Сибирские огни, 1985, № 7

Для всех этих подразделений нужны не единицы, а сотни «талантов», т. е. подготов­ ка кадров должна быть поставлена на «по­ ток», носить планомерный характер. И этот фактор, безусловно, положительный, даю­ щий возможность прогнозировать научные достижения и их внедрение в практику. С другой стороны, при таком подходе есть опасность идти от «вала», когда за количе­ ством не всегда удается увидеть качество,— это уже фактор отрицательный. Эти мысли приходят на ум, когда знако­ мишься с состоянием дел в очной и заочной аспирантуре, призванной по идее ее орга­ низаторов готовить кадры для научной де­ ятельности. Аспирантура — не' единственный путь в науку, но широко распространенный, достаточно сказать, что из каждых десяти научных работников девять проходят ас­ пирантуру. Ее отделы существуют при всех крупных высших учебных заведениях, в большинстве научно-исследовательских уч­ реждений. У нее есть значительный накоп­ ленный опыт, солидный стаж деятельности; она была создана в первые годы советской власти. Для очников предусмотрена сти­ пендия и срок обучения — три года, у за­ очников — срок продлен до четырех лет. Предполагается, что за время обучения аспирант хорошо овладеет профессиональ­ ными знаниями и сдаст так называемый кандидатский экзамен по специальности, философии, получит определенные познания в иностранных языках и по одному из них выдержит экзамен. Но это, так сказать, подготовительная работа, которая должна служить основой, фундаментом в глав­ ном — научном исследовании по избранной теме. По условиям аспирантуры учеба дол­ жна завершиться научным результатом, описание которого автор дает в диссерта­ ции, защищаемой в одном из специализи­ рованных советрв. И все это — за три года. Срок, будем прямо говорить,— обоснован­ ный во всех отношениях. Он не большой, не рассчитан на всякого рода «расслабле­ ния», на рассуждения типа «сейчас не сде­ лал, нагоню потом», но и не малый, чтобы не справиться с намеченной программой. «Не малый» в том смысле, что государство ждет отдачи от вложенных средств (значи­ тельных, если учитывать стипендии аспи­ рантам, оплату научных руководителей, проведение экзаменов, консультаций, защит, всевозможных льгот для аспирантов-заоч- ников и т. п.) и по возможностгі в кратчай­ ший срок. Оно рассчитывает на увлечен­ ность и энтузиазм дерзающих в науке, их энергию и молодость, максимальное сосре­ доточение сил для достижения поставлен­ ной цели, их дисциплинированность, унор- ство и ответственность. Но, к сожалению, эффективность аспи­ рантуры в последнее время падает. К аза­ лось бы, хорошо продуманный механизм, а зачастую «не срабатывает», «пробуксовыва­ ет», в результате чего многие аспиранты программу не осваивают, запланированного числа защит не происходит. На уже упомянутой зональной конферен­ ции вузов Сибири и Дальнего Востока по этому поводу состоялась обстоятельная дис­ куссия, в которой приняли участие ра­ ботники Министерства сельского хозяйства СССР, ученые Сибирского отделения ВАСХНИЛ. Шел заинтересованный разго­ вор, чувствовалось, что проблема волнует всех участников, вопрос наболевший, он требует своего разрешения. Заместитель начальника Главного управ­ ления высшего и среднего сельскохозяй­ ственного образования Минсельхоза СССР Н. С. Степанов в своем докладе сказал, что лишь 30% аспирантов своевременно выпол­ няют программу и выходят на защиту, остальные не укладываются в установлен­ ные сроки, в лучшем случае сдают канди­ датский минимум и представляют работу к обсуждению. А многие уходят и без этого, в надежде на то, что доделают потом, до­ тянут, доведут до нужной кондиции и вый­ дут на, защиту. Но очень часто от намеченного до осуще­ ствленного оказывалась такая длинная ди­ станция, что ее проходят, увы, далеко не все. А многие, захваченные текучкой повсе­ дневной работы, трудовыми буднями, забо­ тами семейными и бытовыми, постепенно остывали, бросали дело на полпути и не до­ водили начатые диссертации до защиты. Особенно такая ситуация характерна для вузовских работников, где научная деятель­ ность сочетается с учебно-педагогической, воспитательной, общественной работой. Почему так происходит? Участники кон­ ференции приводили разные доводы. Мно­ гие причины носят хронический характер; недостаточный контроль на всех стадиях процесса — от подбора кандидатов в аспи­ рантуру до подготовки ими работ к защите: не всегда удачный, выбор руководителей, недостаточная помощь аспирантам, низкий уровень стипендии (что в наше время зна­ чат аспирантские 100 рублей?); слабое ин­ формационное обеспечение; небогатая кое- где материально-техническая база для про­ ведения экспериментальных работ и т. п.. Против этих фактов трудно возразить. Но мне припомнилось одно знакомство с аспирантом С. П. Осиповым (назовем его так, дабы не повредить дальнейшей его на- учно-иедагогической карьере). Обаятельный, остроумный собеседник, человек, я бы ска­ зал, иронического ума, он не производил впечатление неудачника, хотя его аспиран­ тура проходила весьма и весьма неблагопо­ лучно. До поступления в аспирантуру Осипов работал на кафедре одного из вузов Ново­ сибирска, учиться он пошел по целевому на­ правлению. Целевик — это человек, которо­ му по окончании аспирантуры кафедра га­ рантирует место преподавателя. Коллектив надеется, ждет, уверен в том, что коллега вернется обратно если не с ученой степенью кандидата наук, то по крайней мере с пред­ ставленной к защите диссертацией. Образование Осипова не было базовым, он окончил исторический- факультет педин­ ститута, но в коллектив его приняли, учи­ тывая нехватку преподавателей, в надежде на то,' что Осипов переквалифицируется, так как он молод, энергичен, блещет эру­ дицией. Казалось бы, начало складывалось если и не блестяще, то вполне удовлетворитель- 'но и для молодого человека было многообе­ щающим. Все остальное зависело от силы воли, целеустремленности характера,. Но вот тут начали действовать различного рода привходящие факторы. Сам о них Осипов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2