Сибирские огни, 1985, № 6
коллектива,— писал в заключение «Те атр».— И нет сомнения, что в выполнении задач одиннадцатой пятилетки одной из главных задач выступает задача повышения роли учреждений искусства в решении важ нейших экономических и социальных задач, мобилизации трудящихся на успешное выполнение планов -одиннадцатой пяти- датки. Прошло не так много времени, и мы ста ли свидетелями того, как движение «Пре вратим Сибирь в край высокой культуры!» родило социалистическое соревнование меж ду городами и районами Красноярского края, между "городами и областями Сибири. В этом большая и несомненная заслуга красноярцев. Но справедливости ради следует отме тить, что сами красноярцы по ряду пара метров отстают от своих соседей. Особенно это заметно в деле комплексного решения вопросов пропаганды искусства, эстетиче ского воспитания зрителя. «Советская куль тура» вновь отмечает, что «пока еще слабо пропагандирует театральное искусство мест ное отделение ВТО», сосредоточив свою работу на работе по повышению професси онального уровня режиссеров и артистов. По-прежнему еще невелико влияние газеты «Красноярский рабочий» на театральные интересы горожан. Нет системы в органи зации встреч артистов со зрителями. Они проводятся время от времени, но главным образом в тех коллективах, с которыми у театра заключены договоры о творческом содружестве. Особенно слабо пропаганди руется театральное искусство среди сту денчества. Недавно проведенное социологи ческое исследование показало: половина студентов крупнейшего в городе сельскохо зяйственного института в театр вообще не ходит, а подавляющее большинство второй половины заявило, что «ходят очень редко». Да и откуда возникнет интерес студентов к театру, если сами воспитатели-педагоги чрезвычайно редкие гости театра. Во вся ком случае, половина преподавателей сель скохозяйственного института не смогли при помнить ни одного спектакля, на котором они побывали за последние три года. По- прежнему чрезвычайно убога с точки зрения полиграфии афиша театров, не выпускают-'* ся аннотации к премьерньім спектаклям, на правом берегу Енисея как не было, так и до сих пор нет театральной кассы Поэтому абсолютно своевременным пред ставляется решение бюро Красноярского краевого комитета партии, где подчерки валось, что партийные организации пред приятий, строек, учебных заведений еще не научились использовать имеющийся в крае потенциал культуры и искусства в деле ком мунистического воспитания трудящихся. Идея необходимости р а в н о п р а в н о г о и одинаково ответственного партнерства участников союза труда и искусства сегод ня главное в деле приобщения к худо жественным ценностям новых и новых масс зрителей. * * * До сих пор речь шла о завоевании теат ральным искусством массового зрителя, ибо ' Театр, 1981, № 12, с. 41. 2 Советская культура, 1985, 5 января. основное предназначение театра, по мысли А. С. Пушкина,— воздействовать на мно жество. Но есть и другая сторона пробле мы: идея малой сцены. Она овладела теат рами столицы, подхвачена многими теат рами периферии, находит свое теоретиче ское обоснование в высказываниях исследо вателей театрального процесса и практиков его. Теоретики предсказывают «камерным» или «карманным» театрам. большое буду щее, считают, что именно эти небольшие по размерам театры особенно привлекательны «в связи с дефицитом группового общения в городской культуре» (Н. Хренов). Потреб ностью в мобильных формах искусства в связи с интенсивным развитием телевиде ния и кино, которые тяготеют к всенародно му охвату аудитории, в театрах, противо стоящих этой тенденции и адресованных данной группе зрителей, специфические Ин тересы которой не могут удовлетворить ни кино, ни ТВ, объяснял факт возникновения театров малых сцен К. Рудницкий. По его мнению, театры будущего должны строить ся из расчета 100—300 зрительских мест. А вот мнение практиков. Н. Охлопкова идея «карманного» театра привлекала воз можностью играть «без плюсов», неизбежных на большой сцене. «Если актер заштампо- вался, начал декламировать, его сейчас же нужно посылать «на исправление» на ма лую сцену; там уже не задекламируешь — зритель-то рядом!» Г. Товстоногов в беседе с корреспондентом «Литературной газеты» утверждал: «Малые сцены берут на себя и выполняют часть задач, которые стоят пе ред студиями. Они мобильны, там легче пробовать — риск не так велик, талант же способен обнаружиться на любой площад ке»'. Как на студию, где должна вестись экспериментальная работа, смотрит на театр малой сцены руководитель МХАТа О. Еф ремов. По мнению главного режиссера Омского академического драмтеатра А. Хайкина театр малой сцены призван создавать ин тимные спектакли о взаимоотношениях двух-трех действующих лиц и показывать их для наиболее интеллектуальных, подго товленных зрителей. Театр малой сцены должен принадлежать выдающимся акте рам труппы. Что же такое—театр малой сцены? Пло щадка дебютов? Лаборатория для экспе риментов? Новый вид студии? Или самосто ятельный театр для «элиты»? Являются ли театры малой сцены прообразом театра бу дущего? Обладают ли они неоспоримыми преимуществами, благодаря которым спо собны вытеснить крупномасштабные теат ры? Для того чтобы выяснить природу какого- либо явления, необходимо выявить истори ческие его корни. Действительно ли театры малой сцены представляют собой нечто но вое в искусстве, не имеющее исторических прецедентов? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к известному выска зыванию Пушкина — театр родился на пло щади для народного увеселения, т. е. для того, чтобы воздействовать «на множество». А затем? «Дрдма оставила площадь и пе- ренеслася в чертоги по требованию образо- ‘ Несколько часов с Георгием Товстоноговым,— Литературная газета, 1984. 15 августа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2