Сибирские огни, 1985, № 6
ничен рамками взаимоотношений двух со седних регионов, но, как правильно говорит поговорка, в капле воды отражается солнце Так и здесь. То, что происходит в Баян- Улэгэе, характерно и для МНР в целом.' Узнали, например, монгольские товарищи о знаменитом злобинском методе строитель ства, и вот уже у них появился свой «Зло бин» — Зайтан Арынов. Он — Герой Труда, депутат Великого Народного Хурала, из вестный человек в ' республике, -дважды встречался в Москве с нашим знатным строителем, и его бригада в совершенстве овладела злобинским методом. 70 объектов в, Улэгэйском стройтресте построено по это му методу. И характерная деталь — редак тор Горно-Алтайской областной газеты «Звезда Алтая», напутствуя журналиста перед поездкой в Баян-Улэгэй, говорит: — На злобинский метод обратите внима ние. Говорят, он у них хорошо внедряется. Штрих, действительно, характерный. Он один из многих, которые свидетельствуют о том, что идет процесс взаимообогащения, обмена опытом, сотрудничества, постоянных контактов по линии обществ советско-мон гольской и монголо-советской дружбы. и когда первый секретарь Горно-Алтай ского обкома партии говорит: «Улэгэйцы, например, опередили нас по выращиванию овощей на поливе. Придется нам у них учиться» — то в этих словах заложен глу бокий смысл. Или вспомним освоение целины. Она была у нас, она поднималась и в Монголии. И здесь тоже были свои первоцелинники. Если в 1941 году их насчитывалось всего 17 че ловек и в их распоряжении было шесть во лов и деревянные сохи, то в 1959 году кар тина совсем иная. В Монголию приехало 200 агрономов, инженеров, техников, за пле чами которых был богатый опыт освоения целины в Сибири, Казахстане, на Ставро полье. Сюда из СССР поступила богатая техника: большое число тракторов, комбай нов, автомобилей, плугов. В числе пахотных машин были и тракторы с маркой Алтай ского тракторного завода. И благодаря этой могучей технике, за первые два года вспа хано было 400 тысяч гектаров. Сейчас, в МНР под пашней свыше миллиона гекта ров, и это в стране, где помимо всего про чего надо было преодолеть и религиозные и психологические барьеры: ведь монголов ламы веками воспитывали, что землю тро гать нельзя, а пахать тем более — ее даще ковырять не разрешалось. Не случайно обувь монголов отличалась тем, что ее нос ки были загнуты вверх—дабы при ходьбе не потревожить землю. Сегодня по решению XVIII съезда Монгольской народной рево люционной партии целинная эпопея про должается, предполагается освоить еще 300 тысяч гектаров. Читаешь книгу, и перед глазами воочию встает горная страна, поднятая на 2 тыся чи метров над уровнем моря, с низкорос лой, солоноватой травой, похожей на ли шайник, которую очень любят овцы, с ве личавыми фигурами яков, которые, по сло вам местных жителей, могут простоять на одном месте, не двигаясь, по целым суткам; с величественными пиками горных вершин, вдохновлявших художника Н. К. Рериха, который ^один из первых выступил с идеей заключить пакт об охране культурных цен ностей в военное время. Замечательная страна, мудрый трудолюбивый народ, о ко тором В. Сапов написал с любовью и зна нием его жизни. И, конечно же, автор не мог не упомя нуть и о знаменитой дороге дружбы — про славленном в песнях и сказаниях Чуйском тракте, и о людях, которые делают боль шое и важное дело — возят по крутым сер пантинам горной магистрали так необходи мые для обоих народов грузы. Есть по Чуйскому тракту машины. Много ездит на них шоферов. Но один был отчаянный парень — Звали Колька его Снегирев. Песню, вероятно, знают многие, а вот о том, что первый автопробег по этой дороге с грузом Совмонголторга в 1930 году шел под пулями бандитов и первые шоферы.бы ли действительно отчаянными, бесстрашны ми парнями — об этом узнаешь, как об ис торическом открытии. И не отсюда ли пош ла дорога в космос для монгольского пар ня Ж. Гуррагчи, совершившего свой звезд ный полет вместе с советским космонавтом В. А. Джанибековым. Есть еще одно сравнение, которое напра шивается, когда оцениваешь сборник очер ков В. Сапова. Он калейдоскопичен, каж дая его главка (а их всего 24) высвечивает какую-то грань большой и по-своему слож ной жизни. Они подобраны не в хронологи ческом порядке и не составлены по виду той или иной деятельности. Автор то уводит нас в историческое прошлое, то возвращает к дням сегодняшним. Но эта мозаика созда ет цельную картину — картину нерушимой братской дружбы народов, ,столь необходи мой всем нам в сегодняшнем тревожном мире. А. СУХАНОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2