Сибирские огни, 1985, № 6

Н. Александрова СВИДЕТЕЛЬ ЭПОХИ Жизнь известного в прошлом'* веке ху­ дожника, публициста и краеведа М. С. Зна­ менского была тесно связана с сибирской судьбой декабристов. А его творческое на­ следие — один из дошедших до нас резуль­ татов мощного влияния последствий сибир­ ской ссылки участников восстания 1825 г. «Оно немного забавно, но справедливо, что, не родись корсиканец Наполеон, судьба моя! мой характер был бы совсем другой»,_ иронизируя в своей обычной манере, при­ знавался М. С. Знаменский. Как и многие крупные общественные деятели Сибири прошлого века, он принадлежал к плеяде сибирской молодежи, выпестованной дво­ рянскими революционерами. Среди них бы­ ло немало одаренных литераторов. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять письма и воспоминания Н. А. Белоголового П А. Першина-Караксарского, А. П. Созонович или М. Д. Францевой. Но лишь единствен­ ный среди всех воспитанников декабристов М. С. Знаменский, по основной своей про­ фессии художник-карикатурист, оставил биографические повести о жизни своих учителей в Сибири. Именно ему удалось изложить свои воспоминания о детстве сре­ ди декабристов не только с личной, индиви­ дуальной точки зрения мемуариста, но и взглянуть на явление декабризма, как на общественно-историческое. Судьба предоставила М. С. Знаменскому Возможность в течение двадцати трех лет непосредственно и тесно общаться с декаб- ристами. Будущий художник и писатель родился 14 мая 1833 года в семье священ­ ника Стефаьіа (Степана) Яковлевича Знаменского. Мать Михаила Степановича Александра Львовна происходила из извест­ ного в Сибири рода духовных служителей и педагогов Земляницыных. Б 1836 году отец писателя был переведен на службу из Кургана в Тобольск, а в начале 1840 г. с повышением в должности был назначен со­ борным протоиереем в Ялуторовск, где семья Знаменских прожила до 1853 г. и где прошли счастливые безмятежные детские годы их сына Михаила. Б 1853 г. главу семьи Знаменских перевели в Омск. Отец писателя Стефан Яковлевич с мо­ мента первого знакомства с декабристами в Кургане и дальнейшего сближения с ними в Тобольске занял заметно^ место в их си­ бирском окружении, стал, можно сказать, в нем видной фигурой. По декабристской терминологии, выработанной за долгие го­ ды переписки, их не такие уж многочислен­ ные друзья различались как «соузники», т. е. люди их круга, собственно ссыльные, и «союзники», т. е. люди свободные, в основ­ ном из коренных сибиряков. Молодой про­ топоп Стефан Яковлевич, приехав в То­ больск с рекомендациями курганских де­ кабристов, быстро сблизился с тесным то­ больским кругом ссыльнопоселенцев, цен­ тром которого был дом М. А. и Н. Д. Фон­ визиных. Союзничество священника Знаменского с декабристами длилось более, тридцати лет, за это время он сделался их верным другом и практическим помощником в культурно- просветительской деятельности. Стефан Яковлевич был их доверенным лицом, вел переписку с родственниками декабристов, многие годы осуществлял связь с оставши­ мися в России семьями ссыльнопоселенцев, рассказывал российским родственникам о жизни сибирских изгнанников. Не имея блестящего образования, отличающего де­ кабристов, С. Я. Знаменский привлекал к себе безукоризненно чистой душой и высо­ кой нравственностью, выделялся среди про­ чего духовенства и местного городского населения прежде всего неистребимой жаж­ дой творить добро и совершенствовать мир, что, как известно, составляло основу нрав­ ственно-этического кодекса декабристов. Особыми узами Стефан Яковлевич был связан с Натальей Дмитриевной Фонвизи­ ной, которая избрала его своим духовником. Переписка Фонвизиной и скромного прото­ иерея длилась двадцать лет, не прекратив­ шись и после возвращения в 1853 году На­ тальи Дмитриевны на родину. Натура, не­ сомненно, одаренная литературными и художественными способностями, склонная к глубокому и тщательному самоанализу она доверяла духовнику в своих письмах и исповедях тайные глубины своего женско­ го сердца, откровенно рассказывала об оби­ дах и притеснениях, выпадавших на долю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2