Сибирские огни, 1985, № 6

обыгрывалось неоднократно в разговорах декабристов и было известно Знаменскому. Повесть его должна была разорвать атмос­ феру замалчивания, присоединиться к тому пласту исторических документов, которые ходили тогда в рукописях среди верных друзей, издавались Герценом, прятались и сжигались при появлении полиции. Но судь­ ба произведений сибирского автора сложи­ лась иначе. Его голос не был услышан ши­ роким кругом современников, его скромная роль историка-литераторя была по достоин­ ству оценена лишь спустя много лет. Рукописи Знаменского пощадило время, они были с любовью сохранены его племян­ ницей Лидией Николаевной Знаменской, а в 30—40-е годы нашего века переданы на хранение в НГАЛИ'. Вторая повесть Знаменского «Тобольск в сороковых годах» представляла по замыслу автора хронологическое продолжение «Ис­ чезнувших людей». Если в первой повести описывалась жизнь в Ялуторовске, то во второй — годы учения в тобольской семина­ рии. В соответствии с этим в центре первой повести оказывается ялуторовская колония декабристов, а во второй — тобольский фон- визинский кружок, у автора было намере­ ние воссоздавать и далее картину тоболь­ ской жизни — последняя часть называлась «Пятидесятые годы в Тобольске». Были на­ писаны три главы, но продолжения не пос­ ледовало. Воспоминания, статьи о декабристах на­ писали, как известно, многие воспитанники дворянских революционеров, их ученики, современники, да и сами «невольные узни­ ки» оставили письменные свидетельства о своем долгом пребывании в Сибири. И тем не менее повести Знаменского уникальны, они — единственный пример художествен­ ного изображения сибирского периода жиз­ ни декабристов. К созданию своих повестей Знаменский шел сложными путями. В его архиве име­ ются материалы, показывающие разные стадии работбі. Первоначальный его замы­ сел определялся как «создание фотографий с реальных исторических лиц». Показатель­ на в этом отношении тетрадь, обнаружен­ ная в Тюменском краеведческом музее и опубликованная в сборнике «Сибирская археография и источниковедение», под на­ званием «Мемуары М. С. Знаменского». Эта рукопись представляет собой один из пер­ вых вариантов автобиографических заметок, описания запомнившихся, самых ярких фактов и впечатлений ушедшего детства. Именно на этом варианте текста можно проследить, как происходила беллетриза­ ция биографической канвы рассказа. Опи­ сывая вначале домашнюю жизнь, портреты друзей дома, служебные дела отца, автор затем постепенно вводит народные сцены, набрасывает картину жизни провинциаль­ ного города, стремясь передать атмосферу застоя и тупости, царившую в семинарии. К миру интимных, личных переживаний и впечатлений детства, столь дорогих автору, Знаменский подключает, таким образом, проблемы социального значения. ' История создания фонда Знаменского в ЦГАЛИ изложена в статье Е. М. Варенцовой «Ри­ сунки М. р. Знаменского в коллекции Государст- венного литературного музея».— Панорама ис- кусств, № 6, М., 1983. с. 298. Его трогательная и нежная привязанность к декабристам, восхищение Их добротой, взаимной любовью сочетались с попытками анализа их общественной роли в городе, а далее, и в современном обществе, и вообще в русской истории. «Но в то время,— объяс­ нял Знаменский свою позицию,— я не по­ нимал всей горечи их жизни. Я видел толь­ ко кружок людей, пропитанный взаимною любовью, я слышал их добрые речи и по­ любил их... Ненависть к этим людям пере­ жила их в сердцах пошлых дураков. Нек­ то Попов, в настоящее время исправляющий должность ялуторовского аристократа, до сих пор не может равнодушно слышать име­ на этих людей, и нисколько не удивительно. При всем своем стесненном положении, при всех препятствиях на каждом шагу, люди эти употребляли все силы быть полезными угнетенным беднякам и по возможности препятствовали плутням мошенников в виц­ мундирах». «Канвой для громаднейшего романа», за­ думанного Знаменским, была история соб­ ственной жизни, но в то же время автор жил в общей атмосфере воспоминаний о покинувших Сибирь государственных пре­ ступниках. О них долго и много говорили в его большой семье, перечитывали письма, отправленные декабристами в разные годы к его отцу, брату. На основе богатой срмей- ной хроники Знаменский задумал написать не просто мемуары. Вопрос о жанре его по­ вестей в высшей степени важен потому, что это касается познавательной ценности его произведения, принципов отражения и пре­ ломления в нем действительности.' Как из­ вестно, большое значение для любого исто­ рического произведения имеет замена ре­ альных лиц вымышленными — эта услов­ ность сразу переносит его в другой ряд — собственно художественный. Именно этот момент— замена одного ряда фамилий на другой — играет немаловажную роль в ху­ дожественной композиции повестей Знамен­ ского. Главные исторические лица в «Исчез­ нувших людях» и в «Тобольске в сороковых годах» — декабристы, . градоначальники, власти края, ближайшее окружение декаб­ ристов — в окончательно выправленных, подготовленных к изданию рукописях име­ ли вымышленные фамилии. Сначала Зна­ менский писал безо всякой оглядки, руко­ водствуясь единственной целью— достовер­ но воссоздать картины былого, без отклонения от жизненной правды, не скры­ вая за измененными фамилиями известных исторических лиц. Можно сделать опреде­ ленный вывод о том, что псевдонимы де­ кабристов, кстати, довольно прозрачные, есть результат самой последней правки, нанесенной на уже готовый текст. В колеба­ ниях автора играли роль несколько момен­ тов, составляющих суть его индивидуальной творческой манеры. Изображаемые в повестях лица ра.зделя- ются на две категории — личности истори­ ческие и герои второстепенные, жители Тобольска и Полуторовска (так Знамен­ ский переделал название города Ялуто­ ровска, что, на самом деле, его уже не обя­ зывало к фактической документальности). Достоверность, подлинность описываемых событий точно может быть проверена по другим многочисленным источникам. Сопо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2