Сибирские огни, 1985, № 7
экспертировать проекты тематических пла нов в широком диапазоне направлений — от материй, скажем, технологических до социологических. Нужно ли удивляться, если при таком «отборе» в тематическом плане остаются (и обеспечиваются затем надлежащими ресурсами) работы, которые оказываются несостоятельными по своим результатам? Всячески расширяя программно-целевое планирование науки и техники — а эти под ходы используются у нас уже вторую пя тилетку — не следует забывать, что экспер тиза — один из его важнейших экономиче ских механизмов и структурно-функцио нальных элементов (наряду с программно целевым финансированием). Напомню читателям, чт.о, к примеру, в США, где возникла методология програм мно-целевого подхода к планированию на учных исследований, давно утвердилась (и безусловно оправдала себя) независимая вневедомственная экспертиза исследова тельских проектов и программ. Строго гово ря, уже само возникновение института экс пертизы явилось реакцией на ощущавшуюся потребность ужесточить процедуру соиска ния субсидий на проведение исследований и разработок. Как раз для обеспечения необ ходимых предпосылок к повышению эффек тивности этих работ*. Вневедомственная независимая эксперти за выступает таким образом надежным посредником между финансирующими ин ститутами и организациями, которые эти субсидии и спрашивают. (Тот, кто оплачи вает музыку, должен быть уверен, что ему будет предложен хороший танец). Зададимся вопросом; в какой мере суще ствующая в отраслях процедура защиты ис следовательских программ отвечает своему назначению? Позволяет ли она установить надежіный заслон работам со слабым тех нико-экономическим потенциалом? Не гово рю о тех случаях, когда институтам пред писывается выполнение работ, ничего об щего с наукой не имеющих. Такие работы делать кто-то должен, но только зачем же их числить по ведомству науки? К примеру, рассчитать потребность в оборудовании или разработать ремонтную документацию на серийную , машину, которую в общем-то должен поставлять завод-изготовитель? Д аж е инициативная тематика, как мы уже видели, серьезной экспертизе, как пра вило, не подвергается. Более того, сегодня отсутствуют надежные организационно-эко номические механизмы, позволяющие полу чить объективный внешний отзыв на уже законченную работу. Может быть, по этой, причине таким пышным цветом расцвела система «экспертного самообслуживания» в науке. Уверяю, в таком названии нет пе рехлеста. Вместе с работой, направляемой на отзыв, посылается и сЯм отзыв (в науч ном обиходе «болванка»), который остается только подписать. Не станете же вы меня убеждать, чита тель, что «оболваненная» таким образом экспертиза способна выполнить свое изна чальное предназначение?! Убежден: завора живающая тишина, умиротворенность в оценках никогда не способствует, да и не может способствовать, обеспечению весо мости новых слов в науке. Здесь, как и в литературной критике, нужна, по слову Л. Аннинского, драка! Комплиментарность делу только вредит. Известный еще из рим ского права принцип; «Даю, чтобы ты дал», обнаруживший такое долголетие, утвердил ся сегодня во внутринаучных отношениях куда как прочно: «Я дам тебе хороший от зыв на твою работу, чтобы ты так же от несся к моей». Понятно, что такой способ определения ценности исследования (это в той же мере относится и к диссертацион ному), едва ли может способствовать повы шению эффективности научно-исследова тельских работ. Тем более важно объекти визировать экспертизу на стадии планирования тематики, когда возможно предупредить появление, мягко говоря, не очень перспективных работ. А то и просто научных пустоцветов. Реконструкция устоявшегося порядка предварительной оценки перспективности тематики на стадии ее планирования — за нятие хлопотное, да и трудоемкое, нет слов. Тем не менее путь этот пройти нужно. В интересах дела. Если говорить о возмож ных направлениях такой реконструкции, то наиболее реальной мне представляется мо дель, принятая при организации экспертизы диссертационных исследований ВАКом. По лагаю, что мог бы оказаться полезным и опыт Госэкспертизы при Госплане СССР, оценивающей, как правило, крупномас штабные проекты. Важен здесь сам подход. А реализация такой системы всегда может получить соответствующее организационное оформление. Разумеется, здесь возможны варианты. Но, независимо от принятой структуры этого института, важно, чтобы был соблюден принцип объективности и до статочной компетентности экспертизы. К О Г Д А ^ З А Е Д А Е Т » Д И А Л Е К Т И К А • См., например. Е. Леведева. П. Недотко. Про граммно-целевой подход к научным исследованиям в США. М., «Наука», 1980. Возрастание роли науки — объективная тенденция современного этапа развития общества. Нашего — в том числе и .в осо бенности. Отнюдь не случайно такой упор делается на необходимость наиболее разум но сочетать возможности НТР с преиму ществами социализма. Мы уже начинаем привыкать к магии больших чисел. Обыден ной кажется информация о том, что в «на учном производстве» у нас занято более миллиона человек, а в целом по отрасли «наука и научное обслуживание» — 4,4 мил лиона человек. Целое государство. Почти Финляндия. У нас самая крупная в мире армия на учных работников, и большая часть ее как раз и трудится в НИИ. Академик С. Ф. Ольденбург предложил в свое время инте ресную периодизацию истории учреждений науки: ХѴПІ столетие он назвал веком академий, XIX — веком университетов, а XX — веком научно-исследовательских ин ститутов. В том числе отраслевых. Там, где | на базе фундаментальных изысканий, про веденных в академической науке, рожда ются новые технологии, в сущности, револю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2