Сибирские огни, 1985, № 7
Для всех этих подразделений нужны не единицы, а сотни «талантов», т. е. подготов ка кадров должна быть поставлена на «по ток», носить планомерный характер. И этот фактор, безусловно, положительный, даю щий возможность прогнозировать научные достижения и их внедрение в практику. С другой стороны, при таком подходе есть опасность идти от «вала», когда за количе ством не всегда удается увидеть качество,— это уже фактор отрицательный. Эти мысли приходят на ум, когда знако мишься с состоянием дел в очной и заочной аспирантуре, призванной по идее ее орга низаторов готовить кадры для научной де ятельности. Аспирантура — не' единственный путь в науку, но широко распространенный, достаточно сказать, что из каждых десяти научных работников девять проходят ас пирантуру. Ее отделы существуют при всех крупных высших учебных заведениях, в большинстве научно-исследовательских уч реждений. У нее есть значительный накоп ленный опыт, солидный стаж деятельности; она была создана в первые годы советской власти. Для очников предусмотрена сти пендия и срок обучения — три года, у за очников — срок продлен до четырех лет. Предполагается, что за время обучения аспирант хорошо овладеет профессиональ ными знаниями и сдаст так называемый кандидатский экзамен по специальности, философии, получит определенные познания в иностранных языках и по одному из них выдержит экзамен. Но это, так сказать, подготовительная работа, которая должна служить основой, фундаментом в глав ном — научном исследовании по избранной теме. По условиям аспирантуры учеба дол жна завершиться научным результатом, описание которого автор дает в диссерта ции, защищаемой в одном из специализи рованных советрв. И все это — за три года. Срок, будем прямо говорить,— обоснован ный во всех отношениях. Он не большой, не рассчитан на всякого рода «расслабле ния», на рассуждения типа «сейчас не сде лал, нагоню потом», но и не малый, чтобы не справиться с намеченной программой. «Не малый» в том смысле, что государство ждет отдачи от вложенных средств (значи тельных, если учитывать стипендии аспи рантам, оплату научных руководителей, проведение экзаменов, консультаций, защит, всевозможных льгот для аспирантов-заоч- ников и т. п.) и по возможностгі в кратчай ший срок. Оно рассчитывает на увлечен ность и энтузиазм дерзающих в науке, их энергию и молодость, максимальное сосре доточение сил для достижения поставлен ной цели, их дисциплинированность, унор- ство и ответственность. Но, к сожалению, эффективность аспи рантуры в последнее время падает. К аза лось бы, хорошо продуманный механизм, а зачастую «не срабатывает», «пробуксовыва ет», в результате чего многие аспиранты программу не осваивают, запланированного числа защит не происходит. На уже упомянутой зональной конферен ции вузов Сибири и Дальнего Востока по этому поводу состоялась обстоятельная дис куссия, в которой приняли участие ра ботники Министерства сельского хозяйства СССР, ученые Сибирского отделения ВАСХНИЛ. Шел заинтересованный разго вор, чувствовалось, что проблема волнует всех участников, вопрос наболевший, он требует своего разрешения. Заместитель начальника Главного управ ления высшего и среднего сельскохозяй ственного образования Минсельхоза СССР Н. С. Степанов в своем докладе сказал, что лишь 30% аспирантов своевременно выпол няют программу и выходят на защиту, остальные не укладываются в установлен ные сроки, в лучшем случае сдают канди датский минимум и представляют работу к обсуждению. А многие уходят и без этого, в надежде на то, что доделают потом, до тянут, доведут до нужной кондиции и вый дут на, защиту. Но очень часто от намеченного до осуще ствленного оказывалась такая длинная ди станция, что ее проходят, увы, далеко не все. А многие, захваченные текучкой повсе дневной работы, трудовыми буднями, забо тами семейными и бытовыми, постепенно остывали, бросали дело на полпути и не до водили начатые диссертации до защиты. Особенно такая ситуация характерна для вузовских работников, где научная деятель ность сочетается с учебно-педагогической, воспитательной, общественной работой. Почему так происходит? Участники кон ференции приводили разные доводы. Мно гие причины носят хронический характер; недостаточный контроль на всех стадиях процесса — от подбора кандидатов в аспи рантуру до подготовки ими работ к защите: не всегда удачный, выбор руководителей, недостаточная помощь аспирантам, низкий уровень стипендии (что в наше время зна чат аспирантские 100 рублей?); слабое ин формационное обеспечение; небогатая кое- где материально-техническая база для про ведения экспериментальных работ и т. п.. Против этих фактов трудно возразить. Но мне припомнилось одно знакомство с аспирантом С. П. Осиповым (назовем его так, дабы не повредить дальнейшей его на- учно-иедагогической карьере). Обаятельный, остроумный собеседник, человек, я бы ска зал, иронического ума, он не производил впечатление неудачника, хотя его аспиран тура проходила весьма и весьма неблагопо лучно. До поступления в аспирантуру Осипов работал на кафедре одного из вузов Ново сибирска, учиться он пошел по целевому на правлению. Целевик — это человек, которо му по окончании аспирантуры кафедра га рантирует место преподавателя. Коллектив надеется, ждет, уверен в том, что коллега вернется обратно если не с ученой степенью кандидата наук, то по крайней мере с пред ставленной к защите диссертацией. Образование Осипова не было базовым, он окончил исторический- факультет педин ститута, но в коллектив его приняли, учи тывая нехватку преподавателей, в надежде на то,' что Осипов переквалифицируется, так как он молод, энергичен, блещет эру дицией. Казалось бы, начало складывалось если и не блестяще, то вполне удовлетворитель- 'но и для молодого человека было многообе щающим. Все остальное зависело от силы воли, целеустремленности характера,. Но вот тут начали действовать различного рода привходящие факторы. Сам о них Осипов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2