Сибирские огни, 1985, № 7
сами еще и благодаря тому, что в поле зре ния Ю. С. Постнова как театрального кри тика постоянно оказываются и спектакли гастролирующих в Новосибирске театров — как столичных, так и периферийных. Напряженная до самоотверженности ра бота Ю. С. Постнова В театральной крити ке неопровержимо убеждает в том, что ему претила провинциальная замкнутость взглядов и вкусов, что он упорно стремил ся ввести местную театральную жизнь в русло всесоюзных эстетических исканий, представить ее в общей динамике художе ственного развития современности. Он не жалел ни духовной энергии, ни физиче ских сил, ни времени, чтобы расширить сферу собственных театральных наблюде ний и впечатлений, чтобы, свободно опери руя ими, не испытать затруднений в пои сках сравнений параллелей, ассоциаций. Он мастерски владел и жанром актерско го портрета. Воссоздавая творческий облик известных сибирских актеров Г. Яшунско- т о , М. Бибера, А. Покидченко, он неизменно оставался верен единой мере оценки сцени ческого мастерства. Его идеалом был ак тер, которого отличали творческая цель ность, безоглядная полнота самоотдачи зрительному залу, актер, «покоряющий мыслью». В статье, посвященной Г. Яшунскому, он давал детальную расшифровку этого оп ределения: «Для него не существует мастер ства как самоцели — приступая к любой роли, он хочет ответить для себя на воп рос: а что он может сказать этой ролью зрителю, чем он поможет ему в решении сложной проблемы, именуемой жизнью?» Но ведь именно этими же словами можно сказать и о природе творческой работы са мого Ю. С. Постнова, напряженно размыш лявшего о том, что может увеличить дей ственную. силу театра в служении высоким идеалам времени, на каких путях можно достичь усиления социальной зоркости, пси хологической правды, гражданственного звучания его спектаклей. Он тоже относил ся к числу творцов, «покоряющих мыслью». О том, какое место занимал театр в жиз ни Ю. С. Постнова, с беспристрастной объективностью свидетельствует общий спи сок его печатных работ: львиную долю его (более 1(Ю!) составляют именно театраль ные рецензии и театроведческие статьи. Рецензии эти и сегодня читаются с инте ресом. Заложенные в них чувства и настро ения, впечатления, наблюдения, размышле ния не утратили своей остроты; они и сей час оставляют ощущение простора и полета авторской мысли. И возникает естественное желание сказать: как было бы хорошо и по лезно вернуть хотя бы часть этого матери ала современному читателю, составить из них отдельную книгу! Разумеется, самую ответственную, самую важную страницу биографии Ю. С. Постно ва составили годы его работы в Институ те истории, филологии и философии СО АН СССР. Когда в 1961 году он пришел в его коллектив, здесь уже вплотную приступили к созданию пятитомной «Истории Сибири». Он сразу включился в эту деятельность как автор разделов по истории русской литера туры, театра, изобразительного искусства Сибири. К тому врёмени первые, более или менее удачные попытки осмыслить исторический путь своих национальных литератур были уже предприняты в Якутии, Бурятии, Хака сии, Горном Алтае; однако сколько-нибудь цельное представление о путях развития русской литературы Сибири отсутствовало. ''•огда-то и возникла мысль о создании обобщающего труда по истории русской ли тературы Сибири. Справедливость требует сказать, что об щественное сознание сибиряков уже созре ло для восприятия этой мысли, она, можно сказать, носилась в воздухе. На кафедре литературы Красноярского пединститута был создан даже проспект будущего труда, где ^ предполагалось рассмотреть путь рус ской литературы, правда, в общем контек сте исторического развития других нацио нальных литератур Сибири. Однако для воплощения большой идеи нужна была солидная база, на которой можно было бы развернуть поисковую, со бирательскую, исследовательскую и другие научно^организационные работы. Возглав лявший в то время Институт истории, фи лологии и философии академик А. П. Ок ладников, при всей увлеченности археоло гическими изысканиями и глубокой предан ности своей науке, не был человеком узких научных пристрастий, хорошо понимал не обходимость развертывания широкого фрон та гуманитарных исследований в Сибири, При его непосредственной поддержке и со действии в институте созданы были сначала литературоведческая группа, а затем сеістор русской и советской литературы, который до конца жизни возглавлял Ю. С. Постнов. Надо сказать, что в 60-е годы в Сибири работал большой отряд литературоведов, прекрасно понимавших насущную необходи мость изучения ее духовной культуры, са моотверженно служивших делу ее духовно го возвышения. Широко были известны труды Н. Ф. Бабушкина, Я. Р. Кошелева, Г. Ф. Кунгурова, Е. Д. Петряева, Л. Е. Элиасова, Н. Н. Яновского, В. П. Трушкина и др. К сожалению, работа каждого из них была локализована в пределах индивиду альных вкусов, пристрастий и интересов. Идея создания обобщающего труда по истории русской литературы Сибири спло тила сибирских филологов, придала их де ятельности новый импульс. Было ясно, что такой труд может явиться лишь плодом большой и планомерной работы, строгой координации частных, •разрозненных иссле дований, мощной интеграции творческих усилий литературоведов, критиков, писате лей, издателей. Не вызывало сомнений и то, что координировать и концентрировать имеющиеся силы можно было только на ос нове цельной концепции, убедительной те оретической платформы. И прямо надо сказать, что не сразу про ступили теоретические и структурные кон туры будущего труда, не сразу стало ясно, что это будет именно двухтомник, что в ре зультате многолетней работы большого кол лектива возникнут те самые «Очерки рус ской литературы Сибири», которые сегодня хорошо известны читателю и заслужили одобрительную оценку критики, отметив шей «по-настоящему значительные дости жения большого труда, выполненного на высоком научном уровне, дающего целост
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2