Сибирские огни, 1985, № 6
Эти эпизоды фиксируют необратимое движение времени, автор придает им ре шающее значение, выписывает их психоло гически емко и обстоятельно. Хотя детали и характеристики, соотнесенные с общим смыслом всей истории, тут укрупнены, но возникли они из очень точного знания о предмете рассказа, как результат его трез во-аналитического освоения. Уже не с ро мантической повестью-новеллой имеем мы в данном случае дело, а скорее, с повестью «романической», которой свойственны, как уже сказано, признаки социально-философ ской притчи, ибо присущая ей графическая четкость, «концептуальность» пришлась здесь кстати. Писателю нужно было за острить мысль об ответственности художни ка за то, что несет он людям,— мысль, столь отвечающую духу русской культурной тра диции (недаром и возникает перед мыслен ным взором маканинского героя образ Тол стого и его «возвратного» движения к наро ду) и остающуюся глубоко актуальной. Итак, романтическая история у П. Прос курина, притча у В. Маканина... Казалось бы, не совсем похоже на то, чего обычно ожидают от повести, чем привлекает она к себе внимание. Но так ли это? Ведь не только «нравоописательные» задачи ей по плечу. Хотя авторы многих печатающихся в периодике повестей, видимо, и не помышля ют о большем, крепнет стремление не до вольствоваться узкоэмпирическим прикос новением к «горячим точкам» современнос ти и привычным спектром художественных средств. Обозревая, по необходимости бегло, жур нальную повесть последних лет, то и дело сталкиваешься с вопросами, ііо-настоящему еще в критике не поставленными, и среди них стоит назвать не в последнюю очередь проблему жанра применительно к литера турному прбцессу наших дней. Если оцени вать ее как сугубо академическую, то легко просмотреть любопытные тенденции, харак теризующие сегодняшнюю прозу с прису щим ей богатством почерков и художест венных решений, не говоря уже о том, что понимание индивидуальной жанровой фор мы, как справедливо отмечалось, может дать «объективные основания для суждений об авторской концепции и предостеречь от... субъективных прочтений» Так, даже характерная для социально аналитической повести установка на досто верность, на точное и подробное воссозда ние определенных жизненных обстоя тельств может быть реализована по-раз- ■ному. Один автор строго придерживается хронологической последовательности собы тий, тяготеет к четкому размежеванию пер сонажей. Другой берет за основу видение героя, его мировосприятие, которое стано вится конструктивным началом, связую щим воедино разнородные явления дей- ' Литературно-художественный процесс 70-х го дов в зеркале критики. М., 1982, с, 55. ствительности, настоящее с прошлым, а основному конфликту придает уже иное, нравственно-психологическое содержание. Сегодняшняя повесть в общем многолика и разнообразна не только в тематическом отношении, даже если судить по произведе ниям, навеянным современностью в прямом и точном значении этого слова (т. е. не учи тывая произведений «военных», автобио графических, приключенческих и т. д.). И все-таки можно сказать, что «очерковый» тип повести преобладает, занимая ныне ве дущее место. По сравнению с произведениями, заво евавшими известность в 70-е годы и на ру беже 80-х, когда одна за другой вышли ли рико-философские и притчевые повести таких писателей, как В. Личутин, А. Ким, В. Крупин, нынешняя повесть выглядит бо лее аналитичной и трезво-деловой. Она зорко присматривается к процессам, усколь завшим ранее от внимания литературы, к явлениям, истоки которых не совсем ясны или требуют более глубокого объяснения. Не пренебрегая собственными, именно «й присущими возможностями, она ориентиру ется и на другие, особенно малые жанры, что приводит к иному, чем прежде, соотно шению в ней фабульно-драматического и очеркового начал. Всплески волны, выдвинувшей в свое время ряд «ішоблемных» повестей (В. Тен дрякова, Д. Гранина и некоторых других), не улеглись и ныне. Однако приходится признать: в потоке журнальных повестей последних лет нет произведений, равных если не по художественному уровню, то по масштабности изображения, скажем, «Про щанию с Матёрой» В. Распутина. .Да и во обще сегодня повесть подобного типа за нимает куда брлее скромное место. Она невозможна без широких художественных обобщений, а дело это не простое, требую щее, помимо всего прочего, сочетания в од ном лице художника с мыслителем, что встречается, как известно, не «так уж часто. Некоторые критики вроде бы обоснованно бьют тревогу по поводу засилья «очерко вой, описательной, фактографической.» прозы» *. Но надо учитывать и то, что кон кретная литературная ситуация складыва ется благодаря взаимодействию разных и во многом противоположных тенденций. Вспомним сравнительно недавнее прошлое, его поучительные уроки. Проза начала 60-х годов развивалась, как верно сказано в одной из литературоведческих работ, «под знаком скрупулезного» анализа соци альных проблем, но прошло совсем немного времени — и «на основе детального и до стоверного исследования... создаются пред посылки для всестороннего, обобщающего отражения действительности» *. В этом смысле достижения сегодняшней повести несомненны. Но главные ее откры тия, будем надеяться, впереди. ' «Л итературная газета», 1984, № 10. " Н. Утехин. Ж анры эпической прозы. Л.. 1982, с. 169.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2