Сибирские огни, 1985, № 6

Попасть в «свой* оперный стало для красноярцев делом престижа, со всех кон­ цов края съезжались гости, желающие по­ смотреть «городскую обнову». На спектак­ лях, даже при самом пестром возрастном составе публики, царила благоговейная ти­ шина. И даже после арий, которым по тра­ диции следовало аплодировать, зрители яе решались разрушить атмосферу священ­ нодействия. Артистам пришлось пойти на такую «поощрительную» меру, как поклон после арии. Заявки коллективов, звонки в горком от обиженных, не сумевших в тече­ ние длительного времени попасть в театр,— казалось, все сулило длительный устойчи­ вый интерес зрителей. Так продолжалось первые два года. И вдруг — тревожные симптомы: интерес стал спадать, первое ошеломление прошло, на спектаклях сталгі появляться целые ряды, не заполненные зрителем. Что же произошло? До конца ли преодо­ лены были объективные факторы, отрица­ тельно сказывающиеся на театральной де­ ятельности? Опрос представителей различных соци­ альных, возрастных групп подтвердил, что, побывав однажды в театре, удовлетворив свое любопытство, большинство в дальней­ шем в театр не ходили, т. е. устойчивый ин­ терес к оперному искусству еще не сформи­ рован. Общественная потребность в усвоении ценностей искусства и театральные ориента­ ции населения возникают не вдруг. Почет­ на и ответственна роль не только самого театра оперы и балета в формировании и стимулировании общественного интереса к его искусству, хотя здесь широчайший прос­ тор для деятельности режиссеров, дириже­ ров, хормейстеров, певцов, артистов балета, администрации. Но не менее ответственна и роль всей системы художественного вос­ питания населения, которая реализуется через различные каналы. Оставим в стороне проблемы эстетичес­ кого воспитания средствами школы, произ­ водственно-технических училищ, культпрос- ветучреждений, поскольку это предмет осо­ бого разговора. Обратим внимание на то, как в Красноярске осуществляется худо­ жественное воспитание зрителя сегодняш­ него и будущего средствами театров, об­ щественных и творческих организаций, а также средствами массовой пропаганды и агитации. В самом конце 1980 года автору этих строк довелось побеседовать со многими ру­ ководителями творческих организаций, ре­ жиссерами, критиками, работниками печати. «Работа со зрителями — дело театра»,— высказал свое убеждение начальник управ­ ления культуры Красноярского края Б. А. Пальчиков. В местном отделении Всерос­ сийского театрального общества есть секция критиков, состоящая из 17 человек, среди них опытные, знающие искусствоведы во главе с известным театроведом Милицей Кон. Однако ни эта секция критиков, ни прочие секции отделения ВТО даже не по­ мышляли о планомерной работе со зрите­ лями: «Это дело театров»,— уверенно зая­ вила ответственный секретарь правления В. С. Ситникова. Что же касается взаимоотношений теат­ ральных критиков с местной печатью и че­ рез них — со зрителем, то и здесь наблюда­ лось редкое единодушие в оценке роли прессы и художественной критики— прос­ ветительские функции казались им малопо­ четными и даже чем-то кощунственными. Такое установление «демаркационной ли­ нии» между театром, газетой и творческими организациями нам представляется схола­ стическим, противоречащим заботе о разви­ тии театрального искусства, максимального удовлетворения зрительских ожиданий н формирования все новых, более совершен­ ных. Ведь положительных результатов можно достичь лишь в том случае, если в с е заинтересованные в подъеме художе­ ственной культуры организации будут дей­ ствовать с о в м е с тно. А примером может служить деятельность омичей — их работа по воспитанию вот уже нескольких зрительских поколений достойна изучения и подражания. Ла, Омск — город театральный. Его дра­ матический театр издавна не знает, что та­ кое пустующие кресла в зрительном зале. Говорят, что, кроме того, зритель тут — осо­ бенный. Об этом феномене не раз писали критики, это отмечали приезжавшие на гастроли театральные деятели. «Омский зритель ходит на хорошие спектакли своего театра, чтобы разделить вместе с коллекти­ вом радость удачи. Но зритель приходит и на снектакли неудачные, стараясь понять, осмыслить причины творческого поражения Даже за развалом театра (а за столетнюю историю Омского театра всякое случалось) зрители следили не бесстрастно, а с душев­ ной болью, как следят за болезнью дорогого человека, всем сердцем желая ему выздо­ ровления»,— рассказывала старший мето­ дист ВТО Н. М. Изотова, много лет кури- ровавша-я т^тр. Чем же объяснить такое обилие в одном городе зрительских талантов? Устойчивыми традициями, созданными на протяжении де­ сятков лет? Конечно. Но традиции живы лишь в том случае, если они планомерно и систематически поддерживаются и развива­ ются. Не вызывает сомнения тот факт, что в Омске создана развитая сеть воспитания зрителя. Прежде всего заслуживает внимания ком­ плексность разработанного и поддержанного всеми учреждениями, ведающими культу­ рой, плана работы со зрителями. Вот выписка по одному разделу «Эсте­ тическое воспитание подрастающего поко­ ления» перспективного плана работы омско­ го отделения ВТО на сезон 1979/80 г.: 1. Совместно с областным управлением культуры подготовить и провести неделю «Театр и дети» — ноябрь. 2 . Продолжить работу факультативов театральнм-о искусства в школах города № 19 и 94 — в течение сезона. 3. Обобщить й подготовить материал о работе школьных факультативов (листов­ ка) —февраль-март. 4. Продолжить занятия лектория для пе­ дагогов пятого года обучения — в течение сезона. 5. При Доме актера для комсомольского актива города создать университет^ куль­ туры, театральный факультет —ноябрь. 6 . Продолжить практику вечеров-встреч молодых актеров с комсомольским акти­ вом города и села — январь-март.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2