Сибирские огни, 1985, № 6

ставление материалов дает удивительные результаты. Знаменский стремится во всех своих художественных построениях не от­ ступать от документального факта, следуя ему с предельно возможной скрупулезно­ стью. Как показывает исследование других источников о жизни этих двух сибирских городов — Тобольска и Ялуторовска, даже лица второстепенные, родственники семей­ ства автора, местные начальники, друзья по учебе существовали в реальной жизни, а не были плодом воображения писателя. Их имена зафиксированы в документах, пе­ реписке, дневниках и заметках современ­ ников. Показателен в этом отношении, на­ пример, «Карманный месяцеслов на 1842 год» — своеобразная записная книжка Сте­ фана Яковлевича Знаменского. Здесь обо­ значены даты рождения и смерти многих друзей и знакомых их семьи, причем в их числе немало друзей и родственников де­ кабристов. Тщательное следование фак­ там—:закон для Знаменского-писателя. Та­ ким образом, по жанру повести Знаменско­ го могут быть вполне отнесены к докумен­ тальной литературе. «Исчезнувшие люди» построены по прин­ ципу контраста, противопоставления мира «светлых личностей», сплоченной ялуторов­ ской колонии декабристов, грязному, низко­ му развращенному миру городских властей. Городничий, градоначальник «князь» Ку- кишев, «местный кутила» судья, не просы­ хающий от пьянства доктор — это все шар­ жированные, заостренные сатирически фи­ гуры. По манере изображения все эти персонажи — герои будущих карикатур ху­ дожника Знаменского. Противопоставление двух миров — основ­ ная линия всего произведения; непрекра- щающаяся война чиновничьего мира и «го­ сударственных преступников» — главный конфликтообразующий момент повествова­ ния. Не объявленная, подспудная война идет по крупным и мелким поводам. Основ­ ное событие, прослеживаемое в повести — создание в Полуторовске Д. И. Лягушки- ным совместно с молодым протопопом Ильей Степановичем школ так называемого «взаимного обучения» по ланкастерскому методу. Обретение героями навыков умело­ го обхождения с властями, умения сочетать «голубиную кротость и ймеиную мудрость», постоянный поиск выхода из запутанного лабиринта бюрократических и светских ин­ триг, обходных путей воздействия на город­ ские власти с целью добиться разрешения на открытие школ для народа — все это имело место и в действительной, реальной жизни организато’ров первых в Сибири школ для мальчиков и девочек. И. Д. Якушкин и С, Я. Знаменский создали ши­ роко доступные представителям народа учебные заведения, принесшие большую пользу системе народного образования в те годы. Образцовые школы, созданные декаб­ ристами, составили конкуренцию городско­ му, а затем и губернскому училищу, про­ должали работать еще несколько лет после отъезда декабристов и С. Я. Знаменского из города Ялуторовска. Герои «Исчезнувших людей» ведут неу­ станную борьбу в трудных условиях бес­ правного ссыльнопоселенческого существо­ вания. Возможность приносить пользу наро­ ду, просвещать его, тем самым улучшая положение «низших слоев», вдохновляет и дает им силы в этой неравной схватке. «По­ верьте моей опытности,— говорит герой по фамилии Лягушкин, под неблагозвучным именем которого скрывалась фигура благо­ роднейшего И. Д. Якушкина,— что у зла больше партизанов в людях, чем чертей. Вы не забывайте,— внушает он молодому протопопу,— и нашего положения; нас не терпят! Решено уже и подписано, что мы люди погибшие. Как бы мы ни вели себя хорошо, мы все-таки в их глазах бунтовщи­ ки. Если мы даже и молиться Богу станем, то поверьте, большинство будет уверено, что мы просим у Бога зла людям». Безыс­ ходность, горечь положения «государствен­ ных преступников» усиливалась и тактикой «булавочных уколов», в совершенстве зна­ комой властям города. Травля по пустякам, цензурование и перехват почты, надзор за посетителями и гостями — все эти мелочи в условиях жизни маленького города выра­ стали до огромных размеров и вполне спо­ собны были нарушить психическое здоровье людей, сделать их «нервно-раздражитель­ ными», «пугаными воронами, которые куста боятся». Но не таковы оказались на деле герои, «выкованные из чистой стали». В процессе этой изнурительной борьбы они не сдались, не дали себя затянуть «застойному болоту провинциальной жизни». Потому и девиз Лягушкина звучит как программное заявление всей ссыльнопоселенческой коло­ нии: «А вздор, что связаны руки! Что ж, почить на лаврах,— свое-де дело сделали? Нет! Тут-то и доказать, что честный чело­ век может делать и со связанными рука­ ми. Мы, русаки, лентяи, и на оправдания, да на отговорки изобретательны... среда... обстоятельства. Будем делать, что можем». «Связанные руки», «среда», «обстоятель­ ства» — это слова-сигналы, отсылающие к горячей полемике о «лишних людях». Герои Знаменского, ведущие борьбу в безвестном городке Западной Сибири, оставались людьми, не похороненными заживо под гнетом несправедливости и неблагоприят­ ных обстоятельств, напротив, они продол­ жали быть героями активного действия. Сопоставление «лишних людей», не способ­ ных найти применения своим - душевным устремлениям, с людьми, действующими «со связанными руками», говорило, безус- ловно, в пользу последних. Отзвуки спора, полемический пафос содержался и в самом названии повести. «Исчезнувшие люди» — не только напоминание о том, что герои по- вести —представители поколения декабри-1 стов, укрывшиеся в сибирской глуши, но и подтверждение основной мысли автора, что^ и в трудный период, в новой, сложной со-: циально-политической дбстановке личности особого склада не поддаются жизненным обстоятельствам. Важное место в повести занимает народ-! пая жизнь и народный вопрос. Автор в «Ис-| чезнувших людях» большое значение при-' давал показу взаимоотношений ялуторов-1 ского кружка декабристов с невежествен­ ной народной массой. Пестрое по общест­ венному составу сибирское население, сре­ ди которого было много бывших каторжни­ ков, воров, различного рода социальных от­ щепенцев, определило статус ссыльнопосе­ ленца Лягушкина как простого «варнака», хоть и бывшего барина, у которого осталась

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2