Сибирские огни, 1985, № 7
писывании деталей — одно это само по се бе еще не дает ощущения полной достовер ности,— сколько в необходимости ухватить что-то более важное, чем детали быта,— дух времени, психологию людей, изменя ющиеся их взаимоотношения. А это автору как раз удалось. Ю. Козлов верно почувствовал и доволь но точно сумел передать мироощущение лю дей тех лет. Герои повести получились у него живыми, запоминающимися. Автор не стал приукрашивать их, приписывать не свойственные качества, не побоялся пока зать их слабости. Лейтенант Пирогов совсем не похож на того неунывающего, бесстрашного, дедук тивно мыслящего манекена, который уже примелькался на страницах произведений детективно-приключенческого жанра. Это обычный парень, неопытный, не блещущий эрудицией, но тем не менее симпатичный. Верится, что он именно из того тяжелого времени. Война поставила его в трудные об стоятельства, и он сумел их преодолеть. Ни Пирогов, ни его помощники не родились героями. Им и слово-тО такое в голову не приходило. Они просто делали все возмож ное, чтобы отстоять то, что ' стало их жизнью. Не все главы повести получились одина ково ровными. Слишком много совпадений в сценах поимки бандитов, не везде сумел тут автор логично свести концы с концами Но главное, к чему он стремился, ему уда лось. Интересный, необычный эпизод вели кой войны, трудности борьбы на «внутрен нем фронте» раскрыты Ю. Козловым убе дительно и достоверно. Олег КОРОСТЕЛЕВ Владимир Мазаев. Жив останусь — свидим ся. Рассказы и повести. М., «Советский писатель», 1984. Владимир Мазаев. Зиму пережить. Повести. Кемеровское кн. изд- во, 1984. Бывают книги, которые вольно или не вольно для автора подводят «предваритель ные итоги» его поисков. Читая такую кни гу, сначала оглядываешься назад, в труд ную пору становления таланта; потом ду маешь: что у писателя впереди? Книга '«предварительных итогов» появилась и у Владимира Мазаева. Точ н ее—-сразу два сборника, вышедших не давно в Москве и Кемерове. Здесь — луч шие рассказы и повести, созданные писате лем за четверть века работы в литературе и принесшие ему известность, несуетный интерес читателя. В творчестве Владимира Мазаева отчет ливо видишь несколько разных, как бы «разбегающихся» тематических линий. Но, конечно, такое разделение условно. Ведь все линии, в конце концов, сходятся в одну. Она называется «путь писателя». На ред кость едины и закономерности этого пути. Стремясь понять свое время, Мазаев ни когда не «подлаживался» к мнимой злобе дня, напротив — стремился разглядеть в се годняшнем вечное. Спустя годы, однако, оказалось, что в повестях и рассказах про заика запечатлены многие важные события жизни страны. Запечатлены талалтливо, по-своему. Очевидно и другое: о чем бы ни писал Мазаев, для него заветным остается одно — жизнь человеческого сердца. Это и есть та призма, сквозь которую автор вгля дывается в наш сложный, быстро меня ющийся мир. Вот небольшая повесть «Зиму пережить» На мой взгляд, это одно из лучших произ ведений писателя. Знаю, повесть создана лась долго. Автор работал в архивах, читал очерки и воспоминания, хотя многое хоро шо помнил сам. Он писал о военном Ново Кузнецке. Это было для В. Мазаева воз вращением в собственное детство. Сама тональность повествования, ножа луй, может удивить. Порой это лирическая проза, исповедь. Но порой манера расска за напоминает хронику. Жесткую в дета лях. Стремящуюся к максимальной полноте картины. Вместе с тем важно подчеркнуть: это хроника, в основе которой память и взгляд подростка. Взгляд острый, но отнюдь не всеохватный. В город приезжают эвакуированные, их все больше и больше — город нр может, но должен принять, обогреть и накормить всех; люди селятся в подвалах, на черда ках, в старых железнодорожных вагонах, роют землянки; в школах устраивают гос питали, ребята учатся сначала в три смены, а потом через день; нормы продовольствия урезаны: хлеб выдают только по рабочим карточкам, «иждивенцам» — женщинам и старикам — хлеб заменен картофелем. Погружаясь в это суровое повествование, не сразу поймешь особый его гуманизм, не сразу догадаешься: В. Мазаев пишет о жертвах войны. О тех жертвах, которые были незаметны, не вошли в известную цифру — двадцать миллионов погибших. Однако были не случайны. Война, глубо копротивоестественная человеческой при роде, убивала не только на фронте. Наша литература о войне уже давно от стояла право показывать человека в ситу ациях, которые не вмещаются в те или иные схемы. В этом убеждают и книги В. Мазаева. Нравственная коллизия его повести связана с тем, что мальчишки- пятиклассники воруют топливо. Да, воро вать нехорошо. Но удержимся от нраво учений. Герои повести Саша и Толя пони мают все сами. Но в кбартире у Сашки холодно, кое-как сложенная печь совсем не держит тепло, в сто одежек закутанная двухлетняя сестренка кашляет до посине ния, а мать целыми днями на работе, и он — «за мужика»... Трагизм в повести нарастает постепен н о - к а к нарастал он в самой жизни. Сна чала ребята в темноте разбирают немногие из оставшихся заборов, лазают около шах ты по террикону — собирают кусочки бес- хозного^ угля. Но заборы не бесконечны, в мороз терриконы покрываются льдом. ’ И вот приходит день, когда талоны на дрова и уголь перестают отоваривать. Тогда Са шка решается отправиться в пустое овоще хранилище: он вырубает стойки, подпира ющие крышу,— не все, через одну чтобы крыша не рухнула. Расчеты эти оказались не точными. Однажды Сашка не вышел из овощехранилища. Война меняет, трагически деформирует традиционные представления о добре и зле,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2