Сибирские огни, 1985, № 6
ставление материалов дает удивительные результаты. Знаменский стремится во всех своих художественных построениях не от ступать от документального факта, следуя ему с предельно возможной скрупулезно стью. Как показывает исследование других источников о жизни этих двух сибирских городов — Тобольска и Ялуторовска, даже лица второстепенные, родственники семей ства автора, местные начальники, друзья по учебе существовали в реальной жизни, а не были плодом воображения писателя. Их имена зафиксированы в документах, пе реписке, дневниках и заметках современ ников. Показателен в этом отношении, на пример, «Карманный месяцеслов на 1842 год» — своеобразная записная книжка Сте фана Яковлевича Знаменского. Здесь обо значены даты рождения и смерти многих друзей и знакомых их семьи, причем в их числе немало друзей и родственников де кабристов. Тщательное следование фак там—:закон для Знаменского-писателя. Та ким образом, по жанру повести Знаменско го могут быть вполне отнесены к докумен тальной литературе. «Исчезнувшие люди» построены по прин ципу контраста, противопоставления мира «светлых личностей», сплоченной ялуторов ской колонии декабристов, грязному, низко му развращенному миру городских властей. Городничий, градоначальник «князь» Ку- кишев, «местный кутила» судья, не просы хающий от пьянства доктор — это все шар жированные, заостренные сатирически фи гуры. По манере изображения все эти персонажи — герои будущих карикатур ху дожника Знаменского. Противопоставление двух миров — основ ная линия всего произведения; непрекра- щающаяся война чиновничьего мира и «го сударственных преступников» — главный конфликтообразующий момент повествова ния. Не объявленная, подспудная война идет по крупным и мелким поводам. Основ ное событие, прослеживаемое в повести — создание в Полуторовске Д. И. Лягушки- ным совместно с молодым протопопом Ильей Степановичем школ так называемого «взаимного обучения» по ланкастерскому методу. Обретение героями навыков умело го обхождения с властями, умения сочетать «голубиную кротость и ймеиную мудрость», постоянный поиск выхода из запутанного лабиринта бюрократических и светских ин триг, обходных путей воздействия на город ские власти с целью добиться разрешения на открытие школ для народа — все это имело место и в действительной, реальной жизни организато’ров первых в Сибири школ для мальчиков и девочек. И. Д. Якушкин и С, Я. Знаменский создали ши роко доступные представителям народа учебные заведения, принесшие большую пользу системе народного образования в те годы. Образцовые школы, созданные декаб ристами, составили конкуренцию городско му, а затем и губернскому училищу, про должали работать еще несколько лет после отъезда декабристов и С. Я. Знаменского из города Ялуторовска. Герои «Исчезнувших людей» ведут неу станную борьбу в трудных условиях бес правного ссыльнопоселенческого существо вания. Возможность приносить пользу наро ду, просвещать его, тем самым улучшая положение «низших слоев», вдохновляет и дает им силы в этой неравной схватке. «По верьте моей опытности,— говорит герой по фамилии Лягушкин, под неблагозвучным именем которого скрывалась фигура благо роднейшего И. Д. Якушкина,— что у зла больше партизанов в людях, чем чертей. Вы не забывайте,— внушает он молодому протопопу,— и нашего положения; нас не терпят! Решено уже и подписано, что мы люди погибшие. Как бы мы ни вели себя хорошо, мы все-таки в их глазах бунтовщи ки. Если мы даже и молиться Богу станем, то поверьте, большинство будет уверено, что мы просим у Бога зла людям». Безыс ходность, горечь положения «государствен ных преступников» усиливалась и тактикой «булавочных уколов», в совершенстве зна комой властям города. Травля по пустякам, цензурование и перехват почты, надзор за посетителями и гостями — все эти мелочи в условиях жизни маленького города выра стали до огромных размеров и вполне спо собны были нарушить психическое здоровье людей, сделать их «нервно-раздражитель ными», «пугаными воронами, которые куста боятся». Но не таковы оказались на деле герои, «выкованные из чистой стали». В процессе этой изнурительной борьбы они не сдались, не дали себя затянуть «застойному болоту провинциальной жизни». Потому и девиз Лягушкина звучит как программное заявление всей ссыльнопоселенческой коло нии: «А вздор, что связаны руки! Что ж, почить на лаврах,— свое-де дело сделали? Нет! Тут-то и доказать, что честный чело век может делать и со связанными рука ми. Мы, русаки, лентяи, и на оправдания, да на отговорки изобретательны... среда... обстоятельства. Будем делать, что можем». «Связанные руки», «среда», «обстоятель ства» — это слова-сигналы, отсылающие к горячей полемике о «лишних людях». Герои Знаменского, ведущие борьбу в безвестном городке Западной Сибири, оставались людьми, не похороненными заживо под гнетом несправедливости и неблагоприят ных обстоятельств, напротив, они продол жали быть героями активного действия. Сопоставление «лишних людей», не способ ных найти применения своим - душевным устремлениям, с людьми, действующими «со связанными руками», говорило, безус- ловно, в пользу последних. Отзвуки спора, полемический пафос содержался и в самом названии повести. «Исчезнувшие люди» — не только напоминание о том, что герои по- вести —представители поколения декабри-1 стов, укрывшиеся в сибирской глуши, но и подтверждение основной мысли автора, что^ и в трудный период, в новой, сложной со-: циально-политической дбстановке личности особого склада не поддаются жизненным обстоятельствам. Важное место в повести занимает народ-! пая жизнь и народный вопрос. Автор в «Ис-| чезнувших людях» большое значение при-' давал показу взаимоотношений ялуторов-1 ского кружка декабристов с невежествен ной народной массой. Пестрое по общест венному составу сибирское население, сре ди которого было много бывших каторжни ков, воров, различного рода социальных от щепенцев, определило статус ссыльнопосе ленца Лягушкина как простого «варнака», хоть и бывшего барина, у которого осталась
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2