Сибирские огни, 1985, № 6

сой), слушал лекции Г. Мочаловой по исто­ рии театра. Самым тесным образом зна­ комились мы с деятельностью ТЮЗа, и я навсегда проникся любовью к театру. Бу­ дучи впоследствии студентом Технологиче­ ского института, я одновременно работал нештатным администратором театра, орга­ низовывал студентов на посещение спек­ таклей, на различного рода встречи с р^ жиссерами, исполнителями ведущих ролей. И вот теперь, являясь инструктором отде­ ла пропаганды и агитации горкома партии, я по-прежнему не теряю связи с театром,. хотя давно уже нет в нем тех, кто начинал Красноярский ТЮЗ» Таких энтузиастов, навсегда преданных своему ТЮЗу, как Г. Л. Рукша, в Красно­ ярске немало. Они внимательно следят за развитием театра, присутствуют на всех премьерах, дружат с актерами и руководи­ телями ТЮЗа. Как личную боль пережива­ ют они поражения, спады в деятельности ТЮЗа, оказывают посильную поддержку, помогают преодолеть творческий кризис. Одна из участниц той самой студии на об­ щественных началах В. С. Ситникова — от­ ветственный секретарь Красноярского отде­ ления ВТО. Она помнит каждый спектакль Г. Опоркова и И. Штокбанта, подробно описывает все те смелые мизансцены, не­ обычные решения образов, что принесли всесоюзную славу театру. Продолжая традиции, театр и сегодня уделяет большое внимание воспитанию зри­ теля. Три педагога систематически прово­ дят беседы с родителями шестилетних ре­ бят, готовят первое появление детсадовцзз в театре. В одно из воскресений происхо­ дит «посвящение в зрители». Это целый ри­ туал, куда входит беседа об азах театраль­ ного искусства — «Приподнимем занавес за краешек». Позже на этой же сцене про­ ходят приемы в октябрята, в пионеры. Самое большое внимание ТЮЗ уделяет ■ подросткам, широко практикуются семей­ ные посещения спектаклей, ибо нигде ребе­ нок не раскрывает душу так, как при вос­ приятии искусства. Родители, побывавшие на спектакле с сыном или дочерью, узнают о них много нового, завязываются общие разговоры, домашние дискуссии. Проводят­ ся здесь также «спектакли — родительские собрания». Свое двадцатилетие Красноярский ТЮЗ отметил гастролями в Москве. Здесь он продемонстрировал незаурядное исполни­ тельское мастерство, верность правде жиз­ ни на сцене, устремленность к героико-ро­ мантическому направлению, которым прославился уже в первые годы своего су­ ществования. Но особенно выделили крити­ ки желание и умение театра работать для детей младшего и среднего возраста. Своей идее воспитания поколений зрителей театр, остается верен и сегодня. Таков положительный опыт, накоплен­ ный ТЮЗом. Однако, как мы убедились, Красноярск еще не стал театральным горо­ дом, подобным Омску или Свердловску. И одна из причин этого — упущенное на ка­ кой-то стадии воспитания зрителей звено. Сам ТЮЗ с момента организации и по сей день не имеет своего помещения. Он арен­ дует часть Дома культуры им. Маяковско­ го на правобережья города, вдали от цент, ра и показывает в этом заводском'районе свои спектакли 4 раза в неделю. Террито­ риальная отдаленность ТЮЗа, относительно небольшой контингент зрителей ограничи­ вает силу воздействия театра, придает его деятельности локальный характер. Но глав­ ное, над чем должен был работать город в деле театрального воспитания населения, заключено в идее комплексного подхода к проблеме. Решительным шагом по повышению куль­ туры края стало обращение общественно­ сти, партийных и государственных органы, заций Красноярского края, с которым они выступили в «Советской культуре», при^ звав ведущие творческие коллективы, твор. ческую интеллигенцию центральных райо нов страны, руководство и партийные ор ганизации творческих союзов внести свой вклад в процесс культурного развития Си. бири. «Нам, как хлеб, нужно ваше светлое, жизнеутверждающее искусств.о!» — писалв красноярцы Обращение было одобрено и поддержано коллегией министерства, в комплексную программу развития культуры на террито рии Сибири внесены коренные изменения, делу придано широкое государственное значение. В разделах этой программы, ка­ сающихся театрального искусства, значи. тельное место отведено театрам Сибири Дальнего Востока. В редакционной статье журнала «Театр» с уважением говорится работе семидесяти одного профессиональ­ ного творческого коллектива Сибири, о том, что в этом. обширном регионе «сложились зрелые и мощные творческие организмы, способные воплощать самые сложные про­ изведения оперы, балета ц драмы». Отме­ чалось, что искусство сибиряков хорошо из­ вестно зрителям страны и за ее пределами, Для лучших театральных коллективов Си бири «характерны самобытность творческо­ го почерка, своеобразие репертуара. Не оглядываясь на столичную афишу, они сме­ ло прокладывают свои репертуарные маги страли»^. Особое место в принятой программе отво­ дится договорам на творческое содруже. ство коллективов Москвы, Пенинграда, сто­ лиц Союзных республик с творческими'кол. лективами Сибири и Дальнего Востока. Коллегия Министерства утвердила план проведения творческих отчетов сибирских,и дальневосточных театров в Москве и, одно, временно, планы на новую пятилетку по организации гастрольной деятельности, где по сложившейся традиции особое место в жизни театров и зрителей займут 'гастроли коллективов Москвы и Ленинграда в сибир. ских городах, а также ответные выступле­ ния в Москве ведущих театров Сибири и Дальнего Востока, Станут традиционными дни культуры и искусства Союзных респуб­ лик в краях и областях сибиряков и дальне­ восточников, дальнейшее развитие получат фестивали и праздники искусств. Семьдесят один театр — это целая теа’г ральная страна, где успех общий зависит от эффективной работы каждого творческого ' Беседа записана автором 9 декабря 1980 г. Ныне Г. Л. Рукша — начальник краевого управ­ ления культуры. • Советская культура, 1981, 20 марта. * Театр, 1981, № 12, с, 39—40.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2