Сибирские огни, 1985, № 7
КРИТИКА ЛИТЕРЛТаРОВБДЕНИЕ Л. Якимова ПРОСВЕТИТЕЛЬ к 60-летию Ю. С. Постнова в этом году доктору филологических на ук, бывшему заведующему сектором рус ской и советской литературы Института истории, филологии и философии СО АН СССР Юрию (Георгию) Сергеевичу Пост- нову исполнилось бы шестьдесят лет. Всего шестьдесят, но при этом так уж случилось, что предельно коротким оказался в его би ографии период собственно активной твор ческой жизни. С одной стороны, ее укоро тила война, на которую девятнадцатилет ним юношей он ушел добровольцем, с другой — безжалостно оборвала прежде временная смерть, не дав осуществиться множеству его планов, замыслов, задумок, не позволив полностью проявиться богат ству его творческих сил, остановив напря женную рцботу ищущей мысли и беспокой ной души в самом, что называется, разгаре. Он начал печататься в начале 50-х годов. Автореферат кандидатской диссертации о творчестве Т. Драйзера, появившийся в 1956 году, был его первой крупной работой. В феврале 1978 года Ю. С. Постнова уже не стало. Но этому человеку и двух с не большим десятилетий оказалось достаточ но, чтоб превратиться в известного учено- го-филолога, оставить заметный след в раз витии других сторон культурной жизни Сибири. В Ю. С. Постнове не могла не поражать и огромная трудоспособность, и многосто ронность интересов, и неуемность организа ционной инициативы, и умение преобращать энергию исследовательской, научно-теорети ческой мысли в практически полезную про светительскую работу. Он закончил литературный факультет Но восибирского государственного педагогиче ского института, сразу х<е стал работать здесь преподавателем зарубежной литера туры, затем уже в Новосибирском государ ственном университете читал этот курс до конца жизни. Но педагогика интересовала его и в широком смысле этого слова. Пе дагогом, учителем, пропагандистом он был по призванию. По-настоящему глубоко вол новали его и состояние педагогической мыс ли в стране, и судьба современной школы; а потому, при всей своей занятости, он со свойственным ему энтузиазмом руководил дискуссионным клубом «Школа, родители, учителя» при Доме ученых Новосибирского центра СО АН СССР, выступал с лекциями на педагогические темы перед широкой аудиторией. В его деятельности все было спаяно, сли то, сцеплено; одно вытекало из другого, а это «другое» определяло третье и т. д. Бу дучи преподавателем и ведя большую лек ционно-пропагандистскую работу, он счи тал необходимым придать ей характер осоз нанного профессионализма, граничащего с настоящим искусством, даже артистиз мом. Отсюда проистекал его интерес к на уке красноречия. Добиваясь максимального воспитательно-педагогического эффекта в общении с любой аудиторией, стремясь к внедрению гуманитарных знаний в живую практику, он всегда высоко ценил культуру речи, презирал словесную мишуру, любил слово точное, действенное, целенаправлен ное, считал для каждого лектора необходи мым зінать правила ораторского искусства, осознанно владеть приемами красноречия. Не случайно среди многочисленных его тру дов значится и брошюра об ораторском ис кусстве «Человек на трибуне». Изложение правил красноречия сопровож дается в ней точной характеристикой ора торской манеры таких сибирских ученых, как А. П. Окладников, Г. С. Мигиренко, ко торые пользовались славой блестящих лек торов и исследовательский дар которых ор ганически сочетался с даром популяриза ции. Публичные выступления самого Ю. С Постнова привлекали глубиной убежденно сти, силою логики, богатством ассоциаций настоящим артистизмом. Слово «артистизм», полагаю, употреблено здесь не всуе. Это понятие прямо и непос редственно ассоциируется с мыслью о те
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2