Сибирские огни, 1985, № 6

ничен рамками взаимоотношений двух со­ седних регионов, но, как правильно говорит поговорка, в капле воды отражается солнце Так и здесь. То, что происходит в Баян- Улэгэе, характерно и для МНР в целом.' Узнали, например, монгольские товарищи о знаменитом злобинском методе строитель­ ства, и вот уже у них появился свой «Зло­ бин» — Зайтан Арынов. Он — Герой Труда, депутат Великого Народного Хурала, из­ вестный человек в ' республике, -дважды встречался в Москве с нашим знатным строителем, и его бригада в совершенстве овладела злобинским методом. 70 объектов в, Улэгэйском стройтресте построено по это­ му методу. И характерная деталь — редак­ тор Горно-Алтайской областной газеты «Звезда Алтая», напутствуя журналиста перед поездкой в Баян-Улэгэй, говорит: — На злобинский метод обратите внима­ ние. Говорят, он у них хорошо внедряется. Штрих, действительно, характерный. Он один из многих, которые свидетельствуют о том, что идет процесс взаимообогащения, обмена опытом, сотрудничества, постоянных контактов по линии обществ советско-мон­ гольской и монголо-советской дружбы. и когда первый секретарь Горно-Алтай­ ского обкома партии говорит: «Улэгэйцы, например, опередили нас по выращиванию овощей на поливе. Придется нам у них учиться» — то в этих словах заложен глу­ бокий смысл. Или вспомним освоение целины. Она была у нас, она поднималась и в Монголии. И здесь тоже были свои первоцелинники. Если в 1941 году их насчитывалось всего 17 че­ ловек и в их распоряжении было шесть во­ лов и деревянные сохи, то в 1959 году кар­ тина совсем иная. В Монголию приехало 200 агрономов, инженеров, техников, за пле­ чами которых был богатый опыт освоения целины в Сибири, Казахстане, на Ставро­ полье. Сюда из СССР поступила богатая техника: большое число тракторов, комбай­ нов, автомобилей, плугов. В числе пахотных машин были и тракторы с маркой Алтай­ ского тракторного завода. И благодаря этой могучей технике, за первые два года вспа­ хано было 400 тысяч гектаров. Сейчас, в МНР под пашней свыше миллиона гекта­ ров, и это в стране, где помимо всего про­ чего надо было преодолеть и религиозные и психологические барьеры: ведь монголов ламы веками воспитывали, что землю тро­ гать нельзя, а пахать тем более — ее даще ковырять не разрешалось. Не случайно обувь монголов отличалась тем, что ее нос­ ки были загнуты вверх—дабы при ходьбе не потревожить землю. Сегодня по решению XVIII съезда Монгольской народной рево­ люционной партии целинная эпопея про­ должается, предполагается освоить еще 300 тысяч гектаров. Читаешь книгу, и перед глазами воочию встает горная страна, поднятая на 2 тыся­ чи метров над уровнем моря, с низкорос­ лой, солоноватой травой, похожей на ли­ шайник, которую очень любят овцы, с ве­ личавыми фигурами яков, которые, по сло­ вам местных жителей, могут простоять на одном месте, не двигаясь, по целым суткам; с величественными пиками горных вершин, вдохновлявших художника Н. К. Рериха, который ^один из первых выступил с идеей заключить пакт об охране культурных цен­ ностей в военное время. Замечательная страна, мудрый трудолюбивый народ, о ко­ тором В. Сапов написал с любовью и зна­ нием его жизни. И, конечно же, автор не мог не упомя­ нуть и о знаменитой дороге дружбы — про­ славленном в песнях и сказаниях Чуйском тракте, и о людях, которые делают боль­ шое и важное дело — возят по крутым сер­ пантинам горной магистрали так необходи­ мые для обоих народов грузы. Есть по Чуйскому тракту машины. Много ездит на них шоферов. Но один был отчаянный парень — Звали Колька его Снегирев. Песню, вероятно, знают многие, а вот о том, что первый автопробег по этой дороге с грузом Совмонголторга в 1930 году шел под пулями бандитов и первые шоферы.бы ­ ли действительно отчаянными, бесстрашны­ ми парнями — об этом узнаешь, как об ис­ торическом открытии. И не отсюда ли пош­ ла дорога в космос для монгольского пар­ ня Ж. Гуррагчи, совершившего свой звезд­ ный полет вместе с советским космонавтом В. А. Джанибековым. Есть еще одно сравнение, которое напра­ шивается, когда оцениваешь сборник очер­ ков В. Сапова. Он калейдоскопичен, каж­ дая его главка (а их всего 24) высвечивает какую-то грань большой и по-своему слож­ ной жизни. Они подобраны не в хронологи­ ческом порядке и не составлены по виду той или иной деятельности. Автор то уводит нас в историческое прошлое, то возвращает к дням сегодняшним. Но эта мозаика созда­ ет цельную картину — картину нерушимой братской дружбы народов, ,столь необходи­ мой всем нам в сегодняшнем тревожном мире. А. СУХАНОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2