаженства в царствие небесном». Две повести, открывающие книгу,-—«Бай- Балыкский порог» и «Монахи» — как раз рассказывают об этих трагических собы­ тиях тридцатых—сороковых годов и той страшной' роли,, которую сыграли в них «отцы» и «матери», все .эти палладии, горго- нии, таисьи, наущавшие и подстрекавшие верующих старообрядцев к самоубий­ ствам ради «очищения душ» от антихриста. Особенно тлетворна религия для детской Души. Моления, посты, соблюдение всех об­ рядов дома и учеба в школе, вступление в пионеры — такая двойная жизнь ведет к мучительным противоречиям в душе ре­ бенка, вынуждает притворяться, учит не­ искренности, лживости, общественной пас­ сивности, приводит к нервным срывам. В ряде очерков — «Второе рождение Вали Бачуриной», «Пионеры в Душе» и др.— ав­ тор прослеживает жизненные судьбы детей староверов, как правило, очень нелегкие. Обращаясь к сегодняшней жизни веру­ ющих в очерках «Корни и ветви», «Кура- ны», «От мира не уйти», автор показывает, с каким трудом преодолеваются людьми ре­ лигиозные представления, особенно если привиты они с раннего детства. В здоровом организме социалистического государства давно исчезла почва для сохранения рели­ гиозных пережитков, но религия отыскива­ ет лазейки в душах людей, используя к аж ­ дый удобный случай. Советские органы, школа, все общественные организации, ра­ ботающие в среде, где есть верующие, дол­ жны взять на учет каждого, вести посто­ янную борьбу с невежеством и отстало­ стью. В книге А. Емельянова размышления на эту тему перемежаются с повествованиями о конкретных людских судьбах. К сожале­ нию, эти серьезные раздумья далеко не вез­ де находят художественное воплощение. Автор располагает уникальными, потряса­ ющими жизненными фактами. Сколько че­ ловеческих драм, трагедий проходит перед глазами читателя, какой нелегкой ценой дается победа над миром тьмы, безысход­ ности, невежества, как велики здесь потери! Все это дает писателю благодатный мате­ риал для художнического исследования, для проникновения в психологию человека, что отнюдь не противопоказано документаль­ ным произведениям. Пока же можно гово­ рить лишь об отдельных попытках в этом направлении — в повести «Монахи», напри­ мер. В остальном преобладает сухое, прото­ кольное изложение фактов.— впечатля­ ющих, запоминающихся, но, увы, не впол­ не художественно освоенных. Вот к приме­ ру, очерк «Правда и неправда Агриппины Шабуровой». История о том, как верующая Агриппина сделала попытку уйти от став­ шего ей ненавистным мужа, от старообряд­ ческого образа жизни, начать новую жизнь с другим человеком — сама по себе необыч­ на. Агриппина оставляет при этом пятерых детей, а человек, с которым она уехала из поселка, тоже оставил большую семью. Но материнское сердце не выдерживает разлу­ ки с детьми, Агриппина возвращается в на­ дежде забрать детей да так и остается в прежней семье. Коллизия, как видим, чрез­ вычайно сложная. Но сама трактовка об­ раза героини и самого жизненного случая оставляет двойственное впечатление. В чем все-таки права и в чем не пррва Агриппи­ на? Как следовало поступить ей? Может быть, автора смущала подлинность собы­ тий и действующих лиц, с которыми его связывали определенные отношения? В та­ ком случае, как нам представляется, не сто­ ило буквалистски держаться за подлинность фактов, следовало прибегнуть к художе­ ственному переосмыслению. Почти в каждом произведении сборника сам автор является участником или свиде­ телем событий. И думается, личность авто­ ра могла бы проглядывать более ярко, опре­ деленно, если не в самих действиях (понят, но, что вмешательство в жизнь героев воз­ можно лишь самое деликатное), то в отно­ шении к происходящему.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2