Сибирские огни, 1985, № 6
поэт не верил в успех заговора декабристов. Но к кругу первых дворянских революцио неров принадлежали самые честные, самые передовые люди его времени, и Пушкин не мог не сочувствовать их делу. Заканчивая в рек) году «Евгения Онегина», автор не мог привести героя к общественному краху. Онегин не был декабристом, но он принад лежал к.тому же типу людей, и вследствие этого окончание «Еврения Онегина» можно без преувеличения назвать творческим под вигом поэта. «Сняв проблему политиче скую,— писал известный пушкинист Г. П. Макогоненко,— Пушкин показал нравствен ное возрождение личности через любовь». Десятую, декабристскую главу «Онегина» Пушкин, как известно, не включил в роман. Но то, что не могло быть и не было напе чатано, освещало Онегина светом декаб ристской мысли. Пушкинское преклонение перед декабристами было настолько вели ко, что он с трудом расставался с идеей вывести героем деятеля декабристского ти па. Поэтому в образе «лишнего человека» Онегина, человека иной формации по срав нению с Чацким, ощущалась все же двой ственная перспектива. Перед сибирским писателем Знаменским время ставило новую задачу, которая ре шалась «от противного»: декабристы, став шие «лишними людьми» своего времени в политическом смысле, сумели выстоять и противостоять в личностном плане самой исторической эпохе, породившей это соци ально-психологическое явление. Для опре деления такого феномена русской жизни Знаменский вводит и новое понятие — «ис чезнувшие люди». Люди, подобных которым нет в современной действительности. Ста рые герои, поставленные в новые условия, успешно противостоят тяжелым жизненным обстоятельствам ссыльной жизни в провин циальном сибирском городе. В повестях Знаменского соединились две историко-ли тературные линии «лишних людей» — от эпохи Грибоедова, через Пушкина, до геро ев Тургенева и Некрасова. Это само по се бе являлось оригинальным решением проб лемы эволюции героя в русской литературе. Знаменский охватил своим сознанием две эпохи в общественно-политической жизни России, сумел включить декабристов в об щественно-литературную жизнь 60—70-х го дов, Он переосмыслил жизненный материал с позиций актив.ного общественного деятеля своего времени. Автобиографические по ос новному своему содержанию повести Зна менского имели особый характер мемуарно го начала. Прежде всего, именно мемуары о столь недавнем времени были редки в тог дашней литературе, и об этом говорили сов ременники, например Н. Г. Чернышевский: «...у нас вовсе нет мемуаров, относящихся до близкого к нам времени, относящихся до современной эпохи — решительно нет. А потребность в таких мемуарах очень сильна». Знаменский выступал в каком-то отношении и новатором в области формы, ведь художественная задача, типологиче ские принципы, основы построения этого жанра не были выработаны литературой. И поскольку не существовало навыков об ращения с историей, то его манера кажет ся современному читателю несколько наив ной. И все же мы испытаем благодарность к автору за кропотливое, скрупулезное вос произведение исторических реалий. В литературное творчество Знаменский вкладывал всю душу, он сознавал свою от ветственность — гражданскую и обществен ную ответственность свидетеля стремитель но уходящей эпохи декабристов. Прекрасно понимая, каким бесценным историческим материалом он владеет, Знаменский кроме повестей, которые были его главным лите ратурным делом и создавались долго, по многу раз переписывал мемуары, .целал различные мелкие, фрагментарные, посю- жетные записи, посвященные какому-либо одному событию. Руководимый прежде все го чувством долга, автор поставил себе цель — создать литературный памятник де кабристам и их времени. Эта задача, в си лу своей значимости и трудности достиже ния, стала постоянным делом его жизни. Во имя своей миссии — историка, писате ля и художника — Знаменскому пришлось многим пожертвовать в жизни. Чрезвычай но занятый своей работой как художник, как писатель, как исследователь-краевед, этнограф, он много и интенсивно трудился, но несмотря на это часто попадал в труд ные материальные условия. Литература не давала никакого заработка, а требовала много времени и отдачи сил. Это был труд для потомков. Отрываясь от насущных дел, Знаменский уделял много внимания имен но литературным занятиям, это дело он по нимал как исполнение долга, долга перед прошлым и будущим Отечества. Не только своими произведениями, кар тинами, рисунками и карикатурами ценен для современного человека Михаил Степано вич Знаменский. Сама судьба и яркая лич ность этого малоизвестного доныне писате ля и художника обогащает наше представ ление о духовной жизни прошлого. Его учи теля декабристы верно угадали в нем неза урядную натуру. Талант художника и пи сателя удачно соединились в одном челове ке, и примечательно то, что они получили развитие в едином русле, отвечающем пере довым требованиям времени. Знаменский был веселым, мужественным и честным че ловеком, трезво смотрящим на жизнь, на стоящим сыном своей противоречивой и сложной эпохи, свидетельство о которой он и оставил в виде своих, в полном смысле слова, исторических повестей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2