Сибирские огни, 1985, № 7
о.чи . уже вовсю «чесали» по штольне. А он смотрел им в спины и ощущал дрожь от прожигающего насквозь озноба. Ему ка залось, что вокруг ужасно холодно, хотя рубаха на спине насквозь промокла от по та. Потом ребята понуро возвращались к дему — пунцовые от стыда. А стыдиться, в общем-то, было нечего; ему и самому боль ше всего на свете хотелось рвануть вдоль выработки подальше от грохота за щитом. Но Янковский понимал; если и он побежит, проходчики долго не смогут заставить се бя вернуться... На второй день добровольцев прибави лось, на десятый — трудились уже целой бригадой. А над порталом, с которого каж дый раз входили в забой, появился огром ный металлический щит; «Здесь работает бригада имени Владимира Кожемякина».^ Северомуйский тоннель — уникальный. Он такой собрал «букет» трудностей для проходчиков, что нет ему равных на плане те. Известные во всем мире американские механизированные щиты и западногерман ские— фирмы «Вирт» оказывались тут бес сильными; не шли по разломам. Только установят новый щит, поработает он не много— и вот уже густое и вязкое месйво облепило его и заклинило. Поэтому в отряде Янковского отказались от капризных «иностранцев» и установили наш отечественный немеханизированный щит. И пошли вперед — медленно, но вер но. А потом приехал к ним представитель знаменитой фирмы. Сам — опытный инже нер-геолог. И знакомясь с Северомуиским тоннелем, только качал седоватой головой; не понимал, как это русские все же прокла дывают тоннель в этой коварной горе. «АНАТОМИЯ» РЕКОРДА И уж совсем бы изумился представитель фирмы, узнай он, что «эти сумасшедшие рус ские» собираются тут, посреди размыва, пойти на установление рекорда! Впрочем, в эту «бредовую» идею вообще мало кто ве рил Поначалу — всего только один человек. Сам ее автор, Владимир Янковский. Рабочие хмурились, а главные специалисты пожима ли плечами; — В этойі «ангароканскои помойке», сре ди сплошного валуяника — грезить о ре кордах? Смешно! А Янковский, бывало, забредет ночью в забой, думая о деле, усядется на щит, пог ладит его задумчиво рукой. На этом са мом щите он работал девять лет назад в узбекском городе Ангрене. Прокладывал гидротехнический тоннель, через который они собирались направить реку, чтобы та поменяла русло и не мешала вести добычу угля. Теперь щит перевезли в Сибирь, на Северомуйский тоннель, и когда Янковский признал давнего своего знакомца — на ду ше стало тепло, будто и впрямь встретил товарища по былым подземным трассам. Иногда вот так, ночью, прямо на щите Янковский раскладывал исписанные листы и в сотый раз перепроверял расчеты. Все сходилось! И вот вместе с главным инже нером Василием Савченко Янковский от правился в бригаду Луценко. Вообще-то в отряде было пять бригад, но луценков- ская — самая передовая. Ее «бойцы» вни мательно выслушали, сперва посомневались вслух, потом — неспешно обсудили расчеты, , выверили их, взвесили и — согласились. Свой будущий рекорд решили посвятить грядущему 60-летию Советского'Союза. С первых же дней «восхождения» оппо ненты Янковсісого убедились; нет, это не авантюра! Все было заранее просчитано по операциям; сколько времени займет буре ние в забое, сколько — погрузка породы, сколько — установка железобетонного коль ца... Для каждой операции планировался максимально сжатый срок, и в итоге полу чалось; за месяф удастся пройти 70 мет ров — для этих адских условий просто го ловокружительная цифра! Но разве это возможно; каждую операцию — на макси муме? — Возможно! — доказывал Янковский.— Если коренным образом изменить организа цию работ! Он перекроил все звенья; в одно собрал самых лучших машинистов погрузочных ма шин, в другое — чемпионов по монтажу, в третье — асов бурения... Теперь они труди лись не посменно, а пооперационно. Если прежде отработали свои шесть часов и — оТдыхать в поселок, то теперь не уходили, пока не закончат операцию. Работали по вызовам. С портала звонили звеньевому бу ровиков; — Через час начинается бурение! Он мигом собирал своих и — в забой. За час до окончания бурения сменный инже нер так же вызывал взрывников. Вместе с ними прибывали машинисты погрузочных машин. Усовершенствовали и технологию; одно временно с отгрузкой пород начинался мон-’ таж очередного кольца. С каждым днем росло мастерство звеньев, рос и темп работ. Теперь в отряде было не сыскать ни одно го пессимиста. И тут бригада наткнулась на плывун. Плывун — это обводненное, киселеобраз ное состояние грунта. Напороться на него для проходчика — хуже, чем наступить на змею. И вот сейчас, когда меньше всего ждали, это и произошло; с груди забоя начала обильно сочиться глинистая вода. Линза плывуна обычно сжата высоким давлением. Оно-то и выдавливает через ма лейшие трещинки смесь глины и воды. Р а створ выходит из линзы, вверху образует ся пустой купол. Значит, потом жди; вот- вот сверху начнут вываливаться куски по род. Началась борьба с плывуном; проходчики остановили щит, пробурили маленькую скважинку в самую линзу и стали закачи вать в нее «жидкое стекло» и цемент — спе циальный полужидкАй состав, который че рез несколько минут превратится в камень. Так они закрепили грунты и прошли сквозь окаменевший плывун. Но время бы ло упущено; потеряли шесть драгоценных дней. Ребята «скисли», они уже не верили в возможность наверстать упущенное. Янков ский и Луценко убеждали; — Ну что вы, мужики? Ведь «еще не ве чер!» Шесть дней назад забуривали забой за два часа, почему же сегодня — за четыре? А «мужики» зло «смолили» папиросы; — Д а теперь уж ни к чему!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2