Сибирские огни, 1985, № 7
лей. Трудиться предстоит в, прямо скажем, экстремальных условиях. Их 33-й о тр яд— э т о .568 «штыков»; про ходчиков и арматурщиков, бетонщиков и маркшейдеров, слесарей-монтажников и изолировщиков... В основном — молодежь: средний возраст — 32 года. Причем, люди, в большинстве не имеющие опыта в метро строении. И тем не менее, отряд как по-на стоящему боевая единица -— есть. Не слу чайно в кабинете Владимира Михайловича уже не первый срок хранится переходящее Красное знамя Новосибирскметростроя. А первое, с чем столкнулся Янковский, придя в отряд,— это... приписки. Махровые приписки — большая переплата за якобы выполненную работу. И вот на очередной планерке он очень спокойно, даж е- тихо, сказал; — Неважно у нас с себестоимостью, ра ботаем убыточно. И не потому, что трудим ся плохо. Я вас уже предупреждал о не правильном заполнении путевых листов во дителям. И в о т— пожалуйста: опять при писки. На сем разъяснительные беседы за канчиваем. Со всех, кто в октябре подпи сывал «липовые» путевые листы, я удержи ваю треть оклада. Потом точно так же вскрыл приписки среди водителей автотракторной техники, и так же удержал своим приказом треть оклада с провинившихся сменных инжене ров. В конце концов он не стал наказывать людей, отозвал эти свои приказы прямо из бухгалтерии. Но с тех пор ни один сменный инженер при начислении зарплаты не поз волял себе «широких жестов». Еще на Втором Мысовом тоннеле он за думался о рентабельной работе коллектива. Их отряд с Нагорного приехал убыточным. Огромные транспортные расходы плюс не опытность в условиях БАМа вылились в круглую сумму — 2,5 миллиона рублей убытка. На Втором Мысовом дело пошло хорошо, но убытки продолжали висеть ги рей на ногах. Инженерно-технические ра ботники «пахали» как черти, но сидели без премий: не положено, раз отряд идет без прибыли. Тогда-то Янковский и предложил выделить свой участок в отдельную хозра счетную единицу. План они тогда выполняли на 120—130 процентов, выработка шла прекрасная. Но, чтобы доказать прибыльность работы уча стка, надо было составлять планово-ра счетные ведомости по всем этапам строи тельства и сравнивать со стоимостью фак тической. Владимир Михайлович сам возглавил эту «экономическую атаку», привлек нормиров щиков, начальников отделов, главбуха. Сейчас, вспоминая, смеется: — Мне повезло тогда; ногу сломал. Ме сяц на больничнОм пролежал и сам все рас считывал. Так родился их участковый подряд: весь участок перевели на хозрасчет, и он начал работать с большой прибылью. Собственно, работал он — как и прежде, просто сбросил со своих плеч целый воз чужих затрат, ко торые раньше по ошибке считал собствен ными. Это заставило и отряд «перетрясти» свои затраты. В общем, участковый хозра счет быстро распространился на отряд, а Эатем и на весь Бамтоннельстрой. Все — от начальников отрядов и главных инжене- ров и до бригадиров А-научились считать каждую копейку. И уже через полгода их Ю-й отряд избавился от долгов, стал при быльным. Вот и сейчас в Новосибирске Янковский занялся тем же самым. И хотя 33-й отряд Новосибирскметростроя работает с при былью, но здесь тоже немало лишних зат рат («по предварительным подсчетам, мы сейчас рубль «покупаем» за полтора руб ля»), Уже выявлены основные источники планово-расчетных искажений, и теперь «болевые точки» находятся под жестким контролем. Скучное это дело — считать копейку. Совсем неромантичное. Не то что — бо роться с мерзлотой, штурмовать опасные разломы, ставить рекордьь И славу себе этим не снискать, и медаль на грудь не за работать. Но Янковский верйо разглядел во внешне муторном, «бумажном» деле зна мение сегодняшнего дня. Вторая половина XX века все больше стремится к синтезу; объединять различные виды искусств, соч ленять разные науки и на их «стыке» соз давать новые перспективные направления... То же — и в хозяйственной, управленче ской жизни. Нынешний руководитель — это сплав умелого организатора, грамотного специалиста, хорошего психолога, -смелого экспериментатора и... да-да: и дотошного экономиста. Здесь, на строительстве новосибирского метро, Владимир Михайлович столкнулся и с иными, закамуфлированными припис ками. Во всех бригадах отряда цены на вы полняемые операции оказались завышенны ми, слишком щедро раздавалась' за них зарплата. Предстояло пересмотреть все калькуляции. «Вот рабочие обрадуются-то! Скажут спасибо новому , начальнику!» — невесело усмехнулся Янковский. И решил; надо проводить — не приказом «сверху», а чтобы люди сами все поняли и сознательно пошли на перерасчет. Собрал совет брига диров; — Лишнее пытаемся у государетва ур вать. Не годится так! Вот смотрите; я тут все подсчитал... | Бригадиры углубились в его расчеты, убедились: «Ну конечно, это — липа»!» И потом на советах рригад, на рабочих соб раниях, на выдаче нарядов в звеньях разъясняли своим:' — Выходит, мужики, мы деньги лишние получали. Незаслуженные! Еще принципиальнее и резче ставили воп рос на собраниях коммунисты и комсомоль цы. Зарплату урезать не пришлось: каждый почувствовал себя в долгу перед отрядом и работать стал за троих. Производитель ность — настоящая, а не «липовая»! — резко поползла вверх, быстро обогнав рост зар платы, Если в фервале 1984 года (когда Янковский только перебрался в Новоси бирск) отряд выполнил строительно-мон тажных работ на 450 тысяч рублей и за это получил зарплату 100 тысяч, то год спустя зарплата составляла ПО тысяч, а объем работ — уже 600 тысяч. По итогам 1984 года их коллектив завоевал третье ме сто среди всех тоннельных отрядов, страны. Вместе с Владимиром Михайловичем прокладывают первое метро Сибири его то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2