Сибирские огни, 1985, № 7
о преступлении и наказании. Вырвав ситу ацию из исторического контекста; можно сказать: сама жизнь покарала вора, тем более что он поднял руку на народное иму щество. Но подобное прозвучит как свято татство. Есть лишь один виновник проис шедшего — война, которая взвалила и на подростков слишком тяжелую ношу. И да леко не все выдерживали. История, рассказанная В. Мазаевым, может быть, именно потому оставляет впечатление безусловной правды, что ав тор избегает вносить в повествование свое сегодняшнее восприятие событий. Здесь есть лишь несколько кратких ф р аг ментов, где давно ставший взрослым Толя пытается осмыслить нравственные итоги и последствия той страшной для него зимы. Он, в частности, вспоминает, как, впервые увидев Сашку мертвым, осознал «ничтожность своих сил перед тупой силой равнодушия». «Эти мгновения... потрясут меня, проникнут в плоть и кровь, станут на многие последующие годы питать кошмары моих снов, превратятся в болезнь памяти...» Здесь обозначена еще одна драма, вызван ная войной. Драма, оставшаяся как бы за пределами повести, но, бесспорно, не менее тяжелая. Читая «Зиму пережить», понимаешь исто ки прозы В. Мазаева о Великой Отечест венной войне. Конечно, не стоит ставить знак равенства между автором и Толей, который ведет рассказ. И все-таки, думая о творческом пути Владимира Мазаева, вдруг ловишь себя на мысли: это именно он. То ля, став взрослым, решил рассказать о ты ле, «развороченном» войной, о страдании женщин и детей. Поистине благородна задача автора: он хочет дать предельно точное свидетельство о войне. Но свидетельствуют в данном слу чае не только документы, свидетельствует и сам писатель как очевидец. К повестям В. Мазаева вполне можно отнести слова критика В. Бондаренко, справедливо заме тившего, что многие книги о войне «основа ны на документе, на опыте собственной жизни (автора.— Е. Ц .), который тоже есть уникальный документ». Сборники Владимира Мазаева подчерки вают еще одну особенность его творческого пути: спустя годы писатель всегда стремит ся вернуться к вроде бы уже разработан ной им раньше ситуации, понять ее глубин ный смысл, ее новое духовное «наполне ние», которое определило время. Не случайно постепенно менялась и структура произведений Мазаева. Раньше он все больше писал рассказы, близкие к новелле, «подкованные» острым сюжетом, неожиданной развязкой. Сейчас полюбил спокойное, «раскованное» повествование: отдельные сцены, эпизоды, мысли соединяет здесь, точно магнит, авторское «я» рассказ чика. Так, по мнению писателя, легче ста вить вопросы и легче на них отвечать. Тут естественны и размышления о закономерно стях и о загадках нашей жизни. Последнее также примечательно. «Какая- то тайна» всегда грезится героям В. Маза ева. Но они понимают: не все загадки бы тия следует непременно разгадывать. Мо жет, жизнь даж е прекрасна своей непред- угаданностью. Эта мысль легко читается в цикле «Над вечной рекой». А в рассказе «Трюшка» автор поэтизирует сам поток действительности — стремительный, повто ряющийся, всегда новый... Здесь есть и опи сания тайги, и юный шофер Митя, который, попадая в аварию, впервые «сталкивается с трудностями». Но это не просто повество вание о «трудовом героизме», это рассказ о древней и юной красоте бытия, где тебя поджидает и праздник, и горе, и любовь... Однако порой загадки жизни надо и рас путать. Без этого трудно жить дальше. Ге- рой-рассказчик из повести «Проездом» ду мает, в конце концов, не только о своей любви, которую трагически для себя когда- то не сберег, он думает о последствиях вро де бы незначительных слов и поступков, о том, почему многие годы как бы выпали из его прошлого, почему так мало осталось у него «от молодости, от того времени, когда нет цены настоящему, а есть лишь прекрас ное, неумолимое будущее...» Что является основой нравственной жиз ни человека? Этот вопрос в прозе В. Маза ева ставится с годами все острее. Герой повести «Девочка во ржи» Савин, сорокатрехлетний начальник геологоразве дочной партии, не принадлежит к числу лю дей, задающихся философскими проблема ми.^ Когда однажды Савин потеряет душев ный покой, начнет мучиться бессонницей, он не сможет понять—-что с ним? Внешне все просто: семейная жизнь не сложилась, жена не захотела ехать в таежный поселок, оста лась в городе. И все-таки героя волнует это не само по себе («с женой у него давно бы ли ровные, даже слишком ровные для жи вущих в разлуке супругов, отношения»), а о любви Савин, кажется, уже и не думает. Тогда в чем дело? И что обретает он в свой краткий отпуск, проведенный в алтай ской деревушке? Владимир Мазаев приводит героя к чу жим заботам, чужому горю. И к природе. Похоже, писатель считает: это единствен ный «фон», на котором человек сможет вер но разглядеть свои собственные невзгоды — и так ли уж существенны они? Любопытный парадокс: вся жизнь Савина проходит «на природе», но нескончаемый ее праздник только сейчас по-настоящему ощущается героем. И, может, только сей час он по-настоящему чувствует чужую боль. И — забывает про свою. Три женских образа, бесспорно, важны для автора повести. Прежде всего, это глу хонемая девочка Оленка, перед которой так виноваты люди, Савин спасает Оленку во время грозы, при этом он, пожалуй, спаса ет еще и свою душу. Здесь же, на отдыхе, герой вспоминает старуху кержачку, встре ченную много лет назад. Ветхий домик ста рухи попал в зону их карьера, хатенку пришлось снести, несмотря на сопротивле ние хозяйки. И Савин, вспомнив теперь странную смерть старухи, почувств-ует на себе ее ^взгляд — «такими глазами, навер ное, смотрят на антихриста...». А кем стала для Савина молодая вдова Фаина, как назвать их отношения. Взаим ной симпатией? Страстью? «Случайной связью»? Герой прежде всего восхищен тем достоинством, с каким Фаина идет по жиз ни. Наверное, потом он еще осознает, есть чувство не менее высокое, чем любовь. Это людское сострадание. ■Таким образом, «выздоровление» Сави
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2