Сибирские огни, 1985, № 6
„ край высокой культуры!» уже сегодня да- богатые плоды. Причем эстетическое вос питание в Кемерове опирается на научную основу. «Данные социологических исследо ваний в различных регионах страны позво лили выработать определенный оптималь ный объем «потребления» искусства, при чем с учетом возрастных особенностей ребят,— говорит председатель координа ционного совета по эстетическому воспита нию Г. Ю. Цыганкова.— Вот в соответ ствии с этими нормами и «географией» на шего города мы разрабатываем помесячно порядок посещения детьми спектаклей, концертов симфонического оркестра». Кеме ровские артисты часто выступают в шко дах, в красных уголках шахт, предприятий, и сельских клубах. «В нашем городе хоро шо—все условия есть, чтобы отдыхать, что бы смотреть интереоные концерты, встре чаться с композиторами, артистами»,— го ворит Герой Социалистического Труда га- эовшик коксовой батареи Кемеровского коксохимического завода С. М. Кудряв цев В старинном сибирском городе Томске едва ли не каждый шестой житель — сту дент. И вот, начав с факультатива по этике и эстетике, создав на этой базе о б ъ е д и не нную м е ж в у з о в с к у ю к а ф е д ру э т и к и и э с т е т и к и , в 1981 году здесь, впервые в стране, создается н а- р одный м е ж в у з о в с к и й у н и в е р ситет и с к у с с т в . Накоплен первый опыт, делаются попытки преодолеть ряд трудностей, возникающих в основном из-за ведомственных барьеров (вузы подчинены разным министерствам). Но энтузиасты при полной поддержке со стороны обкома КПСС полны веры в успех начинания ^ Но вернемся к Красноярску, к городу, где зародился знаменитый призыв «Прев ратим Сибирь в край высокой культуры». Признаться, среди представителей искусства и культуры соседних более «именитых» го родов были люди, немало подивившиеся то.чу , что именно красноярцы стали зачина телями движения. Но вот прошло почти четыре года. Не только в городе на Енисее, но и по всему краю появилось множество новых школ, больниц, домов культуры, дет ских садов, картинных галерей, плаватель ных бассейнов, спортивных комплексов и народных музеев. Сам Красноярск украсил ся театром оперы и балета. Малым залом и почти завершенным строителями Боль шим залом филармонии. Завоевывает союзную популярность моло дой оперный театр Красноярска, Стал лау реатом Государственной премии имени Станиславского спектакль «Спутники» Крас ноярского краевого драматического театра имени А. С. Пушкина. Высокой чести отме тить свое двадцатилетие на столичной сце не завоевал красноярский, ТЮЗ. Далеко за пределами нашей страны известны имена балетмейстера М. Годенко и писателя В. Ас тафьева. Пьесы Романа Солнцева вошли в репертуар московских и многих других те атров. Словом, красноярцам есть чем гор диться. Но наряду с этим существовал и сущест- ' Игнатьева М. Урок на концерте.— Советская культура, 1985, 10 января. Советская культура, 1985, 17 января. вует сегодня ряд нерешенных проблем. Че тыре года назад в беседе с автором этих строк инструктор отдела культуры крайко ма КПСС В. С. Корчагин сетовал; «Абоне ментная система вовсе отбила у театров охоту заниматься эстетическим воспитанием зрителя. В самом деле, зачем тратить уси лия, если номинально сборы и без того пол ные? Театр имени Пушкина два года тому назад проводил занятия с держателями абонементов, перед началом спектакля, как правило, читалась лекция по проблемам искусства драмы. Теперь и этого не девает ся. Хотя формально у театра есть договор на содружество, но работа ведется очень вя ло, Пушкинцы словно перестали замечать пустующий Зал». А ведь в самом Красноярске есть во мно гом примечательный опыт работы со своим зрителем, накопленный за 2 0 -летнюю исто рию Театра юных зрителей. История Красноярского ТЮЗа с первых лет его существования овеяна легендами. Старожилы рассказывают о самых первых шагах театра с глубоким уважением, едва ли не с благоговейным трепетом. Недаром ленинградский искусствовед Ю. Смирнов- Несвицкий, земляк первых тюзовцев Крас ноярска, писал: «Время от времени напоминает о себе за гадочный Красноярский ТЮЗ. Прохо дят годы, существенно меняется со став труппы, но странное дело,— остается атмосфера творчества, словно остался в этом доме со дня основания жить театрал- домовой, этакий подстрекатель на разные творческие дела и эксперименты»'. Если отбросить шутливую мистику, то мы можем констатировать, что се.мена, из ко торых вырастают «театралы-домовые» и «подстрекатели» на творческие эксперимен ты, были посеяны первыми тюзовцами сре ди зрителей. По сей день они дают хорошие всходы. Именно зрители, а не только главные ре жиссеры, кстати, меняющиеся каждые 3 — 4 года, и не только артистические кадры, также постоянно обновляющиеся, как это и полагается в юношеских театрах, создают ту основу, ту среду, которая по сей день питает все поколения тюзовцев. Созданный в 1964 г. по инициативе край кома КПСС Красноярский ТЮЗ представ лял собой экспериментальный коллектив, состоящий целиком из выпускников ЛТИТМиК. Это —довольно редкое начина ние. Среди первых тюзовцев — режиссеры Г. Опорков и И. Штокбапт, художник Л. Рахманова, актеры Л. Малеванная, Н. Олялин, В. Толубеев, Э. Якубчик, Ю. Муравьев, Ю. Затравкин, Л. Фомина, А. Пархомик. «Когда организовывался ТЮЗ, я учился в 1 1 -м классе,— вспоминал впоследствии красноярец Г. Л. Рукша,— Новый театр создал студию на общественных началах, поставил своей целью подготовить режис серов народных театров. Нас оказалось 15 человек. Два года я обучался основам ре жиссуры (этот предмет вел Г. Опорков), технике речи (преподаватель Гр. Турчик), сценическому движению (занятия велЮ. Ко- ' в кн.: «Красноярск и красноярцы». Краснояр ское кн. изд-во, 1978, с. 439.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2