Сибирские огни, 1985, № 6
взгляд более традиционной, вполне уклады вающейся в привычные рамки. Говорят и думают здесь почти исключительно о произ водстве или о том, что с ним непосредствен но связано. Причем автор не только не де лает каких-либо попыток «утеплить» сю жет, но зачастую обходится самой скудной информацией о личной жизни героев. Выхватив наудачу какое-нибудь описа ние, вы не будете долго гадать, вокруг чего сосредоточено действие повести, а познако мившись с ней, не сочтете лежащую в ос нове ее ситуацию исключительной, критичес кой. Перед нами, как принято говорить, будни одного производственного коллекти ва, коллектива строителей, его борьба за то, чтобы в установленные сроки сдать оче редной объект. Ничего необычного, настраи вающего на ожидание чрезвычайных со бытий и всякого рода осложнений. И вмес те с тем повесть остроконфликтна, прониза на внутренним драматизмом. Любопытно, что прямых антагонистов, взаимоотношения которых определяли бы развитие сюжета, здесь нет. Поле напряже ния создается возникающим при определен ных условиях антагонизмом между челове ком и производством, между субъективными устремлениями людей и объективной необ ходимостью. «Производство, его обеспече ние,— размышляет один из героев произве дения,—стоит на ответственности. Снятие ответственности — это остановка и смерть; производство не может позволить... при знать что-то случайным, не зависящим от воли тех, кому он вверяет свое самочувст вие, свою жизнь... Логика производства, боящегося провалов в ответственности, соз дает свею объективность». Что может дать и что практически дает производству тот или иной человек, какую меру ответственности в интересах общего дела способен сознательно взять на себя — под этим углом зрения предлагает нам ав тор оценивать мысли и поступки героев по вести. Причем профессиональный критерий органично соотнесен у него с нравственным. По существу, плохих или, скажем, упорно цепляющихся за старое специалистов в повести мы не видим. Нельзя отнести к их числу ни прораба Елфимова, решивщего распрощаться со своей хлопотливой долж ностью и стать рядовым рабочим, ни началь ника участка Андреева, почувствовавшего потребность оберегать себя, «единственного, любимого», от неуловимых зовов производ ства. Главному герою повести, прорабу Анато лию Скибину, они противостоят прежде всего как люди, которые готовы спокойно переложить груз ответственности на плечи других, именно это отделяет их от него. И даже совсем недавно пришедший на строй ку молодой мастер Валерий Тарасевич вы глядит нелепым и смешным не потому, что многого не знает, не искушен опытом, прак тикой, а в первую очередь из-за своей бо язни и неумения взять на себя риск ответ ственности. Кстати, одной из самых сильных в про изведении является та сцена, где этот роб кий новичок вдруг ощутил себя наконец хо зяином производства, способным сделать именно то, что требуют от него обстоятель ства. «...Сейчас ему было не до себя: нуж ды бригады и ее гнев стояли над затылком и не давали думать ни о чем дру гом. И Тарасевич, забыв себя, бросил ся в атаку. Он опомнился, когда уже вел электриков, одетых и со снаряжением, к корпусу и слушал их ругань у себя за спиной. В подвале в свете нескольких слабых лампочек жались друг к другу маляры. Они подняли крик, но Тарасевичу впервые в жизни нашлось, что ответить: — Знаю, знаю, Георгий Владимирович... Готовь пока инструмент, расставляй тех, кому света хватает... кто-то ведь может уже начинать, что же вы все-то встали? Вот вам электрики. Через полчаса все сделают... Тарасевич побежал дальше, пряча свою бумажку под полой штормовки от дождя. То, что было там написано, не угнетало больше безнадежностью его выполнить, а указывало путь. Тарасевич находил нужных людей и теребил их решительно, как не посмел бы раньше. Он забыл, потерял себя в гонке за гармонией производства, которую начинал чувствовать как главное и прекрас нейшее в жизни». Потерять свое «я», чтобы обрести его вновь в гармонии с общим делом,— вот, по жалуй, как можно сказать о принципе пове дения, следуя которому герои повести чув ствуют себя счастливыми, а отступая от не го— терпят моральное поражение, неизбеж ное даже в том случае, если с формальной точки зрения упрекнуть человека не в чем. Жизнь многолика: кто-то пытается найти некий компромиссный вариант, другой вы нужден отступать перед неблагоприятным стечением обстоятельств. Но неумолимая логика производства на современном этапе такова, что от человека требуется полная отдача, полная самореализация, и тут ис точник постоянно возникающих противоре чий. Удачей автора стал сам образ стройки, «линии», как чего-то многосложного и це лостного, что может быть уподоблено жи вому организму. К широкому этому образу по мере необходимости подключаются и другие, но на протяжении всего произведе ния он сохраняет свою ключевую роль, бла- годаря чему всякого рода второстепенные, описательные подробности не растекаются по периферии сюжета, а оттеняют, делают более рельефным его внутренний контур. Однако рассказ о довольно-таки рядовой стройке мог бы, честно говоря, и не увлечь нас — мало ли читано на эту тему? — не будь он одновременно и своеобразным внутренним монологом одного из персона жей, прораба Скибина, который причастен ко всему и заинтересованно следит за всем, вплоть до мелочей, потому' что это — его повседневная жизнь. Его глазами восприни маем мы большинство событий, а точка зре ния Скибина нередко сливается с авторской, отличаясь от нее лишь меньшей степенью широты, пределами всезнания. Тем самым в обычное повествование от автора, ориен тированное на воссоздание событий в более или менее строгой хронологической после-, довательности, привносится лирически-ис- поведальное начало, связанное с их отра-; жением в сознании героя. Фабульные перипетии неизбежно отсту пают на второй план, но масштаб обзора не; сокращается. Ведь героя повести, как лич-; ность с активной жизненной позицией, за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2