Сибирские огни, 1985, № 7
— Представьте себе. Экономический фак тор нельзя сбрасывать со счетов. Но давай те вникнем во все стороны проблемы. Тре бования о-го-го! Аспирант сегодня должен уметь пользоваться электронно-вычисли тельными машинами, дисплеями, термина лами, владеть методами математического моделирования проектов и многими други ми премудростями. Когда он это освоит? А еще нужно сдать кандидатский минимум. — И все-таки, неужели все без просвета? — Нет. Зачем же, опыт говорит, что ус пешно учатся в аспирантуре те, кто пора ботал в должности научных сотрудников^, кто овладел навыками исследовательской работы, кто имеет на своем счету научные статьи и предварительно сдал кандидатские экзамены. Так что, как видите, есть и про светы. Петр Григорьевич ушел, а перед моими глазами все стоял кем-то небрежно начер ченный белый круг на черной, как вороново крыло, доске. «Научных работников в НИИ не хватает, потому что их плохо готовит аспирантура, а ее работа малоэффективна, потому что в ней мало учится научных ра ботников». Где же выход? Кабинет ректора Новосибирского сель скохозяйственного института профессора И. И. Гудилина напоминал штаб. Предсто яло важное событие — региональная конфе ренция сельскохозяйственных вузов Сибири и Дальнего Востока. Конференция имела особый смысл. На ряду с обсуждением проблем улучшения подготовки научно-педагогических кадров как бы подводились первые итоги своеоб разного эксперимента, который начали про водить совместно Президиум СО ВАСХЮІЛ и ректорат НСХИ. Его суть и заключалась в том, чтобы найти в конце концов «архимедов рычаг», с помощью ко торого можно было бы перевернуть уста ревшую систему, повернуть к солнцу, вдох нуть жизнь. Р. Б. Кондратьев как раз и говорил об этом; — Поиск привел нас к созданию в НСХИ особого факультета. Главная его цель — подготовка научных и педагогических кад ров для СО ВАСХНИЛ и сельхозинститу тов Сибири. Добивались долго, сомнений было мното. Но все же совместными усили ями убедили Главное управление высшего и среднего сельскохозяйственного образова ния Минсельхоза ССОР, что дело нужное, польза от него будет. Главк согласовал воп рос с Минвузом СССР, и лед тронулся. Минвуз разрешил создать в Новосибирском сельхозинституте единственный в стране такого рода факультет. Это было четыре го да назад. — Что же, пора снимать, как говорится, первый урожай? — Нет, урожай пока снимать рано. Прой дет еще, пожалуй, года три-четыре, пока появятся новые сибирские ученые, исследо ватели, занимающиеся проблемами разви тия а^'ропромышленного комплекса. Но го ворить уже есть о чем, .материал накоплен, опыт движется, и успех его зависит от уси лий всех вузов региона, НИИ и опытных станций СО ВАСХНИЛ. Но есть и трудно сти. Они связаны все-таки с удаленностью вуза от нашего отделения. Идея сделать так, как в Академгородке, к сожалению, не осуществилась. Отсюда и определенные из держки, которых нет в СО АН СССР: ме нее тесный контакт с учеными СО ВАСХНИЛ, отдаленность студентов НСХИ от научной базы нашего отделения, трудность руководства со стороны ведущих ученых. Д а и сами виноваты: двенадцатый этаж в Институте экономики до сих пор окончательно не подготовили для занятий. Новое, как известно, не дается легко. Это понимают и в СО ВАСХНИЛ и в НСХИ. Будет ли новое отделение тем именно «ар химедовым рычагом», который разомкнет замкнутый круг,— подскажет будущее, тем более — оно не за горами. Р. Б. Кондратьев в своем докладе называл имена тех, кто до- стоин похвалы за свое усердие, прилежание, горячее стремление во что бы то ни стало сделать открытие. В числе других упомина лось имя Александра Говорухина. Саша приехал сюда после окончания вто рого курса Приморского сельскохозяйствен ного института. Любит тайгу, жил в Уссу рийске, с детства имел пристрастие к жи вотным. Интересовали олени — их изучение стало темой его дипломной работы. У Го ворухина два научных руководителя — от НСХИ и СО ВАСХНИЛ. Парень — не из супермодных, скорее стеснителен, резуль татами не хвастает, говорит не торопясь, взвешивает каждое слово — нет в нем бах вальства, этаких скоропалительных реше ний. Занимается он иммунногенетикой. Спро сил, что это такое. — Иммунногенетика сродни разведке. Ее цель — узнать генотип животного, дать оп ределенное направление в деятельности се лекционера. Ведь сейчас он работает всле пую. Как доказала наука, наилучших ре зультатов надо ожидать от скрещивания животных, которые обладают различным построением генов, т. е. в значительной сте пени отличающимися генотипами зародыше вых клеток. Тогда продуктивность пятни стых оленей будет раза в два, а то и в три выше. А их продукция — это прежде всего панты. Если сейчас их срезают по два кило грамма в среднем, то можно добиться, что будет и по три и по четыре. А самое глав ное — повысятся целебные свойства самих пантов. Вот мы и даем в руки селекционе рам компас — как лучше действовать, ка ким путем можно добиться наиболее эффек тивных результатов. О своих лелах Саша сказал очень скром но. Но вот его руководитель Н. О. Сухова оценила прилежание своего ученика более определенно: — Думается, из Саши Говорухина выйдет настоящий ученый. Я не побоюсь сказать, что для завершения работы и написания кандидатской диссертации ему достаточно будет двух лет. А Говорухин еще студент, перешел на пя тый курс. Вместе с ним настойчиво работа ет над выведением новых пород норок и его молодая супруга — Тамара Говорухина, однокурсница Саши. Да, новое отделение носит региональный характер, каждый вуз региона со второго курса направляет лучших своих питомцев, проявивших склонность к научной работе, по согласованию с соответствующими НИИ или опытной станцией, и они зачисляются в порядке перевода в НСХИ, а после окон чания обязательно направляются в тот НИИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2