Сибирские огни, 1985, № 6

декабристов от местных чиновников и влас­ тей. Переписку со старшим Знаменским вели и сам М. А. Фонвизин, и И. Д. Якушкин, и И. И. Пущин. Со своей стороны декабристы помогали многодетной семье священника. Помощь была деятельной. Например, они взяли на себя образование с*гарших детей. Сын Ни­ колай, впоследствии крупный сибирский чиновник, получил воспитание в доме Фон­ визиных и после их отъезда в Россию стал наследником их тобольского дома. Нрав­ ственное воспитание Михаила Знаменского также с ранних лет шло в декабристском кругу: лет с семи—домашнее обучение вместе с приемными детьми М. И. Му- равьева-Апостола, затем ланкастерская школа, устроенная И. Д. Якушкиным, а вслед за этим — тобольская семинария под заботливым присмотром Фонвизиных и Бобрищева-Пушкина. Появившаяся в маль­ чике склонность к рисованию опять же нашла одобрение и поддержку в лице де­ кабристов. Именно по их инициативе и на их средства Миша Знаменский обучался живописи сначала в Тобольске у семинарис- та-самоучки, а затем был отправлен на два года в Петербург в образцовую духовную семинарию для обучения по классу рисова­ ния. Два года в Петербурге пролете'ли быст­ ро. Погрузившись в жизнь закрытого заве­ дения, начинающий художник всецело от­ дается обучению живописи и рисованию. Так и не узнав столицы, он возвращается в 1853 году в Тобольск, становится препо­ давателем рисования в тобольской губерн­ ской семинарии. Летом 1859 г. он вновь совершает поездку в Петербург, сдает экза­ менационную работу в Академию худо­ жеств и за картину «Старик» получает ■звание учителя рисования в гимназии, а в 1863 г. окончательно расстается с тяготив­ шим его духовным саном. Набрасывая «конспект своей исключительной жизни», Знаменский подчеркивал, что именно под благотворным влиянием «московской нату­ ры» декабристов ему стали чужды пред­ ставления окружавшей его среды. «И вот, соприкасаясь с ними, я уже не считал иде­ алом счастья даже священнический быт» Уже в юности в нем вырабатывался тип об­ щественного деятеля, которому тесны рамки лишь одного маленького городй. С 1859 г. Знаменский находит себе круг единомыш­ ленников. С этого времени начинается его интенсивная работа в сатирическом журна­ ле «Искра» и знакомство с петербургским кружком Н. М. Ядринцева. Сотрудничество в известном русском жур­ нале многое обусловило в биографии М. С. Знаменского, по сути определило течение всей его последующей жизни. Для сибир­ ского художника это обозначало вхождение в сообщество людей, близких революцион­ но-демократическому направлению Черны­ шевского, Добролюбова и Писарева. Редак­ тируемый В. С. Курочкиным и Н. А. Степа­ новым, этот журнал был самым популяр­ ным и острым сатирическим изданием Рос­ сии 1850— 1860-х годов. Художник 3«а- Мемуары М. С. Знаменского. Сибирская архе­ ография и источниковедение. Новосибирск, Н аука. 1979, с, 233. Публикация текста н комментарий’ ав­ тора данной статьи. менский становится активнейшим автором «Искры». Его карикатуры с остроумными подписями составляли серии, продолжав­ шиеся из номера в номер. Главнейшей те­ мой художника была, безусловно, общест­ венная жизнь Сибири. Например, его цикл «Провинциада» печатался в двадцати но­ мерах журнала. Он — один из самых актив­ ных и талантливых сотрудников «Искры» за 1859 — 1869 годы. Кроме этой, основной своей работы, он успевал сотрудничать в журнале «Маляр» и других сатирических изданиях. Выпустил отдельные сборники карикатур, которые были первыми издания­ ми такого рода в Сибири. Его деятельность была сродни работе неутомимого репорте­ ра, ведущего рассказ о повседневной жиз­ ни как города Тобольска, так и всей Сиби- Ри Бессчетное множество забавных рисун­ ков, шаржей, сценок из городской жизни расходилось среди его тобольских знакомых и друзей. Современники рассказывали о па­ ри, заключенном Михаилом Степановичем с его хорошей знакомой Лещевой, род­ ственницей и другом известного поэта П. П. Ершова. Лещева, кстати, первая стала со­ бирать рисунки совсем еще молодого Зна­ менского, составила из них первые домаш­ ние альбомы. Пари заключалось в том, что Знаменский обещал ежедневно в течение месяца приносить ей по карикатуре из мест­ ной жизни. И художник выиграл этот спор. Его изобретательность и работоспособность были неиссякаемы. Многие из власть иму­ щих жителей города Тобольска боялись по­ пасть к нему «на карандаш», остерегались его острого глаза и резкого сатирического приговора. В отличие от иных авторов-сатириков тех лет, выбиравших для своих рисунков часто мелкие темы: домашний быт, семейные не­ урядицы, воспитание детей, пристройство замуж молодых девиц и т. п., Знаменский из своего тобольского «далека» присылал рисунки, касающиеся острых социальных явлений. Его возмущали подлость, низость и взятки тобольских чиновников, реакцион­ ная политика издателя газеты «Московские ведомости» «классического Соловья-разбой- ника» Каткова и т. д. В ранней юности Знаменский писал Фон­ визиным из Петербурга: «Представление, что я своими успехами могу быть полезным не одному себе, это представление служит для меня самым побудительным средством, заставляющим меня «мазать» постоянно, и я «мажу». Всю свою жизнь Знаменский стремился к тому, чтобы силою искусства — и рисованием, и литературой — взорвать «застойное болото» провинциальной рус­ ской жизни, пробудить гражданские эмоции обывателя. Его злые сатирические рисунки, равно как и изображение в прозе провин­ циального света, местного начальства, не только изобличали пороки, но и были ис­ полнены гуманного стремления помочь «вы­ родкам тупости»; городским чиновникам понять жизненную ситуацию, оглянуться вокруг и выбраться из опутавшей их лжи, предрассудков и бюрократических препон. Знаменский как художник-сатирик сфор­ мировался, безусловно, во времена первого демократического подъема в начале 60-х годов XIX в. Его социальная ориентация, последовательно демократическая, основан

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2