Сибирские огни, 1985, № 7
варищи по БАМу; главный инженер В. Сав ченко, секретарь комитета ВЛКСМ Е. Изы- гашев, начальник участка В. Локтионов... Кто прошел трудовую закалку Бамтон нельстроя — тот уже испытанный боец. Д а и для самого Янковского школа БАМа ока залась решающей. Михаил Семенович Суп- ликин вместе с Янковским вел тоннели в Новокузнецке, Ангрене и Ташкенте. А послё Средней Азии их дороги разошлись и вот вновь соединились в Новосибирске. И сей час Супликин разводит руками; — Оказывается, я его совсем не знаю, хотя мы и знакомы с шестьдесят седьмого. Совсем другой человек стал, так вырос, что не узнать! З а годы, что мы не виделись, он отлично освоил не только технику проход ки, но и экономику, механизм управления. Вот и сюда, в Новосибирск, вроде бы не давно перебрался, а уже вник, проанализи ровал и начал поэтапно реализовывать свою программу... ..Л жизнь подкидывала все новые «го стинцы». Проходка чуть не под каждым домом готовила им сюрприз за сюрпризом. Над выработкой— восемь-дес'ять метров грунта. И какого грунта! Самого неустой чивого: суглинка да песка. Главный би ч— просадки; того и гляди — здание над выра боткой завалится. Янковский и Савченко предложили новую технологию проходки. Чтобы окончательно «довести ее до ума», Владимир Михайлович отправился в Ин ститут горного дела Сибирского отделения АН СССР — попросил ученых подключить ся, помочь. Правда, и самая золотая технология не снимет всех проблем. Потому что каждый следующий дом — это новая «оперативная обстановка», и надо ее тщательно изучать. А времени — в обрез: график поджимает. В такой обстановке на каждом работнике, на каждой бригаде — особая ответствен ность. И вот лучшая в отряде бригада Вла димира Дрынина решает отправить трех ударников в отстающую. И вскоре та пере стала плестись в хвосте, а один из этой тройки — Владимир Дубинин — выбился' в ее лидеры, возглавил коллектив. Сейчас ре бята успешно сооружают сразу три очень сложных объекта. По-доброму это — дело не для одной, а для двух бригад. Теперь уже работающие у Дубинина подшучивают над бывшими шефами: — Ну что, может, теперь мы вам подки нем пару-тройку «орлов»? А то совсем от станете! ■Но разве Дрынин с друзьями уступят кому! Они взялись аж за четыре объекта одновременно. Дополнительные объемы ра бот берут на себя также бригады Леонида Липницкого и Алексея Буинцева. Р й ер - вы — лучшая организация труда Плюс вне урочная работа на добровольных началах. — Этот энтузиазм в предпусковой пери од просто необходим,— говорит Владимир Михайлович.— Такой подъем в бригадах — замечательное явление. Задача — поддер жать и развить его. Д ля этого — гласность, наглядность, соревнование. Зато когда мы пустим метро, именно эти люди будут встречать первый поезд как свое личное счастье. А те, кто отрабатывал положенное шесть часов. и со спокойным сердцем шел домой,— их слеза не прошибет... — А успеете пустить свой первый поезд в срок? Ведь столько работы еще впереди? Владимир Михайлович улыбнулся, достал из кармана схему новосибирского метропо литена, разгладил, что-то написал на ней и протянул мне; — Вот вам наш ответ. I Я прочел: «В декабрьском вихре грянет весть: метро в Сибири есть!» , ПРИЗВАНИЕ — ТОННЕЛЬЩИК Если бы в анкету для поступающих на работу ввели еще одну графу — «призва ние», это означало бы для многих прямо- таки крушение. Ибо не до конца заполнен ную анкету никакой отдел кадров не при мет, а ответить честно и однозначно на такой вопрос, согласитесь, сможет далеко не каждый. Впрочем, Владимир Янковский и его друзья не стали бы раздумывать над этой нешаблонной графой. А в самом деле; почему за конкретными понятиями «специальность» и «образова ние» мы забываем про высокое и требова тельное — «призвание»? Окончил институт, техникум или ГПУ, записали тебе в доку ментах, какую специальность ты освоил — и все? Но, может быть, все у тебя есть: и диплом, и квалификация, и масса других свидетельств и справок, а вот призвания-то к этому делу Как раз и нет. Как тогда? Самое начало у Янковского выглядело так. Когда в Новокузнецке двадцать лет назад, восьмого марта, свежеиспеченный проходчик влетел в прорабскую, бригадир Николай Мартынов глянул на сияющее ли цо новобранца и сдержанно скомандовал; — Бери перфоратор и — в забой. Янковскому казалось — сейчас неслож ный бурильный инструмент скрипкой запоет в его руках, сам прирастет к ладоням и вгрызется в пласты. Но тот не собирался ни прирастать, ни вгрызаться. Владимир, красный от напряжения, стыда и сознания полного фиаско, что есть силы налегал на ручку, но перфоратор лишь выписывал по груди забоя какие-то немыслимые «кренде ля». — Так, с перфоратором не получается,— как-то даже удовлетворенно констатировал бригадир.— Бери лопату! Взял лопату и «упражнялся» с ней целый год. В основном — перекидывая бетон Ког да достиг уровня девяти кубов за смену, это был рекорд бригады (другие еле вытя гивали семь кубов), Мартынов впервые по хвалил: — Молодец, Володя! Лопату освоил, вот теперь бери перфоратор. — Хорошую школу прошел я у Марты нова,— вспоминает Янковский.— Но такая школа хороша для проходчика и вовсе не обязательна для инженера. А у нас моло дые специалисты часто по нескольку лет к серьезному делу не допускаются, а только маринуются да «приглядываются» к работе. Задумал я сейчас один эксперимент; подо брать ребят-тоннельщиков, которые нынче весной кончают наш Новосибирский инсти тут инженеров железнодорожного тран- . спорта, и дать им целую станцию самостоя тельно осваивать. Начиная с нуля, с пмво- го колышка. Рискованно, конечно. Зато получат возможность проявить инициати
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2