Сибирские огни, 1985, № 6

„ край высокой культуры!» уже сегодня да- богатые плоды. Причем эстетическое вос­ питание в Кемерове опирается на научную основу. «Данные социологических исследо­ ваний в различных регионах страны позво­ лили выработать определенный оптималь­ ный объем «потребления» искусства, при­ чем с учетом возрастных особенностей ребят,— говорит председатель координа­ ционного совета по эстетическому воспита­ нию Г. Ю. Цыганкова.— Вот в соответ­ ствии с этими нормами и «географией» на­ шего города мы разрабатываем помесячно порядок посещения детьми спектаклей, концертов симфонического оркестра». Кеме­ ровские артисты часто выступают в шко­ дах, в красных уголках шахт, предприятий, и сельских клубах. «В нашем городе хоро­ шо—все условия есть, чтобы отдыхать, что­ бы смотреть интереоные концерты, встре­ чаться с композиторами, артистами»,— го­ ворит Герой Социалистического Труда га- эовшик коксовой батареи Кемеровского коксохимического завода С. М. Кудряв­ цев В старинном сибирском городе Томске едва ли не каждый шестой житель — сту­ дент. И вот, начав с факультатива по этике и эстетике, создав на этой базе о б ъ е д и ­ не нную м е ж в у з о в с к у ю к а ф е д ­ ру э т и к и и э с т е т и к и , в 1981 году здесь, впервые в стране, создается н а- р одный м е ж в у з о в с к и й у н и в е р ­ ситет и с к у с с т в . Накоплен первый опыт, делаются попытки преодолеть ряд трудностей, возникающих в основном из-за ведомственных барьеров (вузы подчинены разным министерствам). Но энтузиасты при полной поддержке со стороны обкома КПСС полны веры в успех начинания ^ Но вернемся к Красноярску, к городу, где зародился знаменитый призыв «Прев­ ратим Сибирь в край высокой культуры». Признаться, среди представителей искусства и культуры соседних более «именитых» го­ родов были люди, немало подивившиеся то.чу , что именно красноярцы стали зачина­ телями движения. Но вот прошло почти четыре года. Не только в городе на Енисее, но и по всему краю появилось множество новых школ, больниц, домов культуры, дет­ ских садов, картинных галерей, плаватель­ ных бассейнов, спортивных комплексов и народных музеев. Сам Красноярск украсил­ ся театром оперы и балета. Малым залом и почти завершенным строителями Боль­ шим залом филармонии. Завоевывает союзную популярность моло­ дой оперный театр Красноярска, Стал лау­ реатом Государственной премии имени Станиславского спектакль «Спутники» Крас­ ноярского краевого драматического театра имени А. С. Пушкина. Высокой чести отме­ тить свое двадцатилетие на столичной сце­ не завоевал красноярский, ТЮЗ. Далеко за пределами нашей страны известны имена балетмейстера М. Годенко и писателя В. Ас­ тафьева. Пьесы Романа Солнцева вошли в репертуар московских и многих других те­ атров. Словом, красноярцам есть чем гор­ диться. Но наряду с этим существовал и сущест- ' Игнатьева М. Урок на концерте.— Советская культура, 1985, 10 января. Советская культура, 1985, 17 января. вует сегодня ряд нерешенных проблем. Че­ тыре года назад в беседе с автором этих строк инструктор отдела культуры крайко­ ма КПСС В. С. Корчагин сетовал; «Абоне­ ментная система вовсе отбила у театров охоту заниматься эстетическим воспитанием зрителя. В самом деле, зачем тратить уси­ лия, если номинально сборы и без того пол­ ные? Театр имени Пушкина два года тому назад проводил занятия с держателями абонементов, перед началом спектакля, как правило, читалась лекция по проблемам искусства драмы. Теперь и этого не девает­ ся. Хотя формально у театра есть договор на содружество, но работа ведется очень вя­ ло, Пушкинцы словно перестали замечать пустующий Зал». А ведь в самом Красноярске есть во мно­ гом примечательный опыт работы со своим зрителем, накопленный за 2 0 -летнюю исто­ рию Театра юных зрителей. История Красноярского ТЮЗа с первых лет его существования овеяна легендами. Старожилы рассказывают о самых первых шагах театра с глубоким уважением, едва ли не с благоговейным трепетом. Недаром ленинградский искусствовед Ю. Смирнов- Несвицкий, земляк первых тюзовцев Крас­ ноярска, писал: «Время от времени напоминает о себе за­ гадочный Красноярский ТЮЗ. Прохо­ дят годы, существенно меняется со­ став труппы, но странное дело,— остается атмосфера творчества, словно остался в этом доме со дня основания жить театрал- домовой, этакий подстрекатель на разные творческие дела и эксперименты»'. Если отбросить шутливую мистику, то мы можем констатировать, что се.мена, из ко­ торых вырастают «театралы-домовые» и «подстрекатели» на творческие эксперимен­ ты, были посеяны первыми тюзовцами сре­ ди зрителей. По сей день они дают хорошие всходы. Именно зрители, а не только главные ре­ жиссеры, кстати, меняющиеся каждые 3 — 4 года, и не только артистические кадры, также постоянно обновляющиеся, как это и полагается в юношеских театрах, создают ту основу, ту среду, которая по сей день питает все поколения тюзовцев. Созданный в 1964 г. по инициативе край­ кома КПСС Красноярский ТЮЗ представ­ лял собой экспериментальный коллектив, состоящий целиком из выпускников ЛТИТМиК. Это —довольно редкое начина­ ние. Среди первых тюзовцев — режиссеры Г. Опорков и И. Штокбапт, художник Л. Рахманова, актеры Л. Малеванная, Н. Олялин, В. Толубеев, Э. Якубчик, Ю. Муравьев, Ю. Затравкин, Л. Фомина, А. Пархомик. «Когда организовывался ТЮЗ, я учился в 1 1 -м классе,— вспоминал впоследствии красноярец Г. Л. Рукша,— Новый театр создал студию на общественных началах, поставил своей целью подготовить режис­ серов народных театров. Нас оказалось 15 человек. Два года я обучался основам ре­ жиссуры (этот предмет вел Г. Опорков), технике речи (преподаватель Гр. Турчик), сценическому движению (занятия велЮ. Ко- ' в кн.: «Красноярск и красноярцы». Краснояр­ ское кн. изд-во, 1978, с. 439.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2