Сибирские огни, 1985, № 7

ные мысли, тем более что в современный пе­ риод наука находится перед новым витком в своем развитии, на котором все в боль­ шей степени будут давать о себе знать ин­ тегративные процессы. Ж ива в высшей школе традиция: учитель готовит смену, кафедра обновляет свои кадры за счет своих учеников. Берет она свое начало также от ломоносовских вре­ мен. (Д а простит нам читатель столь ча­ стые обращения к тем временам.) Именно не кто иной, как Порфирий Крайский и Фе­ дор Кветницкий, включили своего прилеж­ ного ученика в число тех, кто был отобран для дальнейшего обучения в Петербург­ ской Академии наук,' тем самым открыв для него путь в большую науку. Такова была ипостась и многих великих ученых России: Вернадского В. •И., Менделеева Д . И., Ти­ мирязева К. А. и других. Говорю об этом потому, что довелось в последнее время об этой традиции услы­ шать различные мнения — как прямолиней­ но положительнче, так и не менее резко вы­ раженные отрицательные. Упомянутая Зо­ нальная конференция подтвердила эту по­ лярность. Встретившийся на ней проректор по учебной работе Благовещенского сель­ скохозяйственного института убежденно го­ ворил: «Вы понимаете, что получается? Ес­ ли делать ставку на привозных ученых — мороки много: и квартиру надо, да не лишь бы какую, а обязательно — люкс, иначе и разговору не будет, и отдельный кабинет в институтском здании, а оно и так не богато на аудитории, стало быть, какой-то из них надо жертвовать. Но вся закавыка даж е не в этом: про­ бовали, делали, а все равно москвичи и ле­ нинградцы не остаются — через годик-два покидают наш город, устремляются обрат­ но. Климат для них не тот. И решили мы тогда: готовить своих ученых, они уже адаптированы, патриоты Приамурья, им и карты в руки. — Много Ли сумели подготовить за эти годы пятилетки? — Ца пока только двоих...» Удивительно ли, что упомянутый вуз за ­ мыкает список вузов региона по количеству докторов наук? Здесь только десятая часть кафедр возглавляется докторами наук, а положено, чтобы каждой руководил доктор. И вот по этому поводу берут слово оппо­ ненты. Их рассуждения примерно таковы: если в вузе нет доктора наук, то о какой солидной подготовке кадров, особенно для научной сферы, может идти речь? Ведь ес­ ли следовать положениям ВАКа, то науч­ ным руководителем при написании канди­ датской диссертации обязательно должен быть доктор наук. Почему? Да потому, что доктор наук — это родоначальник нового направления в науке, автор фундаменталь­ ного труда, развитие которого составит рождение целой плеяды новых ученых, ста­ новление школы, которая разовьет далее начатое большое дело. А в вузах, где док­ торов наук нет, становится под сомнение и сам уровень подготовки'и глубина научного исследования. Здесь ли говорить о доморо­ щенных научных кадрах? Что же, в таких рассуждениях есть резон. Что же вынуждены делать вузы? Во-пер­ вых, отправлять своих кандидатов на «вы­ учку» в ведущие вузы страны, к видным ученым, где они проходят «стажировку», набираются ума-разума, проводят экспери­ менты и апробируют свои идеи. Во-вторых, направлять своих лучших студентов, начи­ ная со второго-третьего курса, на зачисле­ ние в студенты также одного из ведущих (или, как принято говорить, головных) ву­ зов, где они оканчивают курс, поступают в аспирантуру и возвращаются в «альма-ма­ тер» кандидатами наук. Такие вот заботы волнуют вуз. А чисто научные учреждения? Их ведь также бес­ покоит проблема кадров, и не в меньшей, а, возможно, в большей степени. Когда, например, образовалось Сибирское отделе­ ние ВАСХНИЛ, резко поднялся спрос на способных молодых ученых, их недоставало и недостает ныне во многих НИИ СО ВАСХНИЛ. Как удовлетворить спрос, где взять кад­ ры научных работников? От решения этой задачи зависит эффективность деятельно­ сти нового регионального учреждения, его влияние на конечный результат — увеличе­ ние производства продуктов питания и. сырья для пищевой и легкой промышлен­ ности, а стало быть, и престижность самого отделения в глазах работников сельского хозяйства. Вначале расчет был взят на аспирантуру. Но в значительной степени он не оправдал себя. За разъяснениями я обратился к специ­ алисту в этой сфере П. Г. Кулебакину. Он доктор сельскохозяйственных наук, многие годы руководит подготовкой аспирантов в НИИ механизации и электрификации сель­ ского хозяйства. Петра Григорьевича я нашел в редакции газеты «Колос Сибири». Шел разговор о выпуске специального номера, посвященного проблемам научных кадров. Редактор га­ зеты просил его выступить на страницах выпуска. На макете будущего разворота виднелась шапка «Подготовка научных кад­ ров: союз НИИ — вуз». Сотрудник газеты, еще до мрей встречи с Кулебакиным, ска­ зал о нем: молодым ученым нравится, пря­ мой, в кулак не шепчет, ребят способных любит, аналитик и прогрессист. Беседа была короткой. Кулебакин на мою просьбу ответил, слег­ ка улыбаясь: — Если хотите — экспромтом, так ска­ зать, черновой набросок будущей своей статьи. Непричесанные мысли. Аспиранту­ ра чахнет: многие ее положения устарели. Посмотрите сами: кто поступает сейчас в нее? Практически каждый, кто подает за­ явление и сдает, вступительные экзамены. Конкурса, по сути говоря, нет. Преобладает все тот же целевик — которого направля­ ют, которому есть место на работе и в ас­ пирантуре. И вот что поразительно: аспи­ рантура, которая призвана отбирать талан­ ты, по сути дела, больше всего заинтересо­ вана в том, чтобы выполнить план набора, то есть тот же пресловутый вал, который навяз у всех на зубах. Где же тут каче­ ство — лишь бы набрать, потому что в ас­ пирантуру молодой специалист не идет, ему на производстве выгоднее. Заработок раза в 2—3 повыше, да и понимает он, что за три года не вытянуть ему огромный объем работы по подготовке диссертации. , — Так ли уж страшен черт?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2