Сибирские огни, 1985, № 6
Отечественная война, жестоко перекроив шая судьбы миллионов советских людей. Опаляющее ее дыхание достигло »г глубоко го тыла. И здесь, далеко от полей сраже ний, война с такой же беспощадностью ста вила людей перед суровыми проблемами: как социально-экономического или сугубо военного, так и нравственного порядка. И одним из таких нравственных вопро сов, встававшим перед каждым человеком, оставшимся в тылу, был вопрос о том, как жить дальше. Для одних, таких, как ’Пет- ренко, Платонова, он быЛ ясен; если уж ос тался в тылу, то еще больше сил отдавай фронту, победе. Другие — тот же Вадим — панически боясь фронта, старались сохра нить себя любыми путями. Для третьих — как, например, начальника «Золотопрод- снаба». Евсея Гавриловича Сорокина, хапу ги, вымогателя, бабника,— война поистине оказалась «мать родна». Выбор Нины Камышиной осложнялся тем, что война поставила перед ней допол нительную проблему полного и окончатель ного самоопределения; не только духовного, нравственного, но и социального, обществен ного. А это было не так-то и просто. Во лею судьбы женщина из дворянского в прошлом сословия оказывалась в гуще са мых обыкновенных, простых людей, в си бирской глуши, на таежном прииске, куда переезжает она с мужем из города. Не просто, не вдруг адаптируется она среди них, не сразу принимают местные жители и ее, «интеллигентную дамочку». Помогает Нине Камышиной обостренное сознание то го, что в час тяжелых для Родины испыта ний нельзя жить ей прежней жизнью, нель зя продолжать благополучно прозябать. «Нет, хватит так жить, как она живет,— казнит себя героиня романа.— Стыдно праз дно жить! Пора делать что-то настоящее. Общее — для фронта. Трудное». И Камышина с головой окунается в эту трудную, но необходимую работу, в это нас тоящее. Вместе с другими женщинами по селка она собирает для фронта теплые ве щи, организует сбор средств в фонд Побе ды, участвует в размещении прибывших из блокадного Ленинграда детей, работает на лесоповале (а надо еще учесть, что Нине, кроме того, постоянно приходится думать, как прокормить свою семью и уберечь детей от болезней, в силу чего ей, до мозга кос тей городской женщине, приходится теперь управляться и с коровой, и с огородом, без которых здесь просто не прожить). Но, стараясь изо всех своих сил и воз можностей быть нужной, полезной, Нина Камышина не просто самоутверждается, она ближе и лучше узнает окружающих ее людей, постигает истинную цену всенарод ному подвигу. В книге немало сцен и эпизодов, с боль шой художественной силой изображающих героизм советских тружеников, отдающих все сцлы Победе, жертвующих всем, чем можно, чтобы ее приблизить. С помощью точных и выпуклых деталей и подробностей писательнице удается передать .подлинную атмосферу напряженных тыловых будней. «Жизнь Нины Камышиной» — роман- судьба, жанр, получивший широкое распро странение в русской литературе. И, следуя его традициям, Е. Коронатова через судьбу своей героини преломляет эпоху, показыва ет жизнь не только отдельно взятой лично сти, но и целого общественного среза в мо мент великих испытаний, кргда решается судьба нации и страны. Не’ случайно так густонаселен роман, не случайно с такими разными персонажами знакомит нас писа тельница. За каждым из них — определен ный человеческий тип поведения, определен ное отношение к жизни, определенное влия ние на главную героиню. Можно даже ска зать, что вне взаимодействия с каждым из них едва ли бы до конца выкристаллизо вался характер самой героини, едва ли до статочно четко наметился бы ее дальней ший жизненный путь. Одни, такие, как Дарья Петровна, без колебания взявшая на воспитание мальчика из блокадного Ле нинграда, или начальник райотдела мили ции Андреев, способствовали укреплению сил ее духа, другие, вроде Воловина или Сорокина, наживающиеся на горе народ ном, побуждали ее к борьбе за справедли вость. А такие, как редактор Платонова, всемерно способствовали тому, чтобы под спудом бесконечных повседневных забот не умерли в Нине Камышиной росточки ее ли тературных способностей. И когда Нина сомневается, а нужно ли это сейчас, сумеет ли она именно пером своим, а не чем-то иным, более существенным, помочь фронту, Платонова без колебаний отвечает: « — Захочешь фронту помочь — сумеешь. Теперь все делают то, о чем раньше поня тия не имели. Ты даже не представляешь, как это важно — знать, чем каждый из нас, понимаешь — каждый! — помогает фронту. Знать не только в тылу, но и на фронте. Мы отдаем, что можем, для их детей, а они за нас — жизнь». Как видим, некоторая камерность сюжет ной канвы романа не мешает писательнице насытить ее^ большим социальным содер жанием, выйти на простор подлинно фило софского осмысления жизни. Следует, правда, заметить, что не все от начала до конца в романе удалось Е. Ко- ронатовой. Несколько статичным, с самых первых страниц заданным на «негатив» по лучился образ Вадима, к которому Нина с каждым днем начинает относиться (увы, не без авторского нажима) со все возраста ющим отвращением. В то время, как отно шения Камышиной и Германа Яворского, любящих друг друга, окрашены, пожалуй, в чересчур розово-сентиментальные тона и слишком уж прямолинейно противопостав лены неурядицам в отношениях с мужем. Нечетко прописаны, к сожалению, и такие важные в идейно-художественной структу ре романа герои, как Петренко и Платоно ва, которые получились недостаточно ярки ми и запоминающимися. Все это, конечно, снижает качественный уровень произведения, но не дает основа ний говорить о неудаче в целом. Напротив, думается, что, не избежав недостатков, пи сательница тем не менее основную свою художественную задачу — показать духов ную эволюцию и становление характера русской женщины интеллигентных корней, прошедшей горнило глубоких социальных потрясений и ставшей неотъемлемой части цей нового общества,— воплотила достойно, создав интересное литературное полотно. А. ГОРШЕНИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2