Сибирские огни, 1985, № 6

ная подоплека конфликта лишена в данном случае привычной ясности, когда легко опре­ делить правых и виноватых. Может, суть дела именно в своеобразии жизненного ма­ териала? Открываем еще одну повесть, вторую, тре­ тью... Иные герои, иные ситуации. Все, как правило, сложно, противоречиво, порой запутанно. И это отнюдь не писательский произвол, а отражение реального положения вещей. Не случайно латышский прозаик з. Скуинь заставляет героя Своего романа «Мемуары молодого человека» рассуждать следующим образом; «Как было бы просто, если бы в жизни, как на шахматной доске, белые боролись против черных. Добрая си­ ла — любовь, злая — ненависть. Но это была бы не жизнь, а сказка. А потому бесполезно задаваться вопросом, возможно ли такое во­ обще. Зло в чистом виде не кажется мне слишком опасным... Пугает меня зло, кото­ рое я сам способен породить. Зло, которое нежданно-негаданно исходит от близких лю­ дей. Зло, которое я не способен объяснить». Сказано очень верно. В том же направле­ нии, хотя, конечно, не ограничиваясь исклю­ чительно им, ведет поиск и сегодняшняя со­ циально-аналитическая повесть. Интересы ее широки. Проникает она и в такие сферы действительности, которые могут показаться не очень существенными, уделяет внимание фигурам, так сказать, второго и третьего плана. Нё" составляет в этом смысле исклю­ чения такое небесспорное произведение, как повесть В. Маканина «Предтеча». Стоит напомнить, что в центре повести находится фигура этакого современного зна­ харя — человека малограмотного, хотя и не без способностей, наделенного сильной волей и уменьем применять некоторые секреты так называемой народной медицины. Рассказано о том, как он, действуя по странной своей методе, а больше по наитию, сумел завое­ вать доверие и даже, вопреки всяким ожи­ даниям, исцелить кое-кого из безнадежных больных, но затем полностью себя исчерпал и, надломленный старческими немощами, умер. Несмотря на необычность и, более то­ го, курьезность этой судьбы, она прослеже­ на автором внимательно, во всех ее узловых моментах, с единственной целью— не просто обнажить реальную суть одной из легенд, но показать, почему и как она возникла. Не могло не увлечь писателя и само раз­ нообразие причастных к ней лиц. Ведь поми­ мо пациентов (кстати, немногочисленных), их родственников, к старику льнут и другие, в том числе люди суетные, жадные до сен­ саций и движимые обыкновенным человече­ ским любопытством,'иногда с профессио­ нальным оттенком, как врач Потяничев, ко­ торый рискнул пройти через мучительную процедуру ради избавления от застарелой астмы. Кое-кто не прочь воспользоваться мо­ ментом, чтобы на волне внезапного интереса к новоявленному врачевателю и самому не остаться в тени, вроде расторопного журна­ листа из начинающих Коляни Аникеева. Л еще тянутся многие к Якушкину за своего рода духовной терапией и уж, разумеется, с полным доверием воспринимают его косно­ язычные рассуждения о «совести, иначе на­ зываемой интуицией». Вот эти-то, кто вкусил в лучшим случае от плодов полукультуры и чья смутная неудовлетворенность узко­ практическим, сиюминутным не находит сколько-нибудь разумного выхода, и видят в старике выразителя своих ожиданий. А между тем личность Якушкина взятой им на себя ролью знахаря не исчерпывает­ ся. Для одних почти чародей, для других всего лишь упрямый маньяк, чуть ли не шарлатан (хотя, между прочим, никаких денег или там подарков не берет, почестей, выгод не ищет), он в общем-то добр и, несмотря на внешнюю грубоватость, участ­ лив к людям. Сожалеет, когда не в силах помочь, а особенно — что не довелось по- настоящему выучиться и весь-то его багаж, не считая давних восьми классов,— обрывки, крохи знаний, полученные из вторых, тре- тьих рук, из разговоров на популярные на­ учно-медицинские темы. Диковат, но, воз­ можно, сложись у него судьба немного удач­ нее, тот же именитый хирург-онколог Анд­ рей Севостьянович, скептически-бесстраст- ный, когда в его присутствии заговаривают о Якушкине, сумел бы найти с ним общий язык. И возможно, даже скорее, чем с те­ ми из своих коллег, кому явно не хватает способности выйти за пределы сугубо про­ фессиональных проблем, для кого эти по­ следние наглухо отгорожены от проблем че­ ловеческих. Наше представление о герое В. Маканина было бы точнее и глубже, если бы некоторые детали его поведения, взаимоотношений с людьми мы видели бы глазами не такого ненадежного свидетеля, каким является бес­ принципный Коляня, а кого-либо еще, хотя бы, на худой конец, из числа тех же «па­ циентов». Они ведь жаждут не только те­ лесного исцеления, но и хлеба духовного, они достойны сожаления, потому что Якѵш- кин им этого дать не может, хотя сам по себе он личность незаурядная. В. Маканин последователен, отстаива свое кредо: даже если жизнь избирает не­ ожиданные, непредсказуемые пути, она все равно заслуживает понимания и доверия. И не страшно, что не вышел у него главный персонаж законченным авантюристом: к че­ му тогда повесть, хватило бы вполне сати­ рического фельетона, где психологические и бытовые подробности играют, как известно, более чем скромную роль. Повести же, как жанру аналитическому, без них не обойтись. Не может в любом случае она миновать и того, на чем лежит . печать случайного, эмпирического и что еще только предстоит возвести к общему и за­ кономерному. Спору нет, факты для нее от­ нюдь не самоцель, и все же их накопление приобретает порой особый смысл, подготав­ ливая необходимую почву для будущих ши­ роких концепций или уточняя прежние. Давно ли, кажется, рассуждая о соотно­ шении сельского и городского образа жиз­ ни, традиций и новизны, о миграции насе­ ления, отмечали лишь движение в одну сторону — из села в город? И вот уже пуб­ лицистика, а вслед или даже вместе с ней сегодняшняя проза фиксирует обратный, хотя и не столь широкий процесс. Кстати, со свои­ ми нелегкими подчас проблемами и неожи­ данными конфликтами, нарушающими ров­ ное течение жизни. Именно так, поначалу спокойно и буднич­ но, а к концу с заметным ускорением, раз­ виваются события в повести А. Черноусова «Второй дом». Ее герой, завзятый горожа­ нин, преподаватель вуза Андрей Горчаков,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2