Сибирские огни, 1985, № 7

сами еще и благодаря тому, что в поле зре­ ния Ю. С. Постнова как театрального кри­ тика постоянно оказываются и спектакли гастролирующих в Новосибирске театров — как столичных, так и периферийных. Напряженная до самоотверженности ра­ бота Ю. С. Постнова В театральной крити­ ке неопровержимо убеждает в том, что ему претила провинциальная замкнутость взглядов и вкусов, что он упорно стремил­ ся ввести местную театральную жизнь в русло всесоюзных эстетических исканий, представить ее в общей динамике художе­ ственного развития современности. Он не жалел ни духовной энергии, ни физиче­ ских сил, ни времени, чтобы расширить сферу собственных театральных наблюде­ ний и впечатлений, чтобы, свободно опери­ руя ими, не испытать затруднений в пои­ сках сравнений параллелей, ассоциаций. Он мастерски владел и жанром актерско­ го портрета. Воссоздавая творческий облик известных сибирских актеров Г. Яшунско- т о , М. Бибера, А. Покидченко, он неизменно оставался верен единой мере оценки сцени­ ческого мастерства. Его идеалом был ак­ тер, которого отличали творческая цель­ ность, безоглядная полнота самоотдачи зрительному залу, актер, «покоряющий мыслью». В статье, посвященной Г. Яшунскому, он давал детальную расшифровку этого оп­ ределения: «Для него не существует мастер­ ства как самоцели — приступая к любой роли, он хочет ответить для себя на воп­ рос: а что он может сказать этой ролью зрителю, чем он поможет ему в решении сложной проблемы, именуемой жизнью?» Но ведь именно этими же словами можно сказать и о природе творческой работы са­ мого Ю. С. Постнова, напряженно размыш­ лявшего о том, что может увеличить дей­ ственную. силу театра в служении высоким идеалам времени, на каких путях можно достичь усиления социальной зоркости, пси­ хологической правды, гражданственного звучания его спектаклей. Он тоже относил­ ся к числу творцов, «покоряющих мыслью». О том, какое место занимал театр в жиз­ ни Ю. С. Постнова, с беспристрастной объективностью свидетельствует общий спи­ сок его печатных работ: львиную долю его (более 1(Ю!) составляют именно театраль­ ные рецензии и театроведческие статьи. Рецензии эти и сегодня читаются с инте­ ресом. Заложенные в них чувства и настро­ ения, впечатления, наблюдения, размышле­ ния не утратили своей остроты; они и сей­ час оставляют ощущение простора и полета авторской мысли. И возникает естественное желание сказать: как было бы хорошо и по­ лезно вернуть хотя бы часть этого матери­ ала современному читателю, составить из них отдельную книгу! Разумеется, самую ответственную, самую важную страницу биографии Ю. С. Постно­ ва составили годы его работы в Институ­ те истории, филологии и философии СО АН СССР. Когда в 1961 году он пришел в его коллектив, здесь уже вплотную приступили к созданию пятитомной «Истории Сибири». Он сразу включился в эту деятельность как автор разделов по истории русской литера­ туры, театра, изобразительного искусства Сибири. К тому врёмени первые, более или менее удачные попытки осмыслить исторический путь своих национальных литератур были уже предприняты в Якутии, Бурятии, Хака­ сии, Горном Алтае; однако сколько-нибудь цельное представление о путях развития русской литературы Сибири отсутствовало. ''•огда-то и возникла мысль о создании обобщающего труда по истории русской ли­ тературы Сибири. Справедливость требует сказать, что об­ щественное сознание сибиряков уже созре­ ло для восприятия этой мысли, она, можно сказать, носилась в воздухе. На кафедре литературы Красноярского пединститута был создан даже проспект будущего труда, где ^ предполагалось рассмотреть путь рус­ ской литературы, правда, в общем контек­ сте исторического развития других нацио­ нальных литератур Сибири. Однако для воплощения большой идеи нужна была солидная база, на которой можно было бы развернуть поисковую, со­ бирательскую, исследовательскую и другие научно^организационные работы. Возглав­ лявший в то время Институт истории, фи­ лологии и философии академик А. П. Ок­ ладников, при всей увлеченности археоло­ гическими изысканиями и глубокой предан­ ности своей науке, не был человеком узких научных пристрастий, хорошо понимал не­ обходимость развертывания широкого фрон­ та гуманитарных исследований в Сибири, При его непосредственной поддержке и со­ действии в институте созданы были сначала литературоведческая группа, а затем сеістор русской и советской литературы, который до конца жизни возглавлял Ю. С. Постнов. Надо сказать, что в 60-е годы в Сибири работал большой отряд литературоведов, прекрасно понимавших насущную необходи­ мость изучения ее духовной культуры, са­ моотверженно служивших делу ее духовно­ го возвышения. Широко были известны труды Н. Ф. Бабушкина, Я. Р. Кошелева, Г. Ф. Кунгурова, Е. Д. Петряева, Л. Е. Элиасова, Н. Н. Яновского, В. П. Трушкина и др. К сожалению, работа каждого из них была локализована в пределах индивиду­ альных вкусов, пристрастий и интересов. Идея создания обобщающего труда по истории русской литературы Сибири спло­ тила сибирских филологов, придала их де ятельности новый импульс. Было ясно, что такой труд может явиться лишь плодом большой и планомерной работы, строгой координации частных, •разрозненных иссле­ дований, мощной интеграции творческих усилий литературоведов, критиков, писате­ лей, издателей. Не вызывало сомнений и то, что координировать и концентрировать имеющиеся силы можно было только на ос­ нове цельной концепции, убедительной те­ оретической платформы. И прямо надо сказать, что не сразу про­ ступили теоретические и структурные кон­ туры будущего труда, не сразу стало ясно, что это будет именно двухтомник, что в ре­ зультате многолетней работы большого кол­ лектива возникнут те самые «Очерки рус ской литературы Сибири», которые сегодня хорошо известны читателю и заслужили одобрительную оценку критики, отметив­ шей «по-настоящему значительные дости­ жения большого труда, выполненного на высоком научном уровне, дающего целост

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2