Сибирские огни, 1985, № 7

ворчать и жаловаться: денег платят мало, условий не создают! Многие приехали сюда за длинным руб­ лем. Товарищи Янковского, собираясь из Ташкента на БАМ, тоже не скрывали: «За- рабодаем на «Жигуль» — и обратно!» А потом прикипели к стройке, и об отъезде уже не заикались. Вячеслав Быканов, че­ стно заработав свой «жигуленок», уехал бы­ ло в теплые края, но вскоре не выдер­ жал — вернулся. Семь лет спустя, перед отъездом с БАМа, Янковский зайдет попрощаться к Ворони­ ным— те тоже будут готовиться к очере­ дному перебазированию — и жена Стефана станет ворчать: не влезает в контейнер «юбилейный» камень, подаренный мужу на торжественной сбойке. Стефан глянет на нее долгим взглядом и тихо, чеканя каждое слово, скажет; — Сервиз свой выбрось, а камень — по­ ложи! Дороже денег, дороже нажитого барах­ ла стал камень со сбойки — последний ку­ сок породы, извлеченный из последнего их бамовского тоннеля. Но сбойка, последний камень,— все это было еще впереди, очень и очень далеко. А пока — молчала замершая техника, а они вгрызались в скальный монолит, и руки не­ мели от перфоратора и от мороза. И вот, наконец, 12 января им привезли солярку, и техника вновь ожила. В тот день Янковский спешил к порталу, чтобы успеть к первому взрыву. Дул шквальный ветер, из-за сплош­ ной метели видимость была почти нуле­ вая — и его машину задел груженый при- цет встречного тягача. Восемь операций сделали хирурги, застав­ ляя его заново родиться, заменяя синтети­ кой раздробленные лобные доли черепной коробки. И он встал на ноги, вернулся в свой Нагорный тоннель и довел его до кон­ ца. Хотя врачи требовали: «На инвалид­ ность!» Потом, видя его упорство,— уже менее категорично: «Ну хотя бы не в з а ­ бой, а на административную работуі» Но он заявил начальству: — Без тоннеля — помру! И вновь направился в забой. И никто не посмел его остановить. Понимали; вне за­ боя — и впрямь помрет. Юра — шофер его машины — отделался легко: сломал ногу. Но скис («куда я те­ перь годен — хромой!») и уехал с БАМа. — Жидковат оказался,— хмуро конста­ тировал Янковский. Сам он вернулся в довольно-таки горя­ чий момент. Проходка тоннеля приближа­ лась к концу, а бетон только начали укла­ дывать, до последнего времени не был го­ тов бетонный завод. Это здорово отброси­ ло их назад, график сооружения тоннеля трещал по швам, сроки сдачи угрожающе надвигались. Тогда-то Янковский вновь пошел на риск. На участке было две сборных опалубки. Он велел каждую из них разделить пополам и, поломав обычную схему бетонирования, со­ орудил нечто вроде непрерывного конвей­ ера. Техсовет поддержал это решение, под началом Янковского объединили два участ­ ка, занятых бетонированием. Проектная ско­ рость позволяла с помощью двух опалубок бетонировать за месяц 120 погонных мет­ ров тоннеля. Они же достигли невиданного: 238 метров в месяц! Это был рекорд стра­ ны. Тоннель был сдан под укладку путей досрочно, ‘ «РУССКИЙ СПОСОБ» Сюда, на северный берег Байкала, он при­ ехал прямо из Нагорного. Проходчикам предстояло пронзить напрямую несколько каменных мысов, уходящих далеко в могу­ чее озеро. Будущие тоннели так и н азва­ л и — Мысовыми. Участку Янковского выпал Второй Мысовой. Опытные, видавшие виды проходчики, познакомившись со здешними грунтами, только присвистнули: — Л а-а, после этой каменоломни и ка­ торга покажется курортом! Лірачный юмор не был лишен оснований: породы тут оказались изломаны, исковер­ каны. Невозможно было сыскать целого камня хотя бы полуметром в поперечнике. Словно мифический Циклоп поиграл этими глыбами в каменные кегли, пока не раздро­ бил их все до единой. Примерно так все и происходило, только роль Циклопа взяли на себя нередкие здесь землетрясения. Это была не проходка, а ад: породы кро­ шились, вываливались — и вместо ровного свода в тоннеле образовывались огромные каменные «купола». Труд проходчика ни­ когда не бывает легким и безопасным, но тут условия и впрямь были особые. И в этом аду начальник участка Янковский умудрился так наладить работу, что его коллектив установил всесоюзный рекорд по скорости проходки двухпутного тоннеля. — Второй Мысовой — любимый тон­ н е л ь ,- вспоминает с ласковой улыбкой Владимир Михайлович.— Там мы проявили самый творческий подход к делу, там ро­ дился «русский способ». А началось все с... аварии. Как ни стара­ лись бригады, «адская каменоломня» то и дело показывала свои страшные зубы. Вот и на этот раз: в одну-единственную секунду рухнула кровля на протяжении сразу тридцати метров. Благо, Янковский заранее почувствовал приближение беды и успел вывести из опасной зоны людей и технику. То ли заметил, что стальные балки креплений стали гнуться чуть больше обыч­ ного, то ли по каким-то еще признакам. А скорей всего, сработало «шестое чув­ ство» — интуиция опытного тоннельщика, без которой ему — никак: она не раз помо­ гала отводить беду, затаившуюся до поры до времени в хмурых каменных толщах. Как бы то ни было — а обвал произо­ шел, и они начали пробивать через него до­ рогу. Без малого три месяца закачивали цементное молоко, пока не превратили изъеденный трещинами, угрожающий новы­ ми обвалами свод в монолит. Но раствор стекал вниз — и так же намертво скреплял рухнувшие пласты, что проходчикам было уже вовсе ни к чему. В общем, на расчи­ стку и проходку было убито полгода. Хва­ тало времени подумать: «А как же даль­ ше? Ведь впереди ждет примерно то же самое!» И Янковский по старой привычке стал «обмозговывать»... Не будем вдаваться в технические под­ робности. Скажем лишь одно: то, что он в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2