Сибирские огни, 1985, № 6
Попасть в «свой* оперный стало для красноярцев делом престижа, со всех кон цов края съезжались гости, желающие по смотреть «городскую обнову». На спектак лях, даже при самом пестром возрастном составе публики, царила благоговейная ти шина. И даже после арий, которым по тра диции следовало аплодировать, зрители яе решались разрушить атмосферу священ нодействия. Артистам пришлось пойти на такую «поощрительную» меру, как поклон после арии. Заявки коллективов, звонки в горком от обиженных, не сумевших в тече ние длительного времени попасть в театр,— казалось, все сулило длительный устойчи вый интерес зрителей. Так продолжалось первые два года. И вдруг — тревожные симптомы: интерес стал спадать, первое ошеломление прошло, на спектаклях сталгі появляться целые ряды, не заполненные зрителем. Что же произошло? До конца ли преодо лены были объективные факторы, отрица тельно сказывающиеся на театральной де ятельности? Опрос представителей различных соци альных, возрастных групп подтвердил, что, побывав однажды в театре, удовлетворив свое любопытство, большинство в дальней шем в театр не ходили, т. е. устойчивый ин терес к оперному искусству еще не сформи рован. Общественная потребность в усвоении ценностей искусства и театральные ориента ции населения возникают не вдруг. Почет на и ответственна роль не только самого театра оперы и балета в формировании и стимулировании общественного интереса к его искусству, хотя здесь широчайший прос тор для деятельности режиссеров, дириже ров, хормейстеров, певцов, артистов балета, администрации. Но не менее ответственна и роль всей системы художественного вос питания населения, которая реализуется через различные каналы. Оставим в стороне проблемы эстетичес кого воспитания средствами школы, произ водственно-технических училищ, культпрос- ветучреждений, поскольку это предмет осо бого разговора. Обратим внимание на то, как в Красноярске осуществляется худо жественное воспитание зрителя сегодняш него и будущего средствами театров, об щественных и творческих организаций, а также средствами массовой пропаганды и агитации. В самом конце 1980 года автору этих строк довелось побеседовать со многими ру ководителями творческих организаций, ре жиссерами, критиками, работниками печати. «Работа со зрителями — дело театра»,— высказал свое убеждение начальник управ ления культуры Красноярского края Б. А. Пальчиков. В местном отделении Всерос сийского театрального общества есть секция критиков, состоящая из 17 человек, среди них опытные, знающие искусствоведы во главе с известным театроведом Милицей Кон. Однако ни эта секция критиков, ни прочие секции отделения ВТО даже не по мышляли о планомерной работе со зрите лями: «Это дело театров»,— уверенно зая вила ответственный секретарь правления В. С. Ситникова. Что же касается взаимоотношений теат ральных критиков с местной печатью и че рез них — со зрителем, то и здесь наблюда лось редкое единодушие в оценке роли прессы и художественной критики— прос ветительские функции казались им малопо четными и даже чем-то кощунственными. Такое установление «демаркационной ли нии» между театром, газетой и творческими организациями нам представляется схола стическим, противоречащим заботе о разви тии театрального искусства, максимального удовлетворения зрительских ожиданий н формирования все новых, более совершен ных. Ведь положительных результатов можно достичь лишь в том случае, если в с е заинтересованные в подъеме художе ственной культуры организации будут дей ствовать с о в м е с тно. А примером может служить деятельность омичей — их работа по воспитанию вот уже нескольких зрительских поколений достойна изучения и подражания. Ла, Омск — город театральный. Его дра матический театр издавна не знает, что та кое пустующие кресла в зрительном зале. Говорят, что, кроме того, зритель тут — осо бенный. Об этом феномене не раз писали критики, это отмечали приезжавшие на гастроли театральные деятели. «Омский зритель ходит на хорошие спектакли своего театра, чтобы разделить вместе с коллекти вом радость удачи. Но зритель приходит и на снектакли неудачные, стараясь понять, осмыслить причины творческого поражения Даже за развалом театра (а за столетнюю историю Омского театра всякое случалось) зрители следили не бесстрастно, а с душев ной болью, как следят за болезнью дорогого человека, всем сердцем желая ему выздо ровления»,— рассказывала старший мето дист ВТО Н. М. Изотова, много лет кури- ровавша-я т^тр. Чем же объяснить такое обилие в одном городе зрительских талантов? Устойчивыми традициями, созданными на протяжении де сятков лет? Конечно. Но традиции живы лишь в том случае, если они планомерно и систематически поддерживаются и развива ются. Не вызывает сомнения тот факт, что в Омске создана развитая сеть воспитания зрителя. Прежде всего заслуживает внимания ком плексность разработанного и поддержанного всеми учреждениями, ведающими культу рой, плана работы со зрителями. Вот выписка по одному разделу «Эсте тическое воспитание подрастающего поко ления» перспективного плана работы омско го отделения ВТО на сезон 1979/80 г.: 1. Совместно с областным управлением культуры подготовить и провести неделю «Театр и дети» — ноябрь. 2 . Продолжить работу факультативов театральнм-о искусства в школах города № 19 и 94 — в течение сезона. 3. Обобщить й подготовить материал о работе школьных факультативов (листов ка) —февраль-март. 4. Продолжить занятия лектория для пе дагогов пятого года обучения — в течение сезона. 5. При Доме актера для комсомольского актива города создать университет^ куль туры, театральный факультет —ноябрь. 6 . Продолжить практику вечеров-встреч молодых актеров с комсомольским акти вом города и села — январь-март.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2