Сибирские огни, 1985, № 7
предприятия оказать помощь в доводке их детища... Ридимо, то, что обретают права граж данства машины, нуждающиеся в доводке, саму идею научно-технического прогресса вряд ли порочит. Издержки такого рода следует числить по иному ведомству. Уже сточите технологическую дисциплину, про следите за соответствием материалов чер тежам. На то есть надлежащие ГОСТы — стройные системы конструкторской и техно логической’' документации. Бдит на этот случай и ОТК — на то и щука в море, что-' бы карась не дремал. И если речь идет о надежной конструкции, в достаточной мере опробованной на стадиях эксперименталь ного и опытного образцов,, она едва ли под ведет своих создателей. (Машина всегда только такая, какой ее придумают и изго товят, третьего здесь не дано). Но при чем же здесь неотлаженность экономических механизмов? — спросите вы. А при том, к примеру, что испытания об разцов — опытных ли или эксперименталь ны х— проходят все на тех же предприяти ях. В условиях сложившегося производ ственного процесса. Нелью и сверхзадачей которого обозначена товарная продукция — добыча угля, выпуск проката, пошив одеж ды... Под обеспечение этой цели предприя тию «спускают» соответствующий план по труду. Вы получаете таким образом право держать ровно столько работников, сколько необходимо для выполнения заветного пла на. И ни единицей больше. А ведь есть еще и шефские заботы — село, детские учрежде ния, школы. Отвлекает на всякие мероприя тия город. Да что только не вторгается в и без того недостаточно сбалансированный план по трудуі Но вот в условиях такого сверхнапря- женного плана появляется- необходимость возводить какие-то капитальные сооруже ния, изготавливать нестандартное оборудо вание, бурить опытные скважины. Иными словами, производить' трудозатраты по ис пытаниям новой техники, не обеспечиваемые тоннами добытого угля или выпущенного проката. У предприятия нет тех самых экс периментальных мощностей, единственным смыслом существования которых и являлось бы выполнение всех этих работ. В ряду многих иных проблем организа ции научно-технического прогресса обеспе чение необходимых объемов эксперимен тальных работ — одна из наиболее важных, так сказать, гвоздевая. В ее удачном реше нии— залог будущих успехов. Хотя, как об этом свидетельствует опыт последнего де сятилетия, однозначных решений здесь предложить нельзя. Вспомним известное обсуждение возможных путей ускорения технического прогресса, начатое в свое вре мя «Литературной газетой» пространным интервью с вице-президентом АН СССР, основателем и многолетним председателем ее Сибирского отделения, ныне покойным академиком М. А. Лаврентьевым. (Мате риал этот, напомню, назывался «От идеи до машины»). Как сократить этот тернистый и долгий путь? «Дайте институту заводі» — предла гал директор Всесоюзного научно-исследо вательского и йроектно-конструкторского института металлургического машиностро ения академик А. Целиков в своем выступ лении под этой рубрикой («ЛГ», 5 марта 1975 года). «Дайте заводу институт!» — возражал академику известный хозяйствен ник и публицист Г. Кулагин (там же, 26 марта 1975 года). В сущности — две противоположных модели решения одной и той ж е задачи, ко торая названием статьи председателя Пре зидиума Уральского научного центра АН СССР академика С. Вонсовского в «Изве стиях» (18 февраля 1984 года) формулиру ется так; «Как проверить идею». Читатель, кмьечно же, понимает, что меж ду этими двумя полярными моделями су ществует еще множество промежуточных решений, одинаково пригодных для дости жения цели —'означенный прогресс уско рить. Как, впрочем, и то, что ускорение прогресса тормозится не одной' лишь не возможностью воплотить в металл ту или иную идею. Таких сдерживающих начал много. И не все они, увы, леж ат в плоско сти отношений между наукой и производ ством — наука-де всегда прогрессивна, а производство консервативно. Значительная их часть, как говорят философы,— имма нентной природы. Находится, так сказать, внутри самой науки. Наш разговор — о некоторых из них. Впрочем, оговорюсь: в интересах темы понадобятся экскурсы и в сторону производства. Куда, в конечном счете, наука и приходит в виде «опредме- ченной силы знания» (Маркс) — машин, технологий, способов организации. На этом стыке, замечу, как раз и возни кает наибольшее число проблем, тормозя щих создание и внедрение новой техники. Не случайно в вышедшем в 1983 г. Поста новлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ус корению научно-технического прогресса в народном хозяйстве» отмечалось, что орга низация этой работы в стране еще не в пол ной мере отвечает задаче соединения на де ле преимуществ социализма с достижения ми научно-технической революции. Не берусь, однако, утверждать, что внутриНаучные издержки — то главное зве но, ухватившись за которое, можно выта щить всю цепь. Едва ли стоит упрощать проблему. Диалектика отношений в систе ме «наука — производство» довольно слож на и, как уже отмечалось, однозначных подходов не допускает. И тем не менее,,, ^ П Р А В И Л О Д В У Х Л Е Т » , И Л И И Г Р А Б Е З П Р А В И Л В практике управления научно-техниче ским прогрессом в ГДР не так давно утвер дилось новое требование (оно было сфор мулировано на пленуме ЦК СЕП Г ): все ра боты— от появления идеи до выпуска нового изделия — должны укладываться примерно в два года. Не слишком ли это короткий срок? Нет, утверждают в ГДР. Это требование соответствует нынешнему мировому опыту. Примерно такими же рамками ограничено время'«обживания» новинок в ЧССР, Вен грии, Болгарии. (Об этом писала в свое время «Литературная газета»). Иначе нель зя Промедление здесь отставанию подобно. НТР ждать не может. Провозишься слиш-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2