Сибирские огни, 1985, № 7

КРИТИКА ЛИТЕРЛТаРОВБДЕНИЕ Л. Якимова ПРОСВЕТИТЕЛЬ к 60-летию Ю. С. Постнова в этом году доктору филологических на­ ук, бывшему заведующему сектором рус­ ской и советской литературы Института истории, филологии и философии СО АН СССР Юрию (Георгию) Сергеевичу Пост- нову исполнилось бы шестьдесят лет. Всего шестьдесят, но при этом так уж случилось, что предельно коротким оказался в его би­ ографии период собственно активной твор­ ческой жизни. С одной стороны, ее укоро­ тила война, на которую девятнадцатилет­ ним юношей он ушел добровольцем, с другой — безжалостно оборвала прежде­ временная смерть, не дав осуществиться множеству его планов, замыслов, задумок, не позволив полностью проявиться богат­ ству его творческих сил, остановив напря­ женную рцботу ищущей мысли и беспокой­ ной души в самом, что называется, разгаре. Он начал печататься в начале 50-х годов. Автореферат кандидатской диссертации о творчестве Т. Драйзера, появившийся в 1956 году, был его первой крупной работой. В феврале 1978 года Ю. С. Постнова уже не стало. Но этому человеку и двух с не­ большим десятилетий оказалось достаточ­ но, чтоб превратиться в известного учено- го-филолога, оставить заметный след в раз­ витии других сторон культурной жизни Сибири. В Ю. С. Постнове не могла не поражать и огромная трудоспособность, и многосто­ ронность интересов, и неуемность организа­ ционной инициативы, и умение преобращать энергию исследовательской, научно-теорети­ ческой мысли в практически полезную про­ светительскую работу. Он закончил литературный факультет Но­ восибирского государственного педагогиче­ ского института, сразу х<е стал работать здесь преподавателем зарубежной литера­ туры, затем уже в Новосибирском государ­ ственном университете читал этот курс до конца жизни. Но педагогика интересовала его и в широком смысле этого слова. Пе­ дагогом, учителем, пропагандистом он был по призванию. По-настоящему глубоко вол­ новали его и состояние педагогической мыс­ ли в стране, и судьба современной школы; а потому, при всей своей занятости, он со свойственным ему энтузиазмом руководил дискуссионным клубом «Школа, родители, учителя» при Доме ученых Новосибирского центра СО АН СССР, выступал с лекциями на педагогические темы перед широкой аудиторией. В его деятельности все было спаяно, сли­ то, сцеплено; одно вытекало из другого, а это «другое» определяло третье и т. д. Бу­ дучи преподавателем и ведя большую лек­ ционно-пропагандистскую работу, он счи­ тал необходимым придать ей характер осоз­ нанного профессионализма, граничащего с настоящим искусством, даже артистиз­ мом. Отсюда проистекал его интерес к на­ уке красноречия. Добиваясь максимального воспитательно-педагогического эффекта в общении с любой аудиторией, стремясь к внедрению гуманитарных знаний в живую практику, он всегда высоко ценил культуру речи, презирал словесную мишуру, любил слово точное, действенное, целенаправлен­ ное, считал для каждого лектора необходи­ мым зінать правила ораторского искусства, осознанно владеть приемами красноречия. Не случайно среди многочисленных его тру­ дов значится и брошюра об ораторском ис­ кусстве «Человек на трибуне». Изложение правил красноречия сопровож­ дается в ней точной характеристикой ора­ торской манеры таких сибирских ученых, как А. П. Окладников, Г. С. Мигиренко, ко­ торые пользовались славой блестящих лек­ торов и исследовательский дар которых ор­ ганически сочетался с даром популяриза­ ции. Публичные выступления самого Ю. С Постнова привлекали глубиной убежденно сти, силою логики, богатством ассоциаций настоящим артистизмом. Слово «артистизм», полагаю, употреблено здесь не всуе. Это понятие прямо и непос­ редственно ассоциируется с мыслью о те

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2