Сибирские огни, 1985, № 6
одна привилегия-к-его не секут кнутом в наказание. Тема взаимоотношения героев и народной массы развернута на примере нескольких довольно-таки ярких эпизодов. Один из них, широко известный, описан ный не только Знаменским, но и другими свидетелями, например А. П. Созонович, воспитанницей М. И. Муравьева-Апостола, выведенной, кстати, в «Исчезнувших лю дях» под именем Жерни. Суть этого проис шествия сводилась к скандалу, разыграв шемуся в очередной раз между градона чальником и декабристами, и так как верх в этом споре одержал «государственый преступник», то и эпизод этот стал широко известен и запомнился друзьям. Однажды в засушливое знойное лето соб равшаяся в ярмарочный день на базарной площади около кабака толпа крестьян бы ла доведена почти до бунта вздорной мол вой о том, что именно Д. И. Лягушкин яв ляется причиной длительной засухи, грозя щей гибелью урожаю. Слухи о его колдов ских чарах давно ходили среди обывателей Полуторовска. Непонятность и непохожесть облика барина на «типичных» представите лей этого сословия, его занятия — собира ние трав, прогулки в лесу, катание на неиз вестных доселе в городе коньках по льду замерзшей речки — все это делало фигуру ссыльного декабриста чуждой и непонят ной. И именно его, воздвигшего во дворе дома столб с безобидным метеоприбором ветромером, разгневанные крестьяне, в ре зультате мелкой провокации, посчитали ви новником всех бед, черным колдуном, нав лекшим на их хлеба невиданную доселе за суху. Именно Лягушкин, мечтающий об облег чении участи народа, стал для возмущен ной толпы врагом номер один. Герой пове сти, как и его прототип И. Д. Якушкин, видит избавление народа от всех бед в просвещении, устройстве школ. «Но что бы сказал он, если бы перенесся на базарную площадь и услышал свое имя из уст сотен этих младенчески нехитрых людей — с прок лятиями и ему, и всему его роду?» — во прошал Знаменский читателя. И отвечал сам за своего героя; «Что бы он сказал, я не знаю, «о я знаю, что бы он сделал. Он по нял бы, что они не видят, что творят, и про сидел бы целую ночь... перед письменным столом, а утром понес бы к своему другу, протопопу, начало общепонятной физики». И не только в физике, химии, географии и истории видит Лягушкин способ избавле ния народа от бедности и дикости, но и в значительном расширении правовых, юриди ческих знаний. Не случайно в программе, составленной им для Ланкастерской школы, он хотел дать крестьянским детям пред ставление прежде всего о социальном уст ройстве современного мира. Несмотря на демократизм Лягушкина, на манеру обращения с простыми людьми, он остается в глазах народа «чем-то вроде шута горохового», как и тургеневский Ба заров в «Отцах и детях». Разобщенность революционных демократов с народной мас сой, показанная Тургеневым и верно под меченная Знаменским, была характерна для первых представителей этого направления, хотя, как справедливо указывали исследо ватели, в чем-то искажала общую истори ческую перспективу. , Лягушкщ са свдрй; редкой, неоднократно подчеркиваемой ав тором «способностью сходиться с простыми людьми», завоевал только безграничное до верие и любовь в, сердцах крестьянских де тей, но отнюдь не их родителей. Начиная с 50-х годов прошлого века, проблема становления личности человека, изложенная в форме биографического рас сказа, была также одной из центральных в русской прозе. Причем жанр автобиографи ческой повести, независимо от художествен ного мастерства автора, был вместилищем наиболее актуальных для повествователь ной литературы этого времени вопросов. Писателями, обращавшимися к этому жан- ру, руководило желание опереться на факт, придать художественному тексту значение документа. Именно к этому литературному направлению и относится «Тобольск в со роковых годах». Основные сферы, в которых протекала жизнь героя-подростка в Тобольске, незна комом ему преж.^е городе, были семинария и дом декабриста М. А. Фонвизина. В кар тинах тобольской семинарии, воспроизводи мых Знаменским, было, естественно, много общего ,с другими произведениями о семи нарской жизни («Очерки бурсы» Н. Г. По мяловского, «Дневник семинариста» И. С. Никитина, «Магистр» М. В. Загоскина). Отупляющая методика преподавания, от которой все науки в головах мальчиков пе репутывались, превращались в «винегрет», «микстуру», от коих «половина мальчуга нов давилась и умирала для науки» на пер вом, я<е году обучения, забавные портреты закосневших в схоластике преподавателей, воспоминания о детских шалостях и нака заниях семинаристов — все эти темы неиз бежно составляли сущность рассказов о бурсацком или семинарском существова нии. Однако повесть Знаменского, при всей ее традиционности, отличает добрый юмор здорового человека, который, имея хорошую моральную поддержку в лице старших дру зей, смог переплыть это море учебных семи нарских ужасов. Декабристская часть «Тобольска в соро-, новых годах» всецело посвящена дому Фон визиных. Знаменский запечатлел неповтори мые характеры обоих супругов, стиль жиз ни их дома. Круг друзей и знакомых дома Фонвизи ных был пестр и разнообразен. К нему при надлежали различные по социальному по ложению люди. Знаменского после Ялуторовска поразила великосветскость и богатство Фонвизиных. И он, убежденный разночинец, и демократ «с младых ногтей», все же отдает должное и известной просто те обхождения Натальи Дмитриевны, и бес конечной доброте Михаила Александровича. Показательна в этом отношении дружба Фонвизиных с простой крестьянкой Тать яной Филипьевной Земляницыной, кстати, приходившейся Знаменскому теткой по ма теринской линии. Эта женщина по уму, си ле характера, по нравственным убеждени ям превосходила не только свою кре стьянскую среду, но и городское окружение, «туземную знать» Тобольска. Ее независи мое поведение, прямота высказываний шо кирующе действовали на чванливых свет ских дам города, а дружба ее с Фонвизи ными вызывала массу толков и сплетен у, местной верхушки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2