Сибирские огни, 1985, № 7
ные мысли, тем более что в современный пе риод наука находится перед новым витком в своем развитии, на котором все в боль шей степени будут давать о себе знать ин тегративные процессы. Ж ива в высшей школе традиция: учитель готовит смену, кафедра обновляет свои кадры за счет своих учеников. Берет она свое начало также от ломоносовских вре мен. (Д а простит нам читатель столь ча стые обращения к тем временам.) Именно не кто иной, как Порфирий Крайский и Фе дор Кветницкий, включили своего прилеж ного ученика в число тех, кто был отобран для дальнейшего обучения в Петербург ской Академии наук,' тем самым открыв для него путь в большую науку. Такова была ипостась и многих великих ученых России: Вернадского В. •И., Менделеева Д . И., Ти мирязева К. А. и других. Говорю об этом потому, что довелось в последнее время об этой традиции услы шать различные мнения — как прямолиней но положительнче, так и не менее резко вы раженные отрицательные. Упомянутая Зо нальная конференция подтвердила эту по лярность. Встретившийся на ней проректор по учебной работе Благовещенского сель скохозяйственного института убежденно го ворил: «Вы понимаете, что получается? Ес ли делать ставку на привозных ученых — мороки много: и квартиру надо, да не лишь бы какую, а обязательно — люкс, иначе и разговору не будет, и отдельный кабинет в институтском здании, а оно и так не богато на аудитории, стало быть, какой-то из них надо жертвовать. Но вся закавыка даж е не в этом: про бовали, делали, а все равно москвичи и ле нинградцы не остаются — через годик-два покидают наш город, устремляются обрат но. Климат для них не тот. И решили мы тогда: готовить своих ученых, они уже адаптированы, патриоты Приамурья, им и карты в руки. — Много Ли сумели подготовить за эти годы пятилетки? — Ца пока только двоих...» Удивительно ли, что упомянутый вуз за мыкает список вузов региона по количеству докторов наук? Здесь только десятая часть кафедр возглавляется докторами наук, а положено, чтобы каждой руководил доктор. И вот по этому поводу берут слово оппо ненты. Их рассуждения примерно таковы: если в вузе нет доктора наук, то о какой солидной подготовке кадров, особенно для научной сферы, может идти речь? Ведь ес ли следовать положениям ВАКа, то науч ным руководителем при написании канди датской диссертации обязательно должен быть доктор наук. Почему? Да потому, что доктор наук — это родоначальник нового направления в науке, автор фундаменталь ного труда, развитие которого составит рождение целой плеяды новых ученых, ста новление школы, которая разовьет далее начатое большое дело. А в вузах, где док торов наук нет, становится под сомнение и сам уровень подготовки'и глубина научного исследования. Здесь ли говорить о доморо щенных научных кадрах? Что же, в таких рассуждениях есть резон. Что же вынуждены делать вузы? Во-пер вых, отправлять своих кандидатов на «вы учку» в ведущие вузы страны, к видным ученым, где они проходят «стажировку», набираются ума-разума, проводят экспери менты и апробируют свои идеи. Во-вторых, направлять своих лучших студентов, начи ная со второго-третьего курса, на зачисле ние в студенты также одного из ведущих (или, как принято говорить, головных) ву зов, где они оканчивают курс, поступают в аспирантуру и возвращаются в «альма-ма тер» кандидатами наук. Такие вот заботы волнуют вуз. А чисто научные учреждения? Их ведь также бес покоит проблема кадров, и не в меньшей, а, возможно, в большей степени. Когда, например, образовалось Сибирское отделе ние ВАСХНИЛ, резко поднялся спрос на способных молодых ученых, их недоставало и недостает ныне во многих НИИ СО ВАСХНИЛ. Как удовлетворить спрос, где взять кад ры научных работников? От решения этой задачи зависит эффективность деятельно сти нового регионального учреждения, его влияние на конечный результат — увеличе ние производства продуктов питания и. сырья для пищевой и легкой промышлен ности, а стало быть, и престижность самого отделения в глазах работников сельского хозяйства. Вначале расчет был взят на аспирантуру. Но в значительной степени он не оправдал себя. За разъяснениями я обратился к специ алисту в этой сфере П. Г. Кулебакину. Он доктор сельскохозяйственных наук, многие годы руководит подготовкой аспирантов в НИИ механизации и электрификации сель ского хозяйства. Петра Григорьевича я нашел в редакции газеты «Колос Сибири». Шел разговор о выпуске специального номера, посвященного проблемам научных кадров. Редактор га зеты просил его выступить на страницах выпуска. На макете будущего разворота виднелась шапка «Подготовка научных кад ров: союз НИИ — вуз». Сотрудник газеты, еще до мрей встречи с Кулебакиным, ска зал о нем: молодым ученым нравится, пря мой, в кулак не шепчет, ребят способных любит, аналитик и прогрессист. Беседа была короткой. Кулебакин на мою просьбу ответил, слег ка улыбаясь: — Если хотите — экспромтом, так ска зать, черновой набросок будущей своей статьи. Непричесанные мысли. Аспиранту ра чахнет: многие ее положения устарели. Посмотрите сами: кто поступает сейчас в нее? Практически каждый, кто подает за явление и сдает, вступительные экзамены. Конкурса, по сути говоря, нет. Преобладает все тот же целевик — которого направля ют, которому есть место на работе и в ас пирантуре. И вот что поразительно: аспи рантура, которая призвана отбирать талан ты, по сути дела, больше всего заинтересо вана в том, чтобы выполнить план набора, то есть тот же пресловутый вал, который навяз у всех на зубах. Где же тут каче ство — лишь бы набрать, потому что в ас пирантуру молодой специалист не идет, ему на производстве выгоднее. Заработок раза в 2—3 повыше, да и понимает он, что за три года не вытянуть ему огромный объем работы по подготовке диссертации. , — Так ли уж страшен черт?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2