Сибирские огни, 1985, № 6
Ко многим сегодняшним повестям сказан ное выше едва ли приложимо. Но причина тут, думается, не в склонности прозаиков уходить от острых проблем, которых и сей час хватает, и не в том, что рамки повести оказались вдруг для этого слишком узки. Заметна тенденций к анализу процессов подспудных, не всегда явных, порой выпа дающих даже из пояя зрения публицисти ческих жанров, чьи задачи в известном смысле и берет на себя повесть. Задачи эти можно кратко охарактеризо вать, воспользовавшись выражением М. Щеглова, как «разведывательное позна ние жизни во всех ее сторонах и быстроте кущей смѳне явлений». Причем, поскольку повесть все-таки не дублирует очерк, а со храняет собственное лицо, она оказывается в состоянии точно и выпукло запечатлеть не только то, что отмечено острой злободнев ностью, но и многое другое, например, при меты общественной либо профессиональной психологии, .образ жизни тех или иных со циальных прослоек и т. д. Тут все, за что ни возьмись, открывается лишь терпеливо пристальному взору, требует более кропот ливой «черновой» работы, чем роман, кото рый, обозревая нередко те же самые явле ния словно бы с высоты птичьего полета, может, пожалуй, ими и пренебречь. Конеч но, если сам не становится, часто за счет утраты необходимой перспективы, су губо «нравоописательным» («Универмаг» И. Штемлера и некоторые другие произве дения последнего времени). Вообще не стоит забывать, что у каждого жанра свои воз можности, свое «поле деятельности», и по вышенное внимание к одному из них не должно вести, ' как иногда получается, к умалению роли остальных, с ним сопредель ных. Не потому ли и читатель, бывает, готов осилить иной нудный, схематичный по мыс ли роман, но лишь бегло скользнет по стра ницам повести, не лишенной, возможно, не достатков, но куда более дельной и само бытной? Речь ниже и пойдет, в первую очередь, о таких журнальных произведениях последних двух-трех лет, которые принадлежат к типу социально-аналитической повести и обраще ны к мало или совсем не освоенным нашей литературой жизненным явлениям и про цессам. Взять хотя бы такую тему, как быт не большого города, поселка в более или менее широком временном разрезе. Разве не стои ло бы проследить, как изменился образ жиз ни человека в этих бывших «городках Оку- ровых»? Недаром сегодняшняя проза вновь вернулась к тому, что не часто становилось предметом писательского внимания, несмот ря на отдельные удачи (к примеру, неко торые произведения С. Воронина, очерки Е. Дороша и др.). Примечательна в этом отношении повесть А. Кривоносова «Про винция». Несложен ее сюжет, не очень значительны события, о которых она рассказывает, но ясно видится облик небольвдого, неуклонно растущего вместе со своими жителями го рода. Города, интересного не только своим прошлым, но и настоящим, которое тоже насыщено по-своему примечательными собы тиями— от постройки мебельной фабрики, где работает большинство населения, до благоустройства главной улицы, слишком долго сохранявшей в своем облике память, о вкусах местного купца. Но и это лишь на чало, залог будущих, еще больших перемен, как считает один из здешних старожилов. Карп Иванович Зародный. Судьба городка и показана через судьбу этого рядового, никакими особыми достоин ствами не отмеченного человека. Возможно, на его месте лучше выглядел бы кто-то дру гой, более грамотный и удачливый. Но вы бор пал на него: думается, именно обыкно венность его биографии и привлекла внима ние автора, не желавшего поступиться пол нотой художественной правды. Немаловажны, конечно, внешние, житей ские обстоятельства, только по ним о чело веке можно составить лишь самое общее представление. Зародный, казалось бы, та кой, как все, из средних средний, но у него репутация чудака. А почему? Да потому, что до всего ему есть дело, каждой новостройке местного значения, будь то йагазин или ап тека, рад как ребенок. Зато в том, что ка сается личных его интересов, он, прямо ска жем, не на высоте. Там не успел, тут его обошли. Даже о топливе, которым его, как ветерана войны, должны обеспечить без вся ких нросьб и напоминаний, предпочитает за ботиться сам на удивление и близким, и по сторонним. «Карп Иванович был патриотом своего города, но сам об этом не догадывал ся и наверняка бы даже оскорбился, если бы услышал от кого-нибудь. Зато к нему всерьез и надолго, на вею сознательную жизнь, прочно, как смола, прилипло прозви ще Провинция. Теперь уж, как ни ройся в памяти, не восстановить, кто первый обозвал его этим словом, и от многолетнего употреб ления оно скаталось, стерлось, выжило из себя первоначальный обидный смысл. Он так привык к своему прозвищу, что порой от кликался на него». Обыкновенность не есть синоним зауряд ности. При всей неказистости Зародного и комической нелепости положений, из кото рых ему порой приходится выпутываться, он внушает уважение. Это характер своеобраз ный, крепкий своей трудовой закваской, в его голосе слышен голос народной жизни, в равной мере отвергающей как небрежение прошлым, так и бездуховность современного потребительства. Для повествования подобного типа чуже родной была бы энергичная, занимательная фабула, и автор отказывается от нее, да вая права, причем самые широкие, диалогу, бытовой зарисовке, комизму ситуации. При этом он не копирует хорошо известные об разцы, а ищет собственный тон, собственные краски. Герой повести не просто преодолевает ка кие-то личные неурядицы — он защищает свою выстраданную точку зрения. Меру своего нравственного опыта пытается при менить к тому в окружающей его буднич ной текучке, что может обернуться отсут ствием взаимопонимания между людьми или формальным отношением к человеку. По этому «Провинция», строго говоря — не бы товая повесть, не «очерк нравов», хотя по рой грешит избытком описательности, стра дает длиннотами. И эти издержки приводят к тому, что очертания конфликта просту пают с некоторым опозданием. Если приглядеться, однако, то и жизнен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2