Сибирские огни, 1985, № 7
атре, а театр Ю. С. Постное любил предан но и неизменно, театр был, мож но сказать, его внутренней, не остывающей с годами страстью. Некоторое время он работал помощником главного режиссера по литературной части в Новосибирском драматическом театре «Красный факел». Сам пробовал писать для театра. Его пьеса «В одном институте» была опубликована на страницах «Сибир ских огней» (1956, № 6); позднее он напи сал пьесу для народного театра Новосибир ского академгородка и сам стал режиссером спектакля по ней. Однако неоспоримого ус пеха он добился не тогда, когда писал для театра, а когда писал про театр. Искусствоведы в полной мере еще не оце нили вклада Ю. С. Постнова в воссоздание истории сибирского театра. В пятитомной «Истории Сибири», выпущенной коллекти вом Института истории, филологии и фило софии СО АН СССР и удостоенной Госу дарственной премии СССР, ему принадле жит обстоятельный очерк о развитии сибирского искусства, в том числе живописи, театра, драматургии и литературы в целом. Во многом идя по целине, с большим знанием де ла прослеживает он развитие теат ральной жизни Сибири в широком хроно логическом разрезе от второй половины XIX века до нашего времени. Многоаспект ный подход к театроведческой проблемати ке явственно ощутим в таких его работах, как «Шекспир в театрах Сибири» («Сибир ские огни», 1964, № 4), «Газета «Сибирь» и Иркутский театр 70-х годов XIX в.» (в сб. «Общественно-политическое движение в Сибири 1861— 1917 гг.»), «Актер, покоря ющий мыслью» — о Г. М. Яшунском («Си бирские огни», 1972, № И ), «Телеэкран или театр» (в сб. «Собеседник», Новосибирск, Западно-Сибирское кн. изд-во, 1975). Закономерным выражением пристального внимания Ю. С. Постнова к сложным воп росам развития современного театра яви лась книга «Когда театр волнует», вышед шая в 1968 году в научно-популярной серии Новосибирского издательства «Наука». В ней автор хотел выразить свое отношение к острополемической в те годы проблеме — якобы неизбежной гибели театра. Широкое распространение новых форм массовой ин формации и прежде всего победоносное на ступление телевидения многие восприняли тогда как реальное предвестие конца теат ра. С тех пор прошло почти два десятиле тия — и время успело ответить на тревож ный вопрос о судьбах театра со всей опре деленностью: театр не только не сдал своих позиций, но, добившись многих несомнен ных успехов, сумел увидеть в малом экране вовсе не врага своего, а союзника. Сегодня проблема отношений между те атром, кино, телевидением исследована в десятках специальных работ в разных ас пектах — и социологическом, и искусство ведческом, и сама постановка вопроса по принципу «или — или» кажется нелепой, ве ет от нее какой-то схоластикой. Тогда же, в 60-е годы, эта проблема не была лишена новизны, остроты, актуальности, и Ю. С. Постное включился в развернувшуюся по лемику со всей силой своей нерастраченной любви к театру, готовностью защитить его от нападок скептиков, отстоять его права в новых условиях, показать возможность содружества с новыми формами искусства. Разумеется, он присоединился к позиции тех, кто устоял перед паникой за будущее театра, но не унизил себя и напрасной ху лой в адрес телевидения, убедительно дока зывая крайнюю необходимость каждого из этих видов искусства как действенных средств эстетического и идеологического воздействия на человека. Много сил и времени отдавал Ю. С. По стное театральной критике, и, думается, что именно здесь более всего проявился его та лант, здесь более всего получал он, на наш взгляд, творческое удовлетворение. Д аж е тогда, когда, казалось, было невозможно вырваться из плена бесконечных дел, обя занностей, поручений, с какой-то отчаянной решимостью стряхивал с себя этот груз непомерной занятости и... оказывался в зрительном зале театра. Потом следовала бессонная ночь. И ре цензии шли потоком, как всегда, удивляя оперативностью отзыва на события теат ральной жизни и радуя безупречным про фессионализмом. В них обнаруживались и его мастерство владения слогом, и умение слить литературоведческий анализ со сце ническим воплощением главной идеи спек такля, и неизменная обращенность к живо трепещущим проблемам современной духов ной жизни. Сама амплитуда его искусствоведческих интересов в сфере театральной критики удивляет своим размахом, равно как пора жает само количество написанных им ста тей и рецензий. «Недостатки одного спек такля» (о спектакле «Красного факела» «Ночь ошибок» О. Гольдсмита, 19іЙ), «Страница жизни» (о спектакле Новосибир ского ТЮЗа по пьесе В. Розова «Неравный бой», 1954), «Ремарк на новосибирской сцене» (о спектакле Новосибирского обла стного драматического театра «Последняя остановка», 1958), «Новая встреча с Горь ким» (о спектакле «Яков Богомолов» на сцене «Красного факела», 1958), «Драма Протасова и ее воплощение» (о спектакле «Живой труп» на сцене «Красного факела», 1959), «Школа мастерства» (Чехов на сце не «Красного факела», 1960), «Снова «Яков Богомолов» (о возобновлении «Якова Бо гомолова» в «Красном факеле», 1961), «Ду ша надобна!» (о спектакле Новосибирского областного театра «Власть тьмы», 1974). «Испытание на прочность» (о спектакле «Красного факела» по пьесе А. Вампилова «Старший сын», 1974) и т. д. Д аж е рискуя злоупотребить терпением чи тателя, утомить его длинными перечисле ниями, прерываешь их с превеликой неохо той. И не только потому, что есть в этом пе речне своя завораживающая магия, влия нию которой невольно поддаешься, а и потому, что, чем больше перечисляешь, тем отчетливее убеждаешься, какой богатый и интересный материал для воссоздания исто рии нашего театра можно извлечь отсюда, какая трепетная картина театральной жиз ни в одном из крупнейших городов Сиби ри — с ее успехами и неудачами, взлетами и надеждами — стоит за этими давними, оставленными на страницах желтеющих газет, рецензиями. Картина эта раздвигается в своих преде лах, обогащается красками, тонами, нюан
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2