Сибирские огни, 1985, № 6
декабристов от местных чиновников и влас тей. Переписку со старшим Знаменским вели и сам М. А. Фонвизин, и И. Д. Якушкин, и И. И. Пущин. Со своей стороны декабристы помогали многодетной семье священника. Помощь была деятельной. Например, они взяли на себя образование с*гарших детей. Сын Ни колай, впоследствии крупный сибирский чиновник, получил воспитание в доме Фон визиных и после их отъезда в Россию стал наследником их тобольского дома. Нрав ственное воспитание Михаила Знаменского также с ранних лет шло в декабристском кругу: лет с семи—домашнее обучение вместе с приемными детьми М. И. Му- равьева-Апостола, затем ланкастерская школа, устроенная И. Д. Якушкиным, а вслед за этим — тобольская семинария под заботливым присмотром Фонвизиных и Бобрищева-Пушкина. Появившаяся в маль чике склонность к рисованию опять же нашла одобрение и поддержку в лице де кабристов. Именно по их инициативе и на их средства Миша Знаменский обучался живописи сначала в Тобольске у семинарис- та-самоучки, а затем был отправлен на два года в Петербург в образцовую духовную семинарию для обучения по классу рисова ния. Два года в Петербурге пролете'ли быст ро. Погрузившись в жизнь закрытого заве дения, начинающий художник всецело от дается обучению живописи и рисованию. Так и не узнав столицы, он возвращается в 1853 году в Тобольск, становится препо давателем рисования в тобольской губерн ской семинарии. Летом 1859 г. он вновь совершает поездку в Петербург, сдает экза менационную работу в Академию худо жеств и за картину «Старик» получает ■звание учителя рисования в гимназии, а в 1863 г. окончательно расстается с тяготив шим его духовным саном. Набрасывая «конспект своей исключительной жизни», Знаменский подчеркивал, что именно под благотворным влиянием «московской нату ры» декабристов ему стали чужды пред ставления окружавшей его среды. «И вот, соприкасаясь с ними, я уже не считал иде алом счастья даже священнический быт» Уже в юности в нем вырабатывался тип об щественного деятеля, которому тесны рамки лишь одного маленького городй. С 1859 г. Знаменский находит себе круг единомыш ленников. С этого времени начинается его интенсивная работа в сатирическом журна ле «Искра» и знакомство с петербургским кружком Н. М. Ядринцева. Сотрудничество в известном русском жур нале многое обусловило в биографии М. С. Знаменского, по сути определило течение всей его последующей жизни. Для сибир ского художника это обозначало вхождение в сообщество людей, близких революцион но-демократическому направлению Черны шевского, Добролюбова и Писарева. Редак тируемый В. С. Курочкиным и Н. А. Степа новым, этот журнал был самым популяр ным и острым сатирическим изданием Рос сии 1850— 1860-х годов. Художник 3«а- Мемуары М. С. Знаменского. Сибирская архе ография и источниковедение. Новосибирск, Н аука. 1979, с, 233. Публикация текста н комментарий’ ав тора данной статьи. менский становится активнейшим автором «Искры». Его карикатуры с остроумными подписями составляли серии, продолжав шиеся из номера в номер. Главнейшей те мой художника была, безусловно, общест венная жизнь Сибири. Например, его цикл «Провинциада» печатался в двадцати но мерах журнала. Он — один из самых актив ных и талантливых сотрудников «Искры» за 1859 — 1869 годы. Кроме этой, основной своей работы, он успевал сотрудничать в журнале «Маляр» и других сатирических изданиях. Выпустил отдельные сборники карикатур, которые были первыми издания ми такого рода в Сибири. Его деятельность была сродни работе неутомимого репорте ра, ведущего рассказ о повседневной жиз ни как города Тобольска, так и всей Сиби- Ри Бессчетное множество забавных рисун ков, шаржей, сценок из городской жизни расходилось среди его тобольских знакомых и друзей. Современники рассказывали о па ри, заключенном Михаилом Степановичем с его хорошей знакомой Лещевой, род ственницей и другом известного поэта П. П. Ершова. Лещева, кстати, первая стала со бирать рисунки совсем еще молодого Зна менского, составила из них первые домаш ние альбомы. Пари заключалось в том, что Знаменский обещал ежедневно в течение месяца приносить ей по карикатуре из мест ной жизни. И художник выиграл этот спор. Его изобретательность и работоспособность были неиссякаемы. Многие из власть иму щих жителей города Тобольска боялись по пасть к нему «на карандаш», остерегались его острого глаза и резкого сатирического приговора. В отличие от иных авторов-сатириков тех лет, выбиравших для своих рисунков часто мелкие темы: домашний быт, семейные не урядицы, воспитание детей, пристройство замуж молодых девиц и т. п., Знаменский из своего тобольского «далека» присылал рисунки, касающиеся острых социальных явлений. Его возмущали подлость, низость и взятки тобольских чиновников, реакцион ная политика издателя газеты «Московские ведомости» «классического Соловья-разбой- ника» Каткова и т. д. В ранней юности Знаменский писал Фон визиным из Петербурга: «Представление, что я своими успехами могу быть полезным не одному себе, это представление служит для меня самым побудительным средством, заставляющим меня «мазать» постоянно, и я «мажу». Всю свою жизнь Знаменский стремился к тому, чтобы силою искусства — и рисованием, и литературой — взорвать «застойное болото» провинциальной рус ской жизни, пробудить гражданские эмоции обывателя. Его злые сатирические рисунки, равно как и изображение в прозе провин циального света, местного начальства, не только изобличали пороки, но и были ис полнены гуманного стремления помочь «вы родкам тупости»; городским чиновникам понять жизненную ситуацию, оглянуться вокруг и выбраться из опутавшей их лжи, предрассудков и бюрократических препон. Знаменский как художник-сатирик сфор мировался, безусловно, во времена первого демократического подъема в начале 60-х годов XIX в. Его социальная ориентация, последовательно демократическая, основан
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2