Сибирские огни, 1985, № 6
Сферой, где всякого рода острые ситу ации — дело обычное, справедливо считают производственную жизнь. Сегодня она на столько сложна и напряженна, изобилует такими неожиданными стечениями обстоя тельств, что особенно беспокоиться о сю жете автору вроде бы' нет нужды, а доста точно, как говорится, только брать готовое. Тем очевиднее здесь опасность впасть в ил люстративность, соблазн взять в «готовом» виде у жизни не только ситуации и конф ликты, но и человеческие характеры. Наверное, потому признанных удач в про зе, о которой идет речь (имеются в виду повести последних двух-трех лет), немного. Однако есть основания думать, что на мес те она не стоит. Да и подход к ней стал иным. Действительно, еще не так давно для выделения какого-либо произведения из об щего потока достаточно было, кажется, уже самого писательского внимания к психоло гии людей, решающих какую-нибудь произ водственную проблему, ко всему, что порой называют человеческим фактором производ ственного процесса. Теперь мы требователь нее, и оценки наши складываются в зави симости от того, насколько глубоко автор ское понимание этого самого фактора, что, разумеется, не отменяет интереса к осталь ному, не низводит его до уровня более или менее нейтрального фона. Так, в повести А. Ткаченко «Пожар» от нюдь не в качестве фона воспринимаются конкретные обстоятельства борьбы людей с раз’бушевавшейся стихией, грозящей испе пелить обширный таежный район. И дело не столько в самой ситуации, которая, при всей своей непредсказуемости, для большин ства персонажей, к примеру, работников лесоохраны, не является чем-то исключи тельным. Собственно говоря, преодоление этих экстремальных обстоятельств и стало сюжетом произведения, отмеченного богат ством и убедительностью профессиональных и бытовых реалий. Вместе с тем особый, непроизводственный характер ЧП побудил автора усложнить угол зрения, сделав акцент на проблеме вза имоотношений человека с природой. Вот по чему эпизоды тяжелой, кропотливой работы по усмирению огня чередуются с публицис тическими раздумьями повествователя о причинах дисгармоничности этих отношений. «Человек проникает всюду. Он опустился в глубины земные, он пронзил снарядами атмосферу; так и чудится — остались в меркнущей голубизне незаживляемые дыры- раны. Может быть, человек спешит покинуть планету? Но кто же уходит из гостеприим ного дома, опустошив его? Или все-таки возникнет индустриальная экоструктура и природа примирится с нею, а человек на учится безбедственно существовать в ней? Кто может сказать? Ясно одно: мы не вырвались пока из при роды, она в нас, вокруг нас. Она порожда ет нас и растворяет в себе. И потому нам надо обращаться с нею на «вы». Остерегись, гордый человек! Ибо... тебе неизвестно, как, в каких сферах зародилась эта буро-черная туча, хоть ты и обозреваешь планету сво ими искусственными спутниками. Зародилась, вздыбилась, пошла по меж- е Сибирские о гн и Л'а в горью сухим ураганом, подняла все легкое, сыпучее, перемешала, взбурлила, раздула тление искры в ревущее пламя, понесла его, швыряя клочьями, на живые леса». При всем этом основная ситуация вы глядит предельно конкретной и типичной именно для так называемой производствен ной повести (которую по форме организации жизненного материала можно было бы ус ловно назвать еще и по-другому — «драма тической»). Не личные взаимоотношения а в первую очередь общее дело, професси ональные интересы связывают столь различ ных людей, как Спецбед Станислав Ефре мович Корин, пилот Дима Коробов и дру. гие. Словом, реальная основа произведения сомнений не вызывает. Тем не менее читаешь повесть с ощущени ем ее внутренней Статичности, которая не искупается ни остротой ситуации, ни пуб лицистическим пафосом отступлений. Мож но бы пренебречь тем обстоятельством, что отдельные эпизоды явно тормозят действие, но ведь никакой компенсации за это нет. Переходя от размышлений к фактам, автор стремится быть достоверным, точным— и только. Картины, подробности лишь конкре- ■тизируют внешнюю канву, которая уже кагс. бы задана, что определенным образом ска зывается и на характеристике действующих Перед нами не тот случай, когда, щедрый и осведомленный в том, что касается «дела» писатель скуп, а порой и небрежен в обри совке людей. Нет, А. Ткаченко руководству ется иным принципом, отчасти даже прямо . противоположным: у каждого из его героев есть твердое, незыблемое амплуа, и уже по этому мы обязаны их запомнить. Да и как не запомнить, к примеру, на чальника отряда Корина, наделенного всеми признаками «настоящего мужчины»— суро вого, властного, уверенного в себе, с не сколько загадочным, волнующим воображе ние прошлым? В нем, по свидетельству младших по возрасту коллег, за глаза на зывающих его «стариком Спецбедом», «все выгорело, выветрено, вымыто. От этого воля страшная». Было бы странно, если бы рядом с таким человеком не оказалось восторженной, пол ной обожания героини. И она есть — моло денькая радистка, отказавшаяся от предло жения выйти замуж ради любви к Корину. А чуть в отдалении от них — несколько лег комысленный, но в сущности неплохой па рень, сверстник девушки, которого любов ная неудача отнюдь не лишает веселого рас положения духа и работоспособности. Столь четко намеченная и не блещущая новизной типажность каких-либо случайно стей, психологических неожиданностей не сулила. Так оно и вышло; кто должен был проявить самоотверженность — проявил, слабые же лишний раз доказали свою сла бость или никчемность, как, допустим, ин теллигентный очкарик, лектор Бурсак-Пта- шеня и ему подобные. Благо еще, что кое- кто из героев наделен способностью рас суждать умно и красноречиво, к тому же на весьма животрепещущие темы: об экологии, парадоксах эмансипации, долге человека перед обществом — иначе они были бы нам попросту неинтересны. Рядом с произведением А. Ткаченко по весть Л. Белая «Линия» кажется на первый
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2