Сибирские огни, 1985, № 6

Не в тиши кабинетов создается искусство театра. Оно рождается в жарких спорах на сценической площадке — в процессе репетиций, на спектаклях, которые деятели театра справедливо рассматривают как выигранное или проигранное сражение, на зрительских конференциях, где возникает борьба мнений и где художник театра вплотную сталкивается с теми, ради кого и существует искусство театра. В свете сказанного можно вновь под­ твердить односторонность, ограниченную роль численных выкладок, которыми по­ могает ориентироваться театру в его дея­ тельности наука. Вот известный ученый Л. Н. Коган, исследовав структуру пуб­ лики Нижнетагильского театра им. Д. Н. Мамина-Сибиряка, приходит к вы­ воду, что молодые люди до 25 лет состав­ ляют в среднем 73%, а женщины— окоЛЬ 70% всех зрителей. Основываясь на этих и им подобных данных, исследователь Д. Дондурей уверяет, что заполняемость зрительных залов премущественно девуш­ ками в возрасте от 12 до 25 лет диктует театрам выбор жанров, тем, круг авторов, состав исполнителей и т. п. Тот же автор, исходя из этих фактов, предлагает на этом основании строить специфику культурного обслуживания. Может ли практик театра ориентировать­ ся на эти рекомендации без опасения.войти в противоречие с истинными зрительскими ожиданиями? К проблеме «адресности» театрального искусства, на основе подразделения ауди­ тории на группы и подгруппы, опытные театралы издавна подхо-дят с сугубой осто­ рожностью. Означает ли, что ориентация театра на женское большинство публики обязывает коллектив ставить по преиму­ ществу такие «женские» пьесы, как «Мои Надежды*» М. Шатрова или «Восемь лю­ бящих женщин» Р. Тома? Означает ли ориентация на преклонный возраст необхо­ димость ставить такие спектакли, как «Ма- муре» Ж. Сормана, где героям от 75 до 106 лет, как «Все кончено» Э. Олби, где герои подводят счеты с долгой жизнью, как «Игра в джин» Д.-Л. Кобурн или «Старомодная комедия» А. Арбузова, где также учтены интересы пожилого возраста? Учитывать своеобразие аудитории, ко­ нечно, необходимо, но очень и очень осто­ рожно. И вот почему. Всякий раз, когда мы решаем частную задачу в деятельности театра, нужно помнить и о главных наибо­ лее общих задачах искусства. В данном случае необходимо вспомнить, что комму­ никативная, «общенческая» функция ис­ кусства является одной из основополагаю­ щих, что искусство постоянно выступает как форма общественных связей, общения между людьми и обществом в целом. У театра как функциональной единицы об­ щественной системы есть сугубо социологи­ ческая функция, связанная с поддержанием целостности общества. Следовательно, театральное искусство способно служить и фактически служит цели консолидации групп и индивидов вокруг определенных ценностей. А это значит, что, под­ разделяя интересы зрителей на группы 132 и подгруппы, легко войти в противо. речие с одной из основополагаю. щих функций театрального искусства. Вот почему так осторожно следует подходить к подразделению тем, жанров на сугубо молодежные, «стариковские», «женские» и т. д. Социально-экономический аспект изуче. ния деятельности театра, несомненно, так- же способен пролить свет на всю, в том числе и идейно-художественную, сторону работы коллектива, ибо творчество и эко. номика в театре — взаимосвязанные вели­ чины. Но при этом постоянно приходится учитывать, что доходы театра не только ре. зультат творческих потенций, что они обусловлены не только уровнем организа. ции творчески-производственного процес. са, но и некоторыми объективными факто- рами, не зависящими от усилий театраль­ ного коллектива. Это — условия социаль. ного и культурного развития общества в целом. Это сочетание характеристик регио. на, обслуживаемого данным театром, т. е, численность населения, его структура, вместительность зрительного зала, местопо­ ложение театра. «Таким образом,— остро- умно замечает А. Юфит,— разница в дохо­ дах театров в определенной мере напоми­ нает условия возникновения дифференци­ альной земельной ренты» Конечно, практики театра, зная все осо­ бенности, в которых протекает деятельность коллектива, могут свести к минимуму отри, цательное воздействие некоторых объек­ тивных факторов. Но до конца преодолеть их не подставляется возможным. Так, руководители Красноярского края и города, зная специфические особенности Красноярска, не имевшего устойчивых му­ зыкальных традиций, решаясь на открытие своего театра оперы и балета, проделали огромную — причем комплексную — подго­ товительную работу. Город получил неболь­ шое, но очень красивое здание из стекла и мрамора со зрительным залом на 1 2 0 0 мест. Театр расположен в живописном ме­ сте на берегу Енисея, в самом центре горо­ да с прекрасными подъездами для авто­ транспорта (кстати, специально подающего­ ся к окончанию спектаклей). Приглашена была молодая талантливая труппа, где пар­ тии юных героев и героинь исполняли едва ли не их сверстники. Полностью был решен и квартирный вопрос. Для изготовления уникальной театральной утвари создан крупный комбинат, где шьются костюмы и обувь всех эпох, создается реквизит, требу­ ющий и литья и ковки металла, разнооб­ разная бутафория и пр. В Институте ис­ кусств заранее были открыты отделе­ ния, готовящие специалистов всех не­ обходимых для оперно-балетного театра профессий (включая такие редкие про­ фессии музыкантов симфонического ор­ кестра, как фаготист, арфист, исполни­ тель на челесте и т. д.), открыто и уже сделало несколько выпусков хоре­ ографическое училище. Включились в подготовку газеты, радио и телевидение, пропаган-дировавшие оперу и балет, подго­ тавливая зрительское восприятие сложных видов искусства. Кажется, были учтены все факторы, и театр начал первый сезон. ‘ Юфит А. Революция и театр — Л.. Искусство 1977. с. 189.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2