Сибирские огни, 1985, № 7

Или на ту опытную станцию, которые их рекомендовали. Итак, что же, скажет нетерпеливый чита­ тель, от чего ушли, к тому и пришли; все тот же целевик, заранее запланированный, знающий, кто его направил и куда он по­ едет, стоило ли, право, огород городить? Нет, отвечу скептикам, то же, да не совсем. В новом эксперименте мы видим действие тех факторов, которые далеко не всегда проявляют себя в обычной классической ас­ пирантуре. Что прежде всего бросается в глаза? Не­ прерывность обучения. Процесс нигде не обрывается, утечки знаний не происходит, а получение их идет в комплексе, в един­ стве, что соответствует наблюдающейся тен­ денции науки. Цепочка, такая необходимая в этом процессе: «студент—аспирант—уче­ ный» нигде не прерывается, нет болезненных эксцессов — когда человек ради того, чтобы стать ученым, жертвует материальными благами, идет с высокой зарплаты на ас­ пирантские «сто рэ», заставляя часто и семью смиряться с «жертвами во имя нау­ ки». Здесь все происходит естественно, сту­ денческая стипендия закономерно перера­ стает в аспирантскую, а научный сотрудник (если окончивший отделение пойдет в на­ учное учреждение) успешнее и легче учит­ ся в аспирантуре (помните, слова П. Г. Ку- лебакина об отрадных «просветах»?). Затем. Нет (или почти нет) на отделении случайно попавших людей — отбор проис­ ходит, в основном, безболезнейно (разуме­ ется, нельзя не учитывать издержек, они есть), но в целом интересы выявлены и идет параллельный процесс — и овладение вузов­ ской программой, и дополнительный курс, и непосредственное исследование на основе НИИ СО ВАСХНИЛ, где созданы базовые кафедры, которые ведут учебную и исследо­ вательскую работу. И что весьма важно: к ней привлечены ведущие ученые СО ВАСХНИЛ: академики,' члены-корреспонден­ ты, доктора наук. Как правило, они и ста­ новятся научяыми руководителями будущих аспирантов. И не возникает ситуация, ког­ да год уходит на поиск темы научного ис­ следования. Если к этому добавить, что к услугам студентов отделения новейшие лаборатории и оборудование, академические опытные по­ ля и вся материально-техническая база Си­ бирского сельскохозяйственного научного центра, то все больше и больше, утвержда­ ешься во мнении, что, возможно, и будет найден тот самый «архимедов рычаг», во всяком случае, появились реальные надеж­ ны , что те самые сто человек, которые Пре­ зидиум СО ВАСХНИЛ ежегодно просят у Минсельхоза, а он присылает их чуть ли не из Краснодарского края и благодатной Молдавии, наконец-то будут найдены здесь, в Сибири. Они не станут нуждаться в адап­ тации к суровому климату. И все их помыслы,- весь жар молодых сер­ дец, все творческие усилия будут направ­ лены на осуществление Продовольственной программы, развитие сибирской сельскохо­ зяйственной науки. Такие рождались мысли. Так дзгмалось, когда я покидал академгородок в Краснооб- ске и на фоне темнеющего неба видел вспы­ хивающие окна многоэтажных домов — там шла учеба, ставились опыты, в зачетках появлялись все новые и новые оценки. Экс­ перимент идет. Ему на помощь приходит новая струя, о ней мне расеказал А. И. Капинос, препода­ ватель НСХИ, большой энтузиаст новых талантов. — Все взаимосвязано,— подчеркнул он,— нельзя уповать только на что-то одно. Нуж­ но привлечь силы школы, не можем мы ми­ риться с тем, что только пятая часть буду­ щих выпускников сельских школ ориентиро­ вана на работу в селе и на сельскохозяй­ ственную науку. Это просчеты учителей биологии, всей постановки школьного вос­ питания. Вот вы говорили о Саше Говору­ хине, а кто зародил в его душе искру люб­ ви к природе, стремление к познанию ее? Первый его учитель по природоведению. Мысли его, уроки его, горячая любовь к природе передались ученику. Вот мы и ре­ шили на базе НСХИ организовать 20-днев­ ные семинары для школьных учителей по биологии: читают им лекции ведущие уче­ ные, устраиваем с ними коллоквиумы, се­ минары. А они, в свою очередь, делятся по­ лученными знаниями с коллегами. Более 150 человек из Новосибирской и Томской обла­ стей уже прошли такие семинары. Думаю, отдача будет. Пойдут к нам увлеченные ре­ бята, а это и позволит находить и воспи­ тывать таланты. Только общими усилиями можно разомкнуть круг, но прежде всего нужна ломоносовская одержимость буду­ щих ученых, а ее только экономическим ры­ чагом не вызовешь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2