Сибирские огни, 1985, № 7
и сейчас возникла необходимость в созда нии еще двух институтов — мелиорации и картофелеводства. В них нужда великая, вы это и сами заметили, беседуя с Нови ковым. Да, в науке нужны открытия. А для этого требуются таланты. По сто, скажем округленно, в год. А где их взять? Вся на дежда на молодежь. Вскоре после этой беседы мы встретились с Р. В. Кондратьевым на научно-практиче ской конференции, проходившей в Новоси бирском сельхозинституте в феврале этого года. Речь на ней шла о совершенствовании подготовки специалистов для сельского . хозяйства с учетом задач развития агропро- ма и выполнения Продовольственной про граммы. Ученый секретарь на ней выступил пер вым и заинтересованно говорил о том, что бы в институте формировались навыки на учного творчества, шире привлекались уче ные СО ВАСХНИЛ и его богатая производ ственная база. Он желал видеть новых Тимирязевых среди студентов вуза. Случилось так, что после Р. Б. Кондрать ева предоставили слово заведующей лабо раторией проблем высшего сельскохозяй ственного образования Н. М. Татарниковой. Ее выступление было богато цифрами. И они в какой-то степени были ответом на беспокойные мысли ученого секретаря. Ока зывается, выпускники сельских школ не ориентированы в своем большинстве на ра боту в сельском хозяйстве, престижность специалиста с высшим образованием, и да же ученого-аграрника, среди них невысока, только пятая часть десятиклассников изъя вила желание посвятить свой труд деревне. Так неожиданно замкнулся круг: отсут ствие современных Докучаевых и Тимиря зевых снижает желание сельских юношей и девушек посвятить свою жизнь высоким идеалам сельскохозяйственной науки, а от сутствие одаренных, с ранних лет ориенти рованных на сельскохозяйственное дело школьников делает призрачной мысль о по явлении людей, делающих революционные о тбы ти я. Вертится круг, и приходится во лей-неволей довольствоваться малым, теми 22 процентами студентов, из которых уже на третьем курсе сельхозвуза одна треть за являет, что, если бы они могли снова ре шать, куда им поступать, они бы еще поду мали. Вот ведь как оборачивается дело. А где выход? И есть ли он? Определенную надежду вселяет реформа школы. Если поиски научных талантов пу тем создания специализированных школ по опыту математической в Академгородке СО АН СССР, Малой академии при СО ВАСХНИЛ и др. перерастут в определен ную систему, они позволят лучшим образом выявлять одаренных ребят и развивать у них склонность к научной деятельности. Но верно ли мы ныне выявляем одарен ных? Станет ли проявленная в детстве лю бознательность постоянной, не растворится ли в новых увлечениях? Не получится ли так, как это происходит с певцами? Велико лепно пел мальчик Робертино Лоретти, а как только подрос, голос у него «сломался» и стал весьма заурядным. И кто должен . производить отбор одаренных: учителя, вос питатели, родители, руководители различ ных кружков детского творчества, специ ально созданные комиссии конкурсов, олим пиад, смотров или же это дело самих ученых, как, скажем, принято в Сибирском отделении ВАСХНИЛ? Здесь возглавляет ’Малую сельскохозяй ственную академию увлеченный человек, доктор наук Нина Онуфриевна Сухова. Мне довелось- слушать ее выступление в Красноярске на 7-й зональной научно-прак тической конференции сельскохозяйственных вузов Сибири и Дальнего Востока. На ее взгляд, существующая форма пока еще не достаточно эффективна. Мало привлекается ребят, недостаточно широка сеть, чтобы охватить все школы, особенно сельские, я выявить таланты. Но «выявить» — одно, надо с ними еще и работать. Как? То, что сейчас ребята делают, они делают в свобод ное от учебы в школе время. Не все из них имеют возможность заниматься в институ тах СО ВАСХНИЛ. Счастливчиками стано вятся, в основном, школьники Краснообска и близлежащих районов Новосибирска. А Другие? Сельские ребята ближе всего к сельскому хозяйству — их, казалось бы, на до в первую очередь ориентировать, в них развивать интерес к исследованиям в сфе ре сельскохозяйственных наук. Однако пока это только мечта. Н. О. Сухова большую надежду возлагает на учителей биологии, особенно теперь, когда идет осуществление школьной реформы. Система... Это слово часто упоминается, когда' речь идет о всестороннем комплекс ном подходе к решению той или иной проб лемы. И в этом случае, считает Нина Онуфриев на, необходимо по возможности учесть все, иначе даст себя знать тенденциозность, од носторонность, недиалектичность подхода. Взять хотя бы поиск вундеркиндов: ведь часто он не приводил к желаемым резуль татам, а школы с определенным уклоном не давали нужного эффекта. И дело тут не в организационных трудностях, не в опасно сти элитарного подхода, а в более суще ственном — в самой тенденции развития на учного познания. Давно уже стало ясным, что будущих математиков нельзя учить только точным наукам, не давая им знаний по литературе, искусству, общественным дисциплинам. Яс но становится и другое: в век НТР все больше стираются грани между различны ми отраслями науки, образуются так назы ваемые пограничные зоны, лежащие на сты ке наук, в которых происходят наиболее существенные открытия. Идет не только дифференциация, но и интеграция научных дисциплин. Наука ныне сама по себе является много численной по составу отраслью — в ней только кандидатов и докторов наук насчи тывается свыше миллиона человек. У древа науки — пышная крона, и в ней много раз личных ветвей. Одна из них — сельскохо зяйственная ветвь, со своими базовыми опытно-производственными хозяйствами, научно-исследовательскими институтами, опытными станциями и полигонами, фер мами, плантациями, селекционными участ ками и лабораториями. И везде нужны кад р ы — пытливые, высокоэрудированные, спо собные на дерзновенный поиск, глубину мышления, и беззаветную, упорную, настой чивую работу, которая называется иссле дованием.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2