Сибирские огни, 1985, № 6

ная на принципах, привитых, кстати, дворя­ нином И. Д. Якушкиным, выразилась в 70—80-е годы в резкой форме — Знамен­ ский, как проповедник крайних взглядов, близких к лагерю Н. В. Шелгунова, отказы­ вался понимать и воспринимать дворянское искусство в целом. Ему принадлежит не­ сколько больших серий карикатур, пароди­ рующих великие произведения русской ли­ тературы,— роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (жанр был определен художником как литературно-рисовальное попурри) и роман Гончарова «Обрыв». Эти циклы рисунков характеризовались полным неприятием, не­ пониманием основного художественного до­ стижения этих произведений русского реа­ лизма — высокой степени психологизма. В этой серии работ сказалась, безусловно, дань времени, а также способность автора азартно увлекаться социальными доктрина­ ми, забывая порой об элементарном здра­ вом смысле. Еще одним страстным увлечением, опре­ делившим на долгие годы жизнь Михаила Степановича, были путешествия и этногра­ фия. В 186-4—1867 гг. он отправляется в длительную поездку на север, в Березов и Обдорск, а затем на юг страны, на Коканд- скую границу. Это была служебная коман­ дировка, длительная экспедиция, в составе которой Знаменский выполнял обязанности переводчика с татарского языка при тоболь­ ском губернском управлении. Обильные но­ вые впечатления, колоритный быт северных и южных народов дали богатую пищу для размышлений и наблюдений. В результате этого долгого путешествия ріодился альбом рисунков «От Обдорска до Ташкента». Зна­ менский становится прекрасным знатоком этнографии северных и среднеазиатских на­ родов. За серию рисунков на эту тему он получил в 1873 году серебряную медаль Московской политехнической выставки. В 1880 году в Италии был издан альбом о на­ родах Севера с его иллюстрациями. Во многих музеях нашей страны совре­ менные экспозиции о жизни дореволюцион­ ной Средней Азии и сибирского Севера до сих пор украшены акварелями и карандаш­ ными рисунками М. С. Знаменского. По его пейзаж'ам и этнографическим зарисов­ кам, по выразительным портретам само­ едов и киргизов посетители краеведческих музеев Алма-Аты, Тюмени, Москвы и дру­ гих городов могут составить представление о жизни российских окраин в далекие от нас царские времена. Вот только о самом авторе, к сожалению, в музеях мало извест­ но даже научным сотрудникам, ведущим экскурсии. А между тем Знаменский всю жизнь за­ ботился о прославлении своего края, об улучшении морального климата'родного То­ больска, защищал интересы малых народов Сибири и Севера, обращал внимание обще­ ственности на их угнетенное состояние. Одно время, в 80-е годы, художник был редактором «Тобольских губернских ведо­ мостей», в конце- 80-х годов увлекся косто­ резными промыслами, пропагандировал это искусство и организовывал мастерские. Подводя итоги жизни Знаменского, газе- <та «Восточное обозрение» пи.;ала в марте 1892 года; «Знаменский-карикатурист мно­ гим известен, но гораздо менее известен Знаменский-литератор. А-между , тем этот насмешник, этот забавный карикатурист становился серьезным писателем, когда брался за перо не для надписей к своим рисункам». Действительно, Знаменского-пи- сателя абсолютно не знали в его родной Сибири. В том же некрологе «Восточное обозрение», самая информированная в де­ лах сибирской жизни газета, называла из произведений Знаменского лишь два его до­ кументальных очерка, опубликованных нэ ее же страницах. О Знаменском-писателе заговорили лишь в двадцатые годы нашего века. В 1925 г. в журнале «Наш край» была опубликована к столетию со дня восстания декабристов повесть Знаменского «Тобольск в сороковых годах». С этого, времени его литературное наследие начало привлекать внимание — и прежде всего историков. Обьясняется это тем, что главной задачей своей Знаменский- литератор считал воспроизведение картин сибирской жизни декабристов, всей общест­ венной обстановки во времена их пребыва­ ния в Ялуторовске и Тобольске. Знаменско­ го можно назвать автором одной темы и одного произведения в нескольких частях. В течение многих лет он писал повести о своем детстве и отрочестве. Его душевный опыт воплощался в разнообразной литера­ турной форме. Он оставил дневниковые за­ метки за разные годы своей жизни, в кото­ рых постоянно обращался к памяти декаб­ ристов, выверял свой жизненный путь согласно их системе нравственно-этических ценностей. Самая первая повесть М. С. Знаменского «Исчезнувшие люди» родилась в атмосфере политических и литературных споров, обостренного внимания демократической общественности к декабристскому движе­ нию. Многие полемические моменты, об­ суждаемые в те годы демократической-кри­ тикой, вошли в повесть, определили ее идей­ ное содержание. «Исчезнувшие люди» увидели свет в 1872 году в Петербурге, будучи изданы в одном сборнике с путевыми очерками о Сибири С. Турбина. Знаменский опубликовал их под псевдонимом «Старожил». Со столичными издателями автор был тогда мало знаком; отослав в Петербург рукопись, он узнал о ее опубликовании совершенно случайно из рекламы в газете «Правительственный Вестник». Книга прошла малозамеченной. Петербург был слишком далек от сибирских проблем; загадочные, зашифрованные герои и странные’ обстоятельства их жизни в Си­ бири ничего не говорили столичному чита­ телю. А до Сибири, очевидно, это издание и вовсе, не дошло. Мы имеем только отзывы немногих современников, непосредственно знакомых с автором. «Исчезнувшие люди», к сожалению, оказались не оцененными по достоинству ни критикой, ни читателем. А повесть эта была рассчитана на то, чтобы стать еще одним документом потаенной рус­ ской истории, сказать свое слово о героях 1825 г. Высказать свое мнение Знаменский стре­ мился не в духе той официальной истории, которая печаталась в царских газетах и бы­ ла изложена Модестом Корфом в его книге «Восшествие на престол императора Нико­ лая I». Придворный историк называл собы­ тия 14 декабря «маскарадом распутства, замышляющим преступление», что, кстати,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2