Сибирские огни, 1985, № 6

Отечественная война, жестоко перекроив­ шая судьбы миллионов советских людей. Опаляющее ее дыхание достигло »г глубоко­ го тыла. И здесь, далеко от полей сраже­ ний, война с такой же беспощадностью ста­ вила людей перед суровыми проблемами: как социально-экономического или сугубо военного, так и нравственного порядка. И одним из таких нравственных вопро­ сов, встававшим перед каждым человеком, оставшимся в тылу, был вопрос о том, как жить дальше. Для одних, таких, как ’Пет- ренко, Платонова, он быЛ ясен; если уж ос­ тался в тылу, то еще больше сил отдавай фронту, победе. Другие — тот же Вадим — панически боясь фронта, старались сохра­ нить себя любыми путями. Для третьих — как, например, начальника «Золотопрод- снаба». Евсея Гавриловича Сорокина, хапу­ ги, вымогателя, бабника,— война поистине оказалась «мать родна». Выбор Нины Камышиной осложнялся тем, что война поставила перед ней допол­ нительную проблему полного и окончатель­ ного самоопределения; не только духовного, нравственного, но и социального, обществен­ ного. А это было не так-то и просто. Во­ лею судьбы женщина из дворянского в прошлом сословия оказывалась в гуще са­ мых обыкновенных, простых людей, в си­ бирской глуши, на таежном прииске, куда переезжает она с мужем из города. Не просто, не вдруг адаптируется она среди них, не сразу принимают местные жители и ее, «интеллигентную дамочку». Помогает Нине Камышиной обостренное сознание то­ го, что в час тяжелых для Родины испыта­ ний нельзя жить ей прежней жизнью, нель­ зя продолжать благополучно прозябать. «Нет, хватит так жить, как она живет,— казнит себя героиня романа.— Стыдно праз­ дно жить! Пора делать что-то настоящее. Общее — для фронта. Трудное». И Камышина с головой окунается в эту трудную, но необходимую работу, в это нас­ тоящее. Вместе с другими женщинами по­ селка она собирает для фронта теплые ве­ щи, организует сбор средств в фонд Побе­ ды, участвует в размещении прибывших из блокадного Ленинграда детей, работает на лесоповале (а надо еще учесть, что Нине, кроме того, постоянно приходится думать, как прокормить свою семью и уберечь детей от болезней, в силу чего ей, до мозга кос­ тей городской женщине, приходится теперь управляться и с коровой, и с огородом, без которых здесь просто не прожить). Но, стараясь изо всех своих сил и воз­ можностей быть нужной, полезной, Нина Камышина не просто самоутверждается, она ближе и лучше узнает окружающих ее людей, постигает истинную цену всенарод­ ному подвигу. В книге немало сцен и эпизодов, с боль­ шой художественной силой изображающих героизм советских тружеников, отдающих все сцлы Победе, жертвующих всем, чем можно, чтобы ее приблизить. С помощью точных и выпуклых деталей и подробностей писательнице удается передать .подлинную атмосферу напряженных тыловых будней. «Жизнь Нины Камышиной» — роман- судьба, жанр, получивший широкое распро­ странение в русской литературе. И, следуя его традициям, Е. Коронатова через судьбу своей героини преломляет эпоху, показыва­ ет жизнь не только отдельно взятой лично­ сти, но и целого общественного среза в мо­ мент великих испытаний, кргда решается судьба нации и страны. Не’ случайно так густонаселен роман, не случайно с такими разными персонажами знакомит нас писа­ тельница. За каждым из них — определен­ ный человеческий тип поведения, определен­ ное отношение к жизни, определенное влия­ ние на главную героиню. Можно даже ска­ зать, что вне взаимодействия с каждым из них едва ли бы до конца выкристаллизо­ вался характер самой героини, едва ли до­ статочно четко наметился бы ее дальней­ ший жизненный путь. Одни, такие, как Дарья Петровна, без колебания взявшая на воспитание мальчика из блокадного Ле­ нинграда, или начальник райотдела мили­ ции Андреев, способствовали укреплению сил ее духа, другие, вроде Воловина или Сорокина, наживающиеся на горе народ­ ном, побуждали ее к борьбе за справедли­ вость. А такие, как редактор Платонова, всемерно способствовали тому, чтобы под спудом бесконечных повседневных забот не умерли в Нине Камышиной росточки ее ли­ тературных способностей. И когда Нина сомневается, а нужно ли это сейчас, сумеет ли она именно пером своим, а не чем-то иным, более существенным, помочь фронту, Платонова без колебаний отвечает: « — Захочешь фронту помочь — сумеешь. Теперь все делают то, о чем раньше поня­ тия не имели. Ты даже не представляешь, как это важно — знать, чем каждый из нас, понимаешь — каждый! — помогает фронту. Знать не только в тылу, но и на фронте. Мы отдаем, что можем, для их детей, а они за нас — жизнь». Как видим, некоторая камерность сюжет­ ной канвы романа не мешает писательнице насытить ее^ большим социальным содер­ жанием, выйти на простор подлинно фило­ софского осмысления жизни. Следует, правда, заметить, что не все от начала до конца в романе удалось Е. Ко- ронатовой. Несколько статичным, с самых первых страниц заданным на «негатив» по­ лучился образ Вадима, к которому Нина с каждым днем начинает относиться (увы, не без авторского нажима) со все возраста­ ющим отвращением. В то время, как отно­ шения Камышиной и Германа Яворского, любящих друг друга, окрашены, пожалуй, в чересчур розово-сентиментальные тона и слишком уж прямолинейно противопостав­ лены неурядицам в отношениях с мужем. Нечетко прописаны, к сожалению, и такие важные в идейно-художественной структу­ ре романа герои, как Петренко и Платоно­ ва, которые получились недостаточно ярки­ ми и запоминающимися. Все это, конечно, снижает качественный уровень произведения, но не дает основа­ ний говорить о неудаче в целом. Напротив, думается, что, не избежав недостатков, пи­ сательница тем не менее основную свою художественную задачу — показать духов­ ную эволюцию и становление характера русской женщины интеллигентных корней, прошедшей горнило глубоких социальных потрясений и ставшей неотъемлемой части­ цей нового общества,— воплотила достойно, создав интересное литературное полотно. А. ГОРШЕНИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2