Сибирские огни, 1985, № 7
писал он матери 22 апреля 1970 года.— У меня для них найдется кое-что интерес ное. Жаль, конечно, что ты не собираешься писать мемуаров. Можно было сделать записи твоего рассказа. Но когда? Где? И хочешь ли ты? Ведь это целая полоса твоей жизни, и не только твоей. Сколько встреч, человеческих судеб, интересных ха рактеров, сколько всяких переживаний, до стойных памяти». В «ем нельзя было не заметить жажды самоутверждения, казавшейся иногда про сто безграничной и весьма наступательной, но тот, кто видел это и отмечал, как черту его характера, должен был видеть и дру г о е— самоутверждался он не иначе, как только на путях общественного служения. Он хотел много знать, многое иметь и уметь, но для того лишь, чтобы много от давать людям, чтобы служить им. Он знал себе цену, но ценил в себе прежде всего человека, полезного обществу. Когда он умер, многие говорили: зачем торопился, зачем не жалел себя? Но ведь и не известно: потому ли так рано умер, что торопился, работал на износ, или потому и торопился, что чувствовал, как мало дней оставалось впереди? Теперь уж никто не от ветит на этот вопрос... В этом году ему исполнилось бы шесть десят, но они и исполнились. И те годы, что прошли после его смерти, не вычеркнешь из его биографии, ибо она продолжалась. Он продолжал жить с нами, оказывать воздей ствие на наш ум и чувства — силою своей незаурядной личности, богатством челове ческой натуры, своими завершенными тру дами и помыслами о новых, верой в успе хи сибирской филологии и убежденностью в необходимости служения Сибири. Сибирь издавна славилась, сильна была такого рода людьми, которые сделали под вижничество смыслом своей жизни, кото рые без остатка отдавали себя культурному возвышению родного края, буквально сжи гали себя в огне духовного напряжения и творческих исканий. Есть такие люди в Си бири и сегодня. Как правило, в них- удивляет и привле кает многогранность проявления таланта, многообразие и разносторонность интересов. Для выражения владеющих ими мыслей, настроений, убеждений они прибегают и к художественному слову, и к литера турной критике, и к публицистике, и к педагогике, и к ораторскому искусству; трудно обозначить их суть одним словом или понятием: писатель, педагог, критик, литературовед? И все же такое слово, точно определяющее смысл их творческого под вижничества, есть. Они — просветители. Го рячим словом убеждения — и тут уж не важно, где оно произнесено: в критике, в поэме, академическом труде по литературо ведению, перед студенческой аудиторией или во время публичной лекции — сеют они семена добра, разума, справедливости, служат духовному возвышению общества. Юрий Сергеевич Постнов был и остается известным сибирским просветителем ^ в са мом высоком значении этого слова, чело веком, в котором Сибирь всегда будет нуж даться и которому всегда будет благодарна.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2