Сибирские огни, 1985, № 6
Н. Александрова СВИДЕТЕЛЬ ЭПОХИ Жизнь известного в прошлом'* веке ху дожника, публициста и краеведа М. С. Зна менского была тесно связана с сибирской судьбой декабристов. А его творческое на следие — один из дошедших до нас резуль татов мощного влияния последствий сибир ской ссылки участников восстания 1825 г. «Оно немного забавно, но справедливо, что, не родись корсиканец Наполеон, судьба моя! мой характер был бы совсем другой»,_ иронизируя в своей обычной манере, при знавался М. С. Знаменский. Как и многие крупные общественные деятели Сибири прошлого века, он принадлежал к плеяде сибирской молодежи, выпестованной дво рянскими революционерами. Среди них бы ло немало одаренных литераторов. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять письма и воспоминания Н. А. Белоголового П А. Першина-Караксарского, А. П. Созонович или М. Д. Францевой. Но лишь единствен ный среди всех воспитанников декабристов М. С. Знаменский, по основной своей про фессии художник-карикатурист, оставил биографические повести о жизни своих учителей в Сибири. Именно ему удалось изложить свои воспоминания о детстве сре ди декабристов не только с личной, индиви дуальной точки зрения мемуариста, но и взглянуть на явление декабризма, как на общественно-историческое. Судьба предоставила М. С. Знаменскому Возможность в течение двадцати трех лет непосредственно и тесно общаться с декаб- ристами. Будущий художник и писатель родился 14 мая 1833 года в семье священ ника Стефаьіа (Степана) Яковлевича Знаменского. Мать Михаила Степановича Александра Львовна происходила из извест ного в Сибири рода духовных служителей и педагогов Земляницыных. Б 1836 году отец писателя был переведен на службу из Кургана в Тобольск, а в начале 1840 г. с повышением в должности был назначен со борным протоиереем в Ялуторовск, где семья Знаменских прожила до 1853 г. и где прошли счастливые безмятежные детские годы их сына Михаила. Б 1853 г. главу семьи Знаменских перевели в Омск. Отец писателя Стефан Яковлевич с мо мента первого знакомства с декабристами в Кургане и дальнейшего сближения с ними в Тобольске занял заметно^ место в их си бирском окружении, стал, можно сказать, в нем видной фигурой. По декабристской терминологии, выработанной за долгие го ды переписки, их не такие уж многочислен ные друзья различались как «соузники», т. е. люди их круга, собственно ссыльные, и «союзники», т. е. люди свободные, в основ ном из коренных сибиряков. Молодой про топоп Стефан Яковлевич, приехав в То больск с рекомендациями курганских де кабристов, быстро сблизился с тесным то больским кругом ссыльнопоселенцев, цен тром которого был дом М. А. и Н. Д. Фон визиных. Союзничество священника Знаменского с декабристами длилось более, тридцати лет, за это время он сделался их верным другом и практическим помощником в культурно- просветительской деятельности. Стефан Яковлевич был их доверенным лицом, вел переписку с родственниками декабристов, многие годы осуществлял связь с оставши мися в России семьями ссыльнопоселенцев, рассказывал российским родственникам о жизни сибирских изгнанников. Не имея блестящего образования, отличающего де кабристов, С. Я. Знаменский привлекал к себе безукоризненно чистой душой и высо кой нравственностью, выделялся среди про чего духовенства и местного городского населения прежде всего неистребимой жаж дой творить добро и совершенствовать мир, что, как известно, составляло основу нрав ственно-этического кодекса декабристов. Особыми узами Стефан Яковлевич был связан с Натальей Дмитриевной Фонвизи ной, которая избрала его своим духовником. Переписка Фонвизиной и скромного прото иерея длилась двадцать лет, не прекратив шись и после возвращения в 1853 году На тальи Дмитриевны на родину. Натура, не сомненно, одаренная литературными и художественными способностями, склонная к глубокому и тщательному самоанализу она доверяла духовнику в своих письмах и исповедях тайные глубины своего женско го сердца, откровенно рассказывала об оби дах и притеснениях, выпадавших на долю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2