Сибирские огни, 1985, № 6
Оказалось, нет. Ну, тогда — такая. Всем от меня что-то нужно, и оценивают меня в за висимости от того, как я справляюсь». Однако дальнейшее развитие событий эту точку зрения опровергает. Оказывается, «объективная истина» существует не только' в «личном деле». Неожиданный поступок героини, решившей воспользоваться подвер нувшимся шансом на выгодный брак,— это тоже выбор, он устраняет всякую недоска занность в отношении двух сторон и одно временно обнаруживает подлинную духов ную общность между героем повести и его старшим братом. Благодаря резкому сюжет ному повороту нечто важное открылось в каждом из них, потеснив второстепенное и случайное. В повестях этого типа проблема нередко обнажена, подчеркнута. Частный факт вы ступает в своем общем значении. Что каса ется бытовых подробностей, то они законо мерно отступают на периферию повествова ния, вся энергия которого, постепенно возрастающая к концу, устремляется к главному событию. В короткой, «новеллис тической» повести главная сфера изоб ражения — нравственно-этические конфлик ты в самом различном — не только бытовом, но и романтическом и философском — пре ломлении. В этом убеждают такие произве дения последнего времени, как «Полуден ные сны» П. Проскурина и «Где небо схо дилось с холмами» В. Маканина. Поводом для их сближения послужило не только то, что главные герои этих повес тей — творческие личности, но и свойствен ный им лиризм. Сквозь будничное течение жизни тут проступает нечто такое, что оп ределяет важнейшие координаты человечес кого бытия. В романтически окрашенной повести П. Проскурина внешняя канва существен ного значения не имеет, она кажется даже несколько банальной, стертой. Семейные трения между талантливым ученым и его женой, коллега-приятель, он же тайный за вистник, озабоченный не столько решением научных проблем, сколько устройством карьеры... События здесь скорее импульсы к каким-то психологическим состояниям и оза рениям или знаки происходящих в сознании героя перемен. Так, приступ болезни, вы звавший переполох среди его близких, бо лезни загадочной и не имеющей каких-либо очевидных причин, кроме, пожалуй, пере утомления, сопровождается небывало сво бодным полетом мысли, ощущением прикос новения к последним истинам. «Что же, пусть так, сказал он себе. Он сам всего лишь зыбкое отражение непонятых сил, все го лишь мгновенная проекция какого-то всеобъемлющего чудовищного опыта, а по тому бесполезно сосредоточиваться на себе, даже если уже предопределено последнее и самое загадочное. Удивительно, удиви тельно, успел подумать Вася, не отрываясь От затягивающей, начинающей нежно зве неть глубины неба, человек и не предпола гает, что начинает жить полновесной жиз нью только где-то у самой крайней черты, может быть, это и есть завершающее дыха ние космоса; вот когда человек по-настоя щему ощущает и себя, и жизнь, и страда ние, и любовь, и все, что было до этого, оказывается лишь бледным оттиском пере житого. Он раньше думал, что жил, а это была всего лишь игра в жизнь, где все было в одну сотую истинной силы». Нет, в своем признании Василий Судаков не усомнился. Но он осознал его не как иг ру «опустошающих идей», которая уже тем увлекательна, что не имеет ничего общего с обычной человеческой жизнью, а как дея тельность во'имя этой живой и теплойь жиз ни, со всеми ее взлетами и падениями. Не даром завершается повесть тем, с чего на чалась,— картиной запущенного сада, среди буйной растительности которого привольно дышится не только людям, но и мелкой зем ной твари... Если произведение П. Проскурина, как уже отмечалось критикой, близко по жан ру к романтической новелле, то у повести В. Маканина «Где небо сходилось с холма ми» немало сходства с притчей. У героя этой притчи есть даже отдаленный прооб раз. Композитор Башилов напоминает блуд ного сына, возвращающегося под родитель ский кров после долгих и утомительных странствий. Во всяком случае, живет в нем с давних пор чувство вины перед неболь шим уральским поселком, из которого он когда-то, юношей, уехал учиться в столицу, где завоевал потом прочное положение, из вестность в музыкальных кругах. Не исче зает и потребность время от времени наве щать родные места. В четко выстроенном сюжете повести нет событий проходных, не несущих какой-либо важной смысловой нагрузки. Если в одном из эпизодов, где рассказано о первом посе щении поселка молодым, еще уверенным в себе композитором, местная жительница, почти выжившая из ума старуха Василиса, обвинит его в том, что он, Башилов, «высо сал соки» из них, то слова эти не раз вспом нятся ему позже, в зрелом возрасте, когда героя начнут одолевать сомнения. Когда ему станет казаться, что в увядании народ ного мелоса в немалой степени виноват и он, «снявший сливки» и ничего не давший землякам взамен. Возможно, с точки зрения традиционных взаимоотношений музыки профессиональной и народной общая концепция повести не бе зупречна, но проведена она последовательно и лишена какой-либо неясности. При этом ответственность за постепенное отчуждение Башилова от поселка не возлагается на обстоятельства, скажем, на атмосферу боль шого города: уже в юном возрасте в герое зрело то, что стало затем его примечатель ной чертой. «Башилову было восемь, кажет ся, лет. Но мальчик уже тогда был нацелен. Инстинктом, пальцами, нежной кожей щеки он уже верно чувствовал опасность, когда уступить им значило быть личностно задав ленным, и оттого-то, сталкивая меж собой голоса женщин и вроде бы хитря, как хит рят дети, мальчик сам переигрывал и заиг рывал вторы. Мужчины молчали, ожидая. Женщины сбились... Он уже в детстве заби вал их пение». Перемены накапливаются в композиторе незаметно, как, впрочем, и в людях поселка, но с каждой новой поездкой туда он убеж дается, что все меньше понимает тех, кому обязан всем лучшим в своей музыке, и что подобное положение будет для него всегда источником мучительных переживаний и укоров совести.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2