Сибирские огни, 1985, № 6
КРИТИКА ЛИТЕРАТЯРОВ^НИЕ Анатолий Клйтко ВРЕМЯ ЗОРКОСТИ о ЖУРНАЛЬНОЙ ПОВЕСТИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ I Лицо журнальной прозы определяется зо многом повестью. Факт, казалось бы, оче видный. И трудно понять, почему о месте повести в ряду других литературных жан ров и о законах, по которым она живет, пишут как-то скупо, от случая к случаю. Поскольку ссылка на особое, так ска зать, изнцчально промежуточное, положение повести едва ли способна все объяснить, остается прислушаться к тем, кто считает, что по сравнению с семидесятыми годами, когда многие заметные литературные со бытия были связаны с обращением писате лей к этому жанру, сегодняшняя повесть — а именно она нас интересует — несколько сдала свои позиции, уступив пальму пер венства такой всеобъемлющей повествова тельной форме, как роман. Но хочется спро сить: уступить-то она, положим, уступила, но перестала ли развиваться, обретать но вые черты и свойства, возможно, созревав шие подспудно еще на предыдущем этапе? Стоит лишь поставить вопрос таким обра зом, как станет ясно: простор для размыш лений тут есть. Тем не менее ряд повестей последнего времени, отмеченных свежестью мысли и добротностью исполнения, не удо стоились сколько-нибудь пристального вни мания критики, обычно отнюдь не безучаст ной к интересным произведениям текущей прозы. Известно, что на широкомасштабный охват жизни повесть, в общем-то, не пре тендует. Зато весьма отзывчива на ее ди намику, изменчивость, на новые, не до кон ца еще ясные социальные и нравственные коллизии. Особенно в тех случаях, когда упор писатель делает на тщательное вос создание фактов и подробностей, характе ризующих ту или иную общественную сре ду,_тот или иной, пусть небольшой, участок действительности, что должно как бы само собой подвести нас к определенным выво дам. Автор, конечно же, может идти и ішым путем, как говорится, «от проблемы». Достаточно вспомнить некоторые широко известные повести семидесятых годов: «По. следний срок» и «Прощание с Матёрой» В. Распутина, «Ночь после выпуска» В. Тен дрякова, «Дождь в чужом городе» Д. Гра нина. Недаром эти и другие произведения дали основание для таких вот выводов- «в ней (повести — А. К.) весь... материал сфокусирован на одной исключительной си туации, когда мироощущение героя выяв ляется во всех его нюансах», что находит выражение порой в самом названии произ ведения, которое «явно намекает на присут ствие... предельной ситуации»'. Не будет, пожалуй, преувеличемием ска зать, что использование подобного рода си туаций соответствовало выбору конфликтов определившихся, требующих подчас если не «подведения черты», то по меньшей мере решительного привлечения к ним обществен ного внимания. Вот почему, обсуждая, до пустим, ту же «Ночь после выпуска» В. Тендрякова, спорили не в последнюю оче редь о назревших порблемах школы, нуж давшейся, как подтвердило время, в реши тельной перестройке. И кюль скоро в чем- либо упрекали автора повести, то только не в недосказанности, скорее напротив — в чрезмерном заострении, даже схематизации определенных сторон действительности. ' Чимпой м. Сюжет для небольшого романа «Литературная газета», 1982. № 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2