Сибирские огни, 1985, № 6
обыгрывалось неоднократно в разговорах декабристов и было известно Знаменскому. Повесть его должна была разорвать атмос феру замалчивания, присоединиться к тому пласту исторических документов, которые ходили тогда в рукописях среди верных друзей, издавались Герценом, прятались и сжигались при появлении полиции. Но судь ба произведений сибирского автора сложи лась иначе. Его голос не был услышан ши роким кругом современников, его скромная роль историка-литераторя была по достоин ству оценена лишь спустя много лет. Рукописи Знаменского пощадило время, они были с любовью сохранены его племян ницей Лидией Николаевной Знаменской, а в 30—40-е годы нашего века переданы на хранение в НГАЛИ'. Вторая повесть Знаменского «Тобольск в сороковых годах» представляла по замыслу автора хронологическое продолжение «Ис чезнувших людей». Если в первой повести описывалась жизнь в Ялуторовске, то во второй — годы учения в тобольской семина рии. В соответствии с этим в центре первой повести оказывается ялуторовская колония декабристов, а во второй — тобольский фон- визинский кружок, у автора было намере ние воссоздавать и далее картину тоболь ской жизни — последняя часть называлась «Пятидесятые годы в Тобольске». Были на писаны три главы, но продолжения не пос ледовало. Воспоминания, статьи о декабристах на писали, как известно, многие воспитанники дворянских революционеров, их ученики, современники, да и сами «невольные узни ки» оставили письменные свидетельства о своем долгом пребывании в Сибири. И тем не менее повести Знаменского уникальны, они — единственный пример художествен ного изображения сибирского периода жиз ни декабристов. К созданию своих повестей Знаменский шел сложными путями. В его архиве име ются материалы, показывающие разные стадии работбі. Первоначальный его замы сел определялся как «создание фотографий с реальных исторических лиц». Показатель на в этом отношении тетрадь, обнаружен ная в Тюменском краеведческом музее и опубликованная в сборнике «Сибирская археография и источниковедение», под на званием «Мемуары М. С. Знаменского». Эта рукопись представляет собой один из пер вых вариантов автобиографических заметок, описания запомнившихся, самых ярких фактов и впечатлений ушедшего детства. Именно на этом варианте текста можно проследить, как происходила беллетриза ция биографической канвы рассказа. Опи сывая вначале домашнюю жизнь, портреты друзей дома, служебные дела отца, автор затем постепенно вводит народные сцены, набрасывает картину жизни провинциаль ного города, стремясь передать атмосферу застоя и тупости, царившую в семинарии. К миру интимных, личных переживаний и впечатлений детства, столь дорогих автору, Знаменский подключает, таким образом, проблемы социального значения. ' История создания фонда Знаменского в ЦГАЛИ изложена в статье Е. М. Варенцовой «Ри сунки М. р. Знаменского в коллекции Государст- венного литературного музея».— Панорама ис- кусств, № 6, М., 1983. с. 298. Его трогательная и нежная привязанность к декабристам, восхищение Их добротой, взаимной любовью сочетались с попытками анализа их общественной роли в городе, а далее, и в современном обществе, и вообще в русской истории. «Но в то время,— объяс нял Знаменский свою позицию,— я не по нимал всей горечи их жизни. Я видел толь ко кружок людей, пропитанный взаимною любовью, я слышал их добрые речи и по любил их... Ненависть к этим людям пере жила их в сердцах пошлых дураков. Нек то Попов, в настоящее время исправляющий должность ялуторовского аристократа, до сих пор не может равнодушно слышать име на этих людей, и нисколько не удивительно. При всем своем стесненном положении, при всех препятствиях на каждом шагу, люди эти употребляли все силы быть полезными угнетенным беднякам и по возможности препятствовали плутням мошенников в виц мундирах». «Канвой для громаднейшего романа», за думанного Знаменским, была история соб ственной жизни, но в то же время автор жил в общей атмосфере воспоминаний о покинувших Сибирь государственных пре ступниках. О них долго и много говорили в его большой семье, перечитывали письма, отправленные декабристами в разные годы к его отцу, брату. На основе богатой срмей- ной хроники Знаменский задумал написать не просто мемуары. Вопрос о жанре его по вестей в высшей степени важен потому, что это касается познавательной ценности его произведения, принципов отражения и пре ломления в нем действительности.' Как из вестно, большое значение для любого исто рического произведения имеет замена ре альных лиц вымышленными — эта услов ность сразу переносит его в другой ряд — собственно художественный. Именно этот момент— замена одного ряда фамилий на другой — играет немаловажную роль в ху дожественной композиции повестей Знамен ского. Главные исторические лица в «Исчез нувших людях» и в «Тобольске в сороковых годах» — декабристы, . градоначальники, власти края, ближайшее окружение декаб ристов — в окончательно выправленных, подготовленных к изданию рукописях име ли вымышленные фамилии. Сначала Зна менский писал безо всякой оглядки, руко водствуясь единственной целью— достовер но воссоздать картины былого, без отклонения от жизненной правды, не скры вая за измененными фамилиями известных исторических лиц. Можно сделать опреде ленный вывод о том, что псевдонимы де кабристов, кстати, довольно прозрачные, есть результат самой последней правки, нанесенной на уже готовый текст. В колеба ниях автора играли роль несколько момен тов, составляющих суть его индивидуальной творческой манеры. Изображаемые в повестях лица ра.зделя- ются на две категории — личности истори ческие и герои второстепенные, жители Тобольска и Полуторовска (так Знамен ский переделал название города Ялуто ровска, что, на самом деле, его уже не обя зывало к фактической документальности). Достоверность, подлинность описываемых событий точно может быть проверена по другим многочисленным источникам. Сопо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2