Сибирские огни, 1985, № 6

поэт не верил в успех заговора декабристов. Но к кругу первых дворянских революцио­ неров принадлежали самые честные, самые передовые люди его времени, и Пушкин не мог не сочувствовать их делу. Заканчивая в рек) году «Евгения Онегина», автор не мог привести героя к общественному краху. Онегин не был декабристом, но он принад­ лежал к.тому же типу людей, и вследствие этого окончание «Еврения Онегина» можно без преувеличения назвать творческим под­ вигом поэта. «Сняв проблему политиче­ скую,— писал известный пушкинист Г. П. Макогоненко,— Пушкин показал нравствен­ ное возрождение личности через любовь». Десятую, декабристскую главу «Онегина» Пушкин, как известно, не включил в роман. Но то, что не могло быть и не было напе­ чатано, освещало Онегина светом декаб­ ристской мысли. Пушкинское преклонение перед декабристами было настолько вели­ ко, что он с трудом расставался с идеей вывести героем деятеля декабристского ти­ па. Поэтому в образе «лишнего человека» Онегина, человека иной формации по срав­ нению с Чацким, ощущалась все же двой­ ственная перспектива. Перед сибирским писателем Знаменским время ставило новую задачу, которая ре­ шалась «от противного»: декабристы, став­ шие «лишними людьми» своего времени в политическом смысле, сумели выстоять и противостоять в личностном плане самой исторической эпохе, породившей это соци­ ально-психологическое явление. Для опре­ деления такого феномена русской жизни Знаменский вводит и новое понятие — «ис­ чезнувшие люди». Люди, подобных которым нет в современной действительности. Ста­ рые герои, поставленные в новые условия, успешно противостоят тяжелым жизненным обстоятельствам ссыльной жизни в провин­ циальном сибирском городе. В повестях Знаменского соединились две историко-ли­ тературные линии «лишних людей» — от эпохи Грибоедова, через Пушкина, до геро­ ев Тургенева и Некрасова. Это само по се­ бе являлось оригинальным решением проб­ лемы эволюции героя в русской литературе. Знаменский охватил своим сознанием две эпохи в общественно-политической жизни России, сумел включить декабристов в об­ щественно-литературную жизнь 60—70-х го­ дов, Он переосмыслил жизненный материал с позиций актив.ного общественного деятеля своего времени. Автобиографические по ос­ новному своему содержанию повести Зна­ менского имели особый характер мемуарно­ го начала. Прежде всего, именно мемуары о столь недавнем времени были редки в тог­ дашней литературе, и об этом говорили сов­ ременники, например Н. Г. Чернышевский: «...у нас вовсе нет мемуаров, относящихся до близкого к нам времени, относящихся до современной эпохи — решительно нет. А потребность в таких мемуарах очень сильна». Знаменский выступал в каком-то отношении и новатором в области формы, ведь художественная задача, типологиче­ ские принципы, основы построения этого жанра не были выработаны литературой. И поскольку не существовало навыков об­ ращения с историей, то его манера кажет­ ся современному читателю несколько наив­ ной. И все же мы испытаем благодарность к автору за кропотливое, скрупулезное вос­ произведение исторических реалий. В литературное творчество Знаменский вкладывал всю душу, он сознавал свою от­ ветственность — гражданскую и обществен­ ную ответственность свидетеля стремитель­ но уходящей эпохи декабристов. Прекрасно понимая, каким бесценным историческим материалом он владеет, Знаменский кроме повестей, которые были его главным лите­ ратурным делом и создавались долго, по многу раз переписывал мемуары, .целал различные мелкие, фрагментарные, посю- жетные записи, посвященные какому-либо одному событию. Руководимый прежде все­ го чувством долга, автор поставил себе цель — создать литературный памятник де­ кабристам и их времени. Эта задача, в си­ лу своей значимости и трудности достиже­ ния, стала постоянным делом его жизни. Во имя своей миссии — историка, писате­ ля и художника — Знаменскому пришлось многим пожертвовать в жизни. Чрезвычай­ но занятый своей работой как художник, как писатель, как исследователь-краевед, этнограф, он много и интенсивно трудился, но несмотря на это часто попадал в труд­ ные материальные условия. Литература не давала никакого заработка, а требовала много времени и отдачи сил. Это был труд для потомков. Отрываясь от насущных дел, Знаменский уделял много внимания имен­ но литературным занятиям, это дело он по­ нимал как исполнение долга, долга перед прошлым и будущим Отечества. Не только своими произведениями, кар­ тинами, рисунками и карикатурами ценен для современного человека Михаил Степано­ вич Знаменский. Сама судьба и яркая лич­ ность этого малоизвестного доныне писате­ ля и художника обогащает наше представ­ ление о духовной жизни прошлого. Его учи­ теля декабристы верно угадали в нем неза­ урядную натуру. Талант художника и пи­ сателя удачно соединились в одном челове­ ке, и примечательно то, что они получили развитие в едином русле, отвечающем пере­ довым требованиям времени. Знаменский был веселым, мужественным и честным че­ ловеком, трезво смотрящим на жизнь, на­ стоящим сыном своей противоречивой и сложной эпохи, свидетельство о которой он и оставил в виде своих, в полном смысле слова, исторических повестей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2