Сибирские огни, 1985, № 6
нимают многие вопросы, имеющие отноше ние и к экономике, и к психологии произ водственной жизни, и к нравственно-быто вой сфере. Они становятся предметом раз мышления и для нас, что придает повести особую остроту и актуальность. Подобная насыщенность самой разнооб разной информацией для сегодняшней по вести, в общем-то, обычна, как и тенденция к синтезу разных жанровых возможностей и красок. Но конечный результат зависит от- того, насколько этот синтез органичен и соответствует особенностям определенного жизненного материала. Если продолжить сравнение произведений Л. Белая и А. Ткаченко, имеющих немало точек соприкосновения, то можно прийти к выводу, что воздействие на повесть очер ково-публицистических жанров благотворно лишь до того момеч.та , пока не вступает в противоречие с ее внутренними законами, ее способностью к «пересозданию» действи тельности. I I I Взгляд на повесть как жанр по преиму ществу описательно-аналитический (на что указывают подчас даже названия тех или иных произведений; «Провинция», «Линия», «Городской пейзаж» и т. д.) перестает выглядеть бесспорным, как только мы обра щаемся к другим ее достаточно известным, хотя сегодня, быть может, и не столь за метным, разновидностям. Отнюдь не потеряла своего значения так называемая короткая повесть, более близ кая уже не к очерку, а к рассказу или, ско рее, к новелле с ее емким, напряженным сюжетом. Таков сюжет «маленькой повести» М. Ро- щина «Шура и Просвирняк» — о столкно вении человеческого благородства с подло стью и карьеризмом, расцветающими там, где им не оказывают серьезного сопротив ления. В повести достаточно быта, причем быта, если так можно выразиться, производствен ного (герои — работники службы связи од ного из министерств), и всякого рода дос товерных жизненных подробностей. Однако все это не выпирает, не разрастается вширь настолько, чтобы затемнить контраст ность стимулов, побуждающих персона жей к тем или иным нравственно не однозначным поступкам. Лорожа прав дой жизни, автор не предлагает нам, как нередко бывает, оголенную схему конфликта. Лобротно выписаны фон, вто ростепенные лица, их даже многовато, по жалуй, для небольшого все-таки произведе ния, хотя главные герои, за взаимоотноше ниями которых мы следим в первую оче редь, выделены четко. То, что антиподом честной и работящей телефонистки Шуры является проныра и приспособленец Просвирняк — понятно. Ме нее очевидно, что столь же противоположен ей и мягкий, добрый Ваня по прозвищу Зяблик. Именно на нем пересеклись зримые - и незримые сюжетные связи, потому у по вести сложная, двойная развязка. С одной стороны, она завершает коллизию,, которая обозначена заглавием повести, с другой — намечает новую, разомкнутую в будущее, за пределы произведения. Конец — а он, по пословице, делу венец — проясняет скрытое, неявное, то, чему автор вроде бы не придавал серьезного значения; тщетность усилий Шуры уберечь от житей ской скверны юного и, как ей представля лось, ничем не защищенного Ваню, его пос тепенное превращение в расчетливого себя любца. Пусть ему самому себе в этом при знаться еще трудно, но решающий шаг (су дя хотя бы по тому, как Ваня, оказавшись случайно в гостях у Шуры, оценивает недав нее прошлое) сделан. «Ваня невольно вспо минал опять контору, Митрофаныча, весь их важный дом, похожий на корабль. Шура не ужилась там, а Просвирняк ужился. Вот черт, он забыл спросить, а что же с Арта моновым. Что с ним-то сталось?.. А с дру гой стороны, какое Ване дело до Артамо нова, до всего этого? Он работал теперь в одном большом научном институте, тоже на АТС, и уже закидывал удочки, чтобы остаться потом, после института, там инже нером. Бог с ним, с прошлым, с прозвищем Зяблик, даже с Шурой. Все это минуло, не вернется. Зола». Последний эпизод не оставляет сомнений в том, что, хотя герой повести не прочь все предать спасительному забвению, его далм нейшая судьба уже в какой-то мере пред определена сделанным им нравственным вы бором. Глубина подтекста создается здесь в зна чительной мере благодаря несовпадению внутреннего конфликта с внешним, вообще характерному для многих произведений се годняшней прозы, но особенно заметному в таком жанре, как короткая повесть. И все-таки это не значит, что повесть данного типа предпо.читает полутона, пренебрегая четкостью психологического рисунка и сю жетной завершенностью, когда достигается необходимое равновесие между самооцен кой героев и их поступками. В повести В. Алексеева «Прекрасная второгодница», начинающейся с обстоя тельной, неторопливой экспозиции, долгое время трудно понять — «кто есть кто». Вполне обыкновенные молодые люди, школьники, дают немало поводов для самых разных суждений на их счет. ,У каждого свои недостатки, но и свои несомненные достоинства и свое представление о жизни, что дает им право считать себя личностями, рассчитывать на понимание, отсутствие ко торого в юношеском возрасте переживается всегда особенно болезненно. Они уже сознают, как непросто бывает понять даже и хорошего знакомого, друга, родственника, и теряются подчас от этой сложности. «Не пойму, что ты за чело век?» — говорит, обращаясь к подруге, ге рой повести Игорь Щутинов. Вопрос его, вполне естественный, вызывает у девушки бурную реакцию. «Глупый вопрос,— быст ро ответила Соня.— Для себя я одна, для тебя —другая, для Мартышкина — третья, для мамы— четвертая. И так далее. И все, в том числе и я, видят меня так, как счи тают нужным». — Ишь , ты, релятивистка,— возразил Игорь, медленно поворачиваясь,— Есть объективная истина... — Где, в личном деле? Учителя тоже смотрят, как им удобнее; ага, она такая.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2