Сибирские огни, 1985, № 6

КРИТИКА ЛИТЕРАТЯРОВ^НИЕ Анатолий Клйтко ВРЕМЯ ЗОРКОСТИ о ЖУРНАЛЬНОЙ ПОВЕСТИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ I Лицо журнальной прозы определяется зо многом повестью. Факт, казалось бы, оче­ видный. И трудно понять, почему о месте повести в ряду других литературных жан­ ров и о законах, по которым она живет, пишут как-то скупо, от случая к случаю. Поскольку ссылка на особое, так ска­ зать, изнцчально промежуточное, положение повести едва ли способна все объяснить, остается прислушаться к тем, кто считает, что по сравнению с семидесятыми годами, когда многие заметные литературные со­ бытия были связаны с обращением писате­ лей к этому жанру, сегодняшняя повесть — а именно она нас интересует — несколько сдала свои позиции, уступив пальму пер­ венства такой всеобъемлющей повествова­ тельной форме, как роман. Но хочется спро­ сить: уступить-то она, положим, уступила, но перестала ли развиваться, обретать но­ вые черты и свойства, возможно, созревав­ шие подспудно еще на предыдущем этапе? Стоит лишь поставить вопрос таким обра­ зом, как станет ясно: простор для размыш­ лений тут есть. Тем не менее ряд повестей последнего времени, отмеченных свежестью мысли и добротностью исполнения, не удо­ стоились сколько-нибудь пристального вни­ мания критики, обычно отнюдь не безучаст­ ной к интересным произведениям текущей прозы. Известно, что на широкомасштабный охват жизни повесть, в общем-то, не пре­ тендует. Зато весьма отзывчива на ее ди­ намику, изменчивость, на новые, не до кон­ ца еще ясные социальные и нравственные коллизии. Особенно в тех случаях, когда упор писатель делает на тщательное вос­ создание фактов и подробностей, характе­ ризующих ту или иную общественную сре­ ду,_тот или иной, пусть небольшой, участок действительности, что должно как бы само собой подвести нас к определенным выво­ дам. Автор, конечно же, может идти и ішым путем, как говорится, «от проблемы». Достаточно вспомнить некоторые широко известные повести семидесятых годов: «По. следний срок» и «Прощание с Матёрой» В. Распутина, «Ночь после выпуска» В. Тен­ дрякова, «Дождь в чужом городе» Д. Гра­ нина. Недаром эти и другие произведения дали основание для таких вот выводов- «в ней (повести — А. К.) весь... материал сфокусирован на одной исключительной си­ туации, когда мироощущение героя выяв­ ляется во всех его нюансах», что находит выражение порой в самом названии произ­ ведения, которое «явно намекает на присут­ ствие... предельной ситуации»'. Не будет, пожалуй, преувеличемием ска­ зать, что использование подобного рода си­ туаций соответствовало выбору конфликтов определившихся, требующих подчас если не «подведения черты», то по меньшей мере решительного привлечения к ним обществен­ ного внимания. Вот почему, обсуждая, до­ пустим, ту же «Ночь после выпуска» В. Тендрякова, спорили не в последнюю оче­ редь о назревших порблемах школы, нуж­ давшейся, как подтвердило время, в реши­ тельной перестройке. И кюль скоро в чем- либо упрекали автора повести, то только не в недосказанности, скорее напротив — в чрезмерном заострении, даже схематизации определенных сторон действительности. ' Чимпой м. Сюжет для небольшого романа «Литературная газета», 1982. № 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2