Сибирские огни, 1985, № 6

коллектива,— писал в заключение «Те­ атр».— И нет сомнения, что в выполнении задач одиннадцатой пятилетки одной из главных задач выступает задача повышения роли учреждений искусства в решении важ­ нейших экономических и социальных задач, мобилизации трудящихся на успешное выполнение планов -одиннадцатой пяти- датки. Прошло не так много времени, и мы ста­ ли свидетелями того, как движение «Пре­ вратим Сибирь в край высокой культуры!» родило социалистическое соревнование меж­ ду городами и районами Красноярского края, между "городами и областями Сибири. В этом большая и несомненная заслуга красноярцев. Но справедливости ради следует отме­ тить, что сами красноярцы по ряду пара­ метров отстают от своих соседей. Особенно это заметно в деле комплексного решения вопросов пропаганды искусства, эстетиче­ ского воспитания зрителя. «Советская куль­ тура» вновь отмечает, что «пока еще слабо пропагандирует театральное искусство мест­ ное отделение ВТО», сосредоточив свою работу на работе по повышению професси­ онального уровня режиссеров и артистов. По-прежнему еще невелико влияние газеты «Красноярский рабочий» на театральные интересы горожан. Нет системы в органи­ зации встреч артистов со зрителями. Они проводятся время от времени, но главным образом в тех коллективах, с которыми у театра заключены договоры о творческом содружестве. Особенно слабо пропаганди­ руется театральное искусство среди сту­ денчества. Недавно проведенное социологи­ ческое исследование показало: половина студентов крупнейшего в городе сельскохо­ зяйственного института в театр вообще не ходит, а подавляющее большинство второй половины заявило, что «ходят очень редко». Да и откуда возникнет интерес студентов к театру, если сами воспитатели-педагоги чрезвычайно редкие гости театра. Во вся­ ком случае, половина преподавателей сель­ скохозяйственного института не смогли при­ помнить ни одного спектакля, на котором они побывали за последние три года. По- прежнему чрезвычайно убога с точки зрения полиграфии афиша театров, не выпускают-'* ся аннотации к премьерньім спектаклям, на правом берегу Енисея как не было, так и до сих пор нет театральной кассы Поэтому абсолютно своевременным пред­ ставляется решение бюро Красноярского краевого комитета партии, где подчерки­ валось, что партийные организации пред­ приятий, строек, учебных заведений еще не научились использовать имеющийся в крае потенциал культуры и искусства в деле ком­ мунистического воспитания трудящихся. Идея необходимости р а в н о п р а в н о г о и одинаково ответственного партнерства участников союза труда и искусства сегод­ ня главное в деле приобщения к худо­ жественным ценностям новых и новых масс зрителей. * * * До сих пор речь шла о завоевании теат­ ральным искусством массового зрителя, ибо ' Театр, 1981, № 12, с. 41. 2 Советская культура, 1985, 5 января. основное предназначение театра, по мысли А. С. Пушкина,— воздействовать на мно­ жество. Но есть и другая сторона пробле­ мы: идея малой сцены. Она овладела теат­ рами столицы, подхвачена многими теат­ рами периферии, находит свое теоретиче­ ское обоснование в высказываниях исследо­ вателей театрального процесса и практиков его. Теоретики предсказывают «камерным» или «карманным» театрам. большое буду­ щее, считают, что именно эти небольшие по размерам театры особенно привлекательны «в связи с дефицитом группового общения в городской культуре» (Н. Хренов). Потреб­ ностью в мобильных формах искусства в связи с интенсивным развитием телевиде­ ния и кино, которые тяготеют к всенародно­ му охвату аудитории, в театрах, противо­ стоящих этой тенденции и адресованных данной группе зрителей, специфические Ин­ тересы которой не могут удовлетворить ни кино, ни ТВ, объяснял факт возникновения театров малых сцен К. Рудницкий. По его мнению, театры будущего должны строить­ ся из расчета 100—300 зрительских мест. А вот мнение практиков. Н. Охлопкова идея «карманного» театра привлекала воз­ можностью играть «без плюсов», неизбежных на большой сцене. «Если актер заштампо- вался, начал декламировать, его сейчас же нужно посылать «на исправление» на ма­ лую сцену; там уже не задекламируешь — зритель-то рядом!» Г. Товстоногов в беседе с корреспондентом «Литературной газеты» утверждал: «Малые сцены берут на себя и выполняют часть задач, которые стоят пе­ ред студиями. Они мобильны, там легче пробовать — риск не так велик, талант же способен обнаружиться на любой площад­ ке»'. Как на студию, где должна вестись экспериментальная работа, смотрит на театр малой сцены руководитель МХАТа О. Еф­ ремов. По мнению главного режиссера Омского академического драмтеатра А. Хайкина театр малой сцены призван создавать ин­ тимные спектакли о взаимоотношениях двух-трех действующих лиц и показывать их для наиболее интеллектуальных, подго­ товленных зрителей. Театр малой сцены должен принадлежать выдающимся акте­ рам труппы. Что же такое—театр малой сцены? Пло­ щадка дебютов? Лаборатория для экспе­ риментов? Новый вид студии? Или самосто­ ятельный театр для «элиты»? Являются ли театры малой сцены прообразом театра бу­ дущего? Обладают ли они неоспоримыми преимуществами, благодаря которым спо­ собны вытеснить крупномасштабные теат­ ры? Для того чтобы выяснить природу какого- либо явления, необходимо выявить истори­ ческие его корни. Действительно ли театры малой сцены представляют собой нечто но­ вое в искусстве, не имеющее исторических прецедентов? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к известному выска­ зыванию Пушкина — театр родился на пло­ щади для народного увеселения, т. е. для того, чтобы воздействовать «на множество». А затем? «Дрдма оставила площадь и пе- ренеслася в чертоги по требованию образо- ‘ Несколько часов с Георгием Товстоноговым,— Литературная газета, 1984. 15 августа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2