Сибирские огни, 1985, № 7
ворчать и жаловаться: денег платят мало, условий не создают! Многие приехали сюда за длинным руб лем. Товарищи Янковского, собираясь из Ташкента на БАМ, тоже не скрывали: «За- рабодаем на «Жигуль» — и обратно!» А потом прикипели к стройке, и об отъезде уже не заикались. Вячеслав Быканов, че стно заработав свой «жигуленок», уехал бы ло в теплые края, но вскоре не выдер жал — вернулся. Семь лет спустя, перед отъездом с БАМа, Янковский зайдет попрощаться к Ворони ным— те тоже будут готовиться к очере дному перебазированию — и жена Стефана станет ворчать: не влезает в контейнер «юбилейный» камень, подаренный мужу на торжественной сбойке. Стефан глянет на нее долгим взглядом и тихо, чеканя каждое слово, скажет; — Сервиз свой выбрось, а камень — по ложи! Дороже денег, дороже нажитого барах ла стал камень со сбойки — последний ку сок породы, извлеченный из последнего их бамовского тоннеля. Но сбойка, последний камень,— все это было еще впереди, очень и очень далеко. А пока — молчала замершая техника, а они вгрызались в скальный монолит, и руки не мели от перфоратора и от мороза. И вот, наконец, 12 января им привезли солярку, и техника вновь ожила. В тот день Янковский спешил к порталу, чтобы успеть к первому взрыву. Дул шквальный ветер, из-за сплош ной метели видимость была почти нуле вая — и его машину задел груженый при- цет встречного тягача. Восемь операций сделали хирурги, застав ляя его заново родиться, заменяя синтети кой раздробленные лобные доли черепной коробки. И он встал на ноги, вернулся в свой Нагорный тоннель и довел его до кон ца. Хотя врачи требовали: «На инвалид ность!» Потом, видя его упорство,— уже менее категорично: «Ну хотя бы не в з а бой, а на административную работуі» Но он заявил начальству: — Без тоннеля — помру! И вновь направился в забой. И никто не посмел его остановить. Понимали; вне за боя — и впрямь помрет. Юра — шофер его машины — отделался легко: сломал ногу. Но скис («куда я те перь годен — хромой!») и уехал с БАМа. — Жидковат оказался,— хмуро конста тировал Янковский. Сам он вернулся в довольно-таки горя чий момент. Проходка тоннеля приближа лась к концу, а бетон только начали укла дывать, до последнего времени не был го тов бетонный завод. Это здорово отброси ло их назад, график сооружения тоннеля трещал по швам, сроки сдачи угрожающе надвигались. Тогда-то Янковский вновь пошел на риск. На участке было две сборных опалубки. Он велел каждую из них разделить пополам и, поломав обычную схему бетонирования, со орудил нечто вроде непрерывного конвей ера. Техсовет поддержал это решение, под началом Янковского объединили два участ ка, занятых бетонированием. Проектная ско рость позволяла с помощью двух опалубок бетонировать за месяц 120 погонных мет ров тоннеля. Они же достигли невиданного: 238 метров в месяц! Это был рекорд стра ны. Тоннель был сдан под укладку путей досрочно, ‘ «РУССКИЙ СПОСОБ» Сюда, на северный берег Байкала, он при ехал прямо из Нагорного. Проходчикам предстояло пронзить напрямую несколько каменных мысов, уходящих далеко в могу чее озеро. Будущие тоннели так и н азва л и — Мысовыми. Участку Янковского выпал Второй Мысовой. Опытные, видавшие виды проходчики, познакомившись со здешними грунтами, только присвистнули: — Л а-а, после этой каменоломни и ка торга покажется курортом! Лірачный юмор не был лишен оснований: породы тут оказались изломаны, исковер каны. Невозможно было сыскать целого камня хотя бы полуметром в поперечнике. Словно мифический Циклоп поиграл этими глыбами в каменные кегли, пока не раздро бил их все до единой. Примерно так все и происходило, только роль Циклопа взяли на себя нередкие здесь землетрясения. Это была не проходка, а ад: породы кро шились, вываливались — и вместо ровного свода в тоннеле образовывались огромные каменные «купола». Труд проходчика ни когда не бывает легким и безопасным, но тут условия и впрямь были особые. И в этом аду начальник участка Янковский умудрился так наладить работу, что его коллектив установил всесоюзный рекорд по скорости проходки двухпутного тоннеля. — Второй Мысовой — любимый тон н е л ь ,- вспоминает с ласковой улыбкой Владимир Михайлович.— Там мы проявили самый творческий подход к делу, там ро дился «русский способ». А началось все с... аварии. Как ни стара лись бригады, «адская каменоломня» то и дело показывала свои страшные зубы. Вот и на этот раз: в одну-единственную секунду рухнула кровля на протяжении сразу тридцати метров. Благо, Янковский заранее почувствовал приближение беды и успел вывести из опасной зоны людей и технику. То ли заметил, что стальные балки креплений стали гнуться чуть больше обыч ного, то ли по каким-то еще признакам. А скорей всего, сработало «шестое чув ство» — интуиция опытного тоннельщика, без которой ему — никак: она не раз помо гала отводить беду, затаившуюся до поры до времени в хмурых каменных толщах. Как бы то ни было — а обвал произо шел, и они начали пробивать через него до рогу. Без малого три месяца закачивали цементное молоко, пока не превратили изъеденный трещинами, угрожающий новы ми обвалами свод в монолит. Но раствор стекал вниз — и так же намертво скреплял рухнувшие пласты, что проходчикам было уже вовсе ни к чему. В общем, на расчи стку и проходку было убито полгода. Хва тало времени подумать: «А как же даль ше? Ведь впереди ждет примерно то же самое!» И Янковский по старой привычке стал «обмозговывать»... Не будем вдаваться в технические под робности. Скажем лишь одно: то, что он в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2