Сибирские огни, 1985, № 7
собственными потребностями огромного края. В полемической борьбе с иными взгляда ми на свой предмет исследования авторский коллектив двухтомника выработал рабочую формулу, определяющую русскую сибир скую литературу как органическую часть общерусской литературы, но имеющую свои специфические особенности. Полемический акцент оказался смещенным на вторую часть формулы, и иМенно это в конечном счете обусловило необходимость ввести в литературоведческий оборот новую терми нологическую единицу, новую литературо ведческую дефиницию. Ею стала «история русской литературы Сибири». Доказатель ство правомерности рассматривать литера турный процесс Сибири на уровне понятия «история русской литературы Сибири» — составило одну из важных сторон научной концепции докторской диссертации Ю. С. Постнова «Пути развития русской литера туры Сибири первой половины XIX века», защищенной им в 1975 году. В ней ученый представил общую картину литературной жизни всего региона, увидел ее в движении, в смене художественных направлений, ме тодов, стилей, жанров. Однако свой главный вклад в изучение сибирской литературы он внес монографией «Русская литература Сибири первой пбло- вины XIX века». Здесь литературный про цесс Сибири представлен с конца XVIII века тобольскими журналами «Иртыш, пре вращающийся в Ипокрену» и «Библиотека, ученая, экономическая, нравоучительная, историческая и увеселительная», ру кописной и краеведческой литерату рой начала XIX века, твор чеством ссыльных декабристов — А. Бесту- жева-Марлинского, Б. Кюхельбекера, А. Одоевского, М. Лунина, И. Пущина, ро мантической поэзией и прозой от 20-х до 50-х годов, именами Петра Словцова, Пан- кратия Сумарокова, Ивана Петрова, Федо ра Бальдауфа, Екатерины Авдеевой-Поле вой, Николая Полевого, Ивана Калашнико ва, Николая Щукина, Николая Бобылева, Петра Ершова, Евгения Милькеева, Матвея Александрова, Михаила Зензинова, Алек сандра Мордвинова, Басилия Паршина, Дмитрия Давыдова и др. И хотя эти име на были уже известны по работам Н. М. Ядринцева, М. К. Азадовского, Б. И. Ж е ребцова, Е. Д. Петряева, Г. Ф. Кунгурова, Б. Г. Уткова, общесоюзному литературове дению и широкбму кругу читателей они от крывались заново и в определенном смыс ле — по-новому, ибо представали в строгой литературной системе, живой динамике ме тодов, стилей и жанров, словом, не в тра дициях литературного краеведения, а в ис торико-литературном контексте. Не сумму очерков об отдельных явлениях и сторонах литературной жизни «окраины», не галерею творческих портретов и не соб рание писательских биографий сибиряков воссоздавал автор в своей монографии, а стремился воспроизвести именно литератур ный процесс Сибири определенного перио да, и ведущее начало его видел в движении от краеведческой и рукописной форм, от классицизма и романтизма — к реализму. Сегодня уже, конечно, нельзя не видеть, что в своих литературоведческих построе ниях Ю. С. Постнову не всегда удавалось избежать излишней жесткости и прямоли нейности, известной схематизации живого литературного процесса, но плодотворность намерения обозначить тенденции, опреде лить закономерности, вписать сибирский ли тературный регион в общую логику разви тия национальной литературы не вызывает сомнения, и в этом смысле его книга сох раняет свое живое значение. И не случайно та трактовка проблемы художественных методов, которая легла в основу моногра фии Ю. С. Постнова, в значительной мере определила и концепцию двухтомника. Потребность в появлении обобщающего труда о литературе Сибири диктовалась прежде всего тем, что огромная масса лите ратурного материала не получила освеще ния в истории русской и советской лите ратуры, не учитывалась, «пропускалась», не рассматривалась даже в обзорном по рядке. Показателен хотя бы тот факт, что как в многотомном академическом издании «История русской литературы», так и в бо лее позднем трехтомном, так и в «Истории русской советской литературы» в четырех томах литературной жизни отдельных регио нов страны, в том числе такого обширного и своеобразного, как Сибирь, отведено са мое незначительное место. Между тем включение этого регионального материала в общий историко-литературный оборот д<7 чрезвычайности расширяет представление о русской литературе в целом, делает поня тие ее истории более емким и содержатель ным: подлинно научная история литературы не может допускать «незнания», «пропу сков» фактов и имен. Конечно, задача состояла не просто в том, чтобы механически «присоединить* ли тературу Сибири к общерусской или проил люстрировать общие историко-литературные закономерности свежими примерами, а в .том, чтобы, исследовав своеобразие литера турной жизни на территории огромного края, способствовать пониманию единства историко-литературного процесса страны на протяжении целых веков, воссозданию его во всей полноте, глубине и истинности. Именно это обстоятельство считает необхо димым отметить в двухтомнике автор упо- . минутой рецензии Н. Воробьева в «Вопро сах литературы»: «Сама идея воссоздания картины литературной жизни края на про тяжении почти четырех столетий с возмож ной фактографической полнотой, привлече ние новых литературных реалий, строго вы держанный принцип историзма в оценке тех или иных имен, понимание «контекста эпо хи», в котором следует воспринимать явле ния литературы, представляются продук тивными для такого типа издания, вносящего существенные дополнения в об щую картину развития литературы» ‘. Действительно, вычленение «русской лите ратуры Сибири» как самостоятельного пред мета исследования, определение ее как ор ганической части общерусской литературы, но имеющей свои специфические черты, при дало работе сибирских литературоведов более концентрированный и, так сказать, системный характер. Впервые весь или поч ти весь сибирский материал становится до стоянием всесоюзного литературоведения, > Н. Воробьева. В масш табах Сибири, с. 234. 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2