Сибирские огни, 1985, № 6
ванного, избранного общества». Вот он, исторический прецедент, далекий предок театра малой сцены. Драма на новом эта пе своего существования «оставила язык общепонятный и приняла наречие модное, избранное, утонченное». Но ведь как раз этим наречием, «избранным» и «утончен ным», и пытаются разговаривать со своим зрителем «кар'манные» театры современ ности. Так что история повторяется. Ну, а дальше, какова дальше судьба драмати ческого театра по Пушкину? Ответ; драма о с т а е т с я верною своему первоначаль ному назначению — д е й с т в о в а т ь на м н о ж е с т в о . Таковы мысли Пушкина- историка, Пушкина-исследователя. Но ведь он был и гениальным д р а м а т у р г о м , практически осваивавшим различные «те атральные наречия».' И здесь пушкинское наследие представляет замечательный исто рический урок нашей современности: Пуш кин создал «Скупого рыцаря», «Моцарта и Сальери», «Каменного гостя» —все ма ленькие трагедии как р е п е р т у а р д л я т е а т р а м а л о й с це ны. Но г л а в ная сила и мощь его гения воплотилась в «Борисе Годунове» — народной драме, ко торую в «карманном» театре осуществить не возможно. Недаром под конец жизни Н. Ох лопков мечтал поставить «Годунова» на площади перед Успенским собором при стечении тысяч зрителей. Таким образом, обратившись к «мнению» А. С. Пушкина, мы «услышали»: нужны и театры малой сцены, но г л а в н о е круп номасштабные спектакли, воздействующие на м н о ж е с т в о . А вот близкая нам история первых лет существования советского театра. Наряду с грандиозными театрализованными пред ставлениями, трагедиями, разыгрываемыми на площадях и в цирках, существовали и малозаметные, на первый взгляд, театрики, специализировавшиеся на создании и систе матическом показе -спектаклей в помещени ях на 100—300 мест, при полном отсутствии рампы, разделяющей актеров и зрителей. Их деятельность — одна из ярких страниц истории советского искусства. Речь идет о деревенских театрах 2 0 -х годов и преобра зованных впоследствии в колхозно-совхоз ные. Приезжал такой коллектив (а зача стую и пешком приходил, только декорации возили на подводах) в какую-нибудь отда ленную деревню, разыгрывал в крохотном, битком набитом зрителями помещении не мудрящую пьесу, а дело кончалось тем. что после спектакля или концерта зрители- крестьяне дружно записывались в кодхозы, выносили решение о закрытии церквей. А во время хлебозаготовительных кампаний выступление обычно заканчивалось решени ем крестьян об организации «красного обо за». Не вызывает сомнений, что сила и мощь агитационного воздействия «театра без рам пы» находилась в прямой зависимости не только от репертуара, но и от особой ат мосферы задушевной беседы зрителя и ак тера, которая возникала в условиях их не посредственной близости. Никто и никогда не говорил, что в те годы были созданы театры особой эстетики, что живут они по законам «другого искусства». Но это вовсе не означает, что этих особых законов суще ствования спектаклей не существовало. Они были, но не стали предметом специального изучения. А жаль! В 1981 году ветеран кол хозного передвижного театра актриса В. Дубровина писала в «Театральной жиз ни» об этой забытой странице истории: «Клубные площадки — частенько лишь 3—4 метра в ширину. Освещались от «движка». Но и это освещение порой гасло, тогда за жигали лампы-молнии, но и они подчас гас ли от Отсутствия кислорода, который пог лощался людьми в чрезмерно переполнен ном зале... Работали без выходных дней по 2 с половиной месяца — утром репетиции, днем — разные формы работы со зрителем, вечером — спектакли». У этой бесхитрост ной заметки трогательное заглавие — «Улы бались даже во сне». Вот ведь какие чув ства рождает осознание полезности твоего дела, понимание сопричастности к великим делам свершения вековой мечА»! трудового народа! Хочется верить, что и эта страница истории отечественного театра найдет сво его исследователя. Создавались колхозные передвижные те атры, так же, как и нынешние театры ма лых сцен, как филиалы стационарных теат ров. Однако взаимоотношения колхозных филиалов с «метрополиями» далеко не всег да были благополучными. Наблюдалось вы сокомерное отношение артистов стационара к своим «кочующим» собратьям, недоста точна была и материальная помощь, кото рую городские театры обязывались оказы вать своим филиалам. Все это вместе взя тое привело к тому, что к 1939 году систе ма филиала была Полностью ликвидирова на. В течение некоторого времени колхозно совхозные театры существовали в качестве самостоятельных творческих единиц, но к периоду начала Великой Отечественной вой ны все колхозно-совхозные театры РСФСР прекратили свое существование. Все, за исключением Новосибирского те атра, который продолжал свою деятель ность вплоть до 1944 года. А в дальнейшем, утратив наименование колхозно-совхозного, уже под именем Областного театра драмы сохранился вплоть до наших дней. В при чине уникального явления есть смысл разоб раться. Вся практика русского советского театра показывает, что рождение нового жизнеспо собного театрального организма может быть осуществлено только через школу- студию. Только коллектив единомышлен ников, спло/ченный вокруг прогрессивной те атральной идеи, способен создать свой те атр. Если же театр организуется на основе спущенного «сверху» циркуляра, то судьба его редко бывает счастливой. Так случилось и с Новосибирским колхозно-совхозным пе редвижным театром. Очень скоро коллек тив, не имевший признанного лидера, твор чески разложился. И если бы не «вливание свежей крови» в виде студии А. Рогачев- ского (1938 г.), театр, несомненно, прекра тил бы свое существование. Приход твор чески отмобилизованного, спаянного общей идеей и строжайшей дисциплиной коллекти ва студии спас Новосибирский театр, сох ранил его вплоть до наших дней. Очень важно, что студия Рогачевского с самого начала воспитывалась на идее пе редвижничества. Кроме того, коллектив «рогачевцев» «с пеленок» был предназна чен для работы в условиях малых сцен в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2