Сибирские огни, 1985, № 7
'конце концов надумал, явилось абсолютно новой, неизвестной дотоле технологией про ходки. И эта новая технология, мягко го воря, не вызвала энтузиазма ни у проекти ровщиков, ни у районной горно-техниче ской инспекции, ни у руководства Бам тоннельстроя. Янковский, доказывал свою правоту, приводил расчеты, но ему вежли во возражали; — Может, и так, а может, и не так. А если, не дай бог, случится что? Кто тогда отвечать будет? Выигрыш и в темпах работ, и в экономии стальных к)зепежных арок был очевиден. Останавливало другое: ни один тоннель на планете не знал такой проходки. На бума- ге-то все, вроде бы, гладко, а как это мо жет обернуться на деле?.. Единственный, кто его поддержал,— на чальник отряда Геннадий Дмитриевич Са тин. Решили попробовать на свой страх и риск. Янковский сам подготавливал проект производства работ, а Сатин подписывал. И они «пошли на грозу». — Я был уверен в правильности расче тов,— вспоминает Владимир Михайлович.— И все равно было жутковато. Ведь еще ни когда нигде в мире такое не практикова лось! А если хоть что-то не учел? Не ответ ственности боялся, не за себя, а за проход чиков, за моих друзей. Ночи проводил без сна, и когда неожиданно звонил телефон,— руки-ноги мгновенно холодели... Впрочем, и ночи он тогда проводил чаще всего в забое, рядом с очередной сменой проходчиков,— чтобы в полной мере разде лить с ними риск и психологическое напря жение. Янковский тогда практически жил в тоннеле — осунувшийся, бледный, но с ог нем веры в глазах. И вот позади уже пятьдесят метров, и проектные сроки перекрыты в полтора раза. Тогда-то Янковский и пригласил в забой руководство отряда, а те, в свою очередь,— начальство из Бамтоннельстроя. Все были поражены непривычной для Мысовых тон нелей картиной: в бетоне не обнаружива лось ни одной трещинки хотя бы в волос толщиной! С тех пор новая технология «пошла» и на других тоннелях. А затем прилетел из Москвы начальник главка. Его повели на участок Янковского. Начальник внимательно слушал, спрашивал, требовал уточнений. Потом улыбнулся: — Одно слово: молодцы! Назовем этот способ проходки русским. Бельгийский спо соб есть, австрийский, шведский. А теперь, благодаря вам, и русский родился! Это имя получило официальное призна ние. Правильное название! Тут целиком проявилась русская натура: и на рожон лезли, и энтузиазм был, и творческих мыс лей проявилось немало. ПРОЩАНИЕ Я сижу и листаю «семейный альбом» Ян ковского. За каждой из фотографий — ра дость и боль, за каждой — годы жизни. Вот одна: на глянцевой фотобумаге — пор тал, увешанный транспарантами, люди в касках, спецовках и ватниках, собравшиеся на митинг. Сбойка 'тоннеля — один из са мых больших праздников в жизни любого проходчика. Финиш многомесячного подзем ного марафона, подведение черты под все ми теми победами и потерями, мозолями и ранами, поисками и спорами, что обрели плоть, свою материальную сущность в на дежных каменных сводах новой дороги, пронзившей насквозь очередную гору. Но напрасно вы будете вглядываться в лица запечатленных фотографом людей: вы не найдете среди них Янковского. Его не было на этой сбойке; он тогда уже начинал проходку другого, нового тоннеля. Там, на БАМе, только один-единственный раз ему удалось дождаться сбойки. И не просто дождаться и присутствовать — ему довери ли провести сбойку. С обоих порталов дви гаясь в глубь горы, два участка проходчи ков пробились почти вплотную друг к дру гу, оставили для этого праздничного момен та перемычку в неполных три метра шириной. Взорвать ее,— словно перерезать пуповину новорожденного,— и сквозной тоннель готов. Это и есть — сбойка. И вот уже протянуты в черную пасть портала провода, и электродетонаторы вставлены в заранее пробуренные шпуры в перемычке. И в руках Янковского — ма шинка для электрического взрывания. Он передает ее почетному гостю — первому секретарю Нерюнгринского горкома партии, и тот, накрутив до отказа ручку, нажимает ' на кнопку. В утробе горы тяжко ухнул взрыв. Янковский, главный инженер В. Астахов и сменный инженер В. Локтионов направи лись в забой. Каждый из них прошел через аварии и прочие ЧП, каждый отведал не один фунт лиха на своей подземной служ бе. Но сейчас, в эти праздничные минуты, все они волновались не меньше, чем в ми нуты риска и опасности. Сердце вбивало себя в ребра почище ручного перфоратора. Получилась ли сбойка, или же просто про стрелило шпуры, не хватило силы заряда? Портал уже далеко позади, каждый чув ствует: до перемычки — рукой подать. А отверстия не видно, впереди — темень. И такая же темень на душе: «Неужто — воз вращаться и взрывать по новой? Вот по зор-то!» Но это — молча, про себя, а вслух — ни слова. Тяжелая тишина да эхо шагов по замершему тоннелю. Когда подошли вплотную, поняли: побе да! Просто дым от взрыва стоял очень гу стой, а вентиляцию не включили. Вот и за стил он просвет. Посредине темного тоннеля, в повисшем облаке дыма и копоти трое взрослых муж чин, отнюдь не склонных к сентиментально сти, бросились друг к другу, обнимали, хлопали по плечам и спине, что-то говорили и смеялись. И только отсутствие света да серая пороховая копоть не позволяли раз глядеть слезы на глазах у каждого. Потом Виктор Федорович Астахов сказал слегка осипшим голосом; — Ну ладно, мужики, давайте вперед: надо и других обрадовать. Ждут ведь. И они стали пробираться через обломки бывшей перемычки вперед, к противополож ному порталу, чтобы, пройдя тоннель на сквозь, на машине вернуться к месту митин га и доложить об успешном завершении сбойки. Янковский с товарищами Прыгали вперед с камня на камень, да при этом то и дело поглядывали наверх — «чтобы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2