Сибирские огни, 1985, № 6
всех цифры. Оказалось, что анализ анкеты, состоящей из 2 0 позиций, показал — в 1981 г. посещение театра утратило свою былую престижность и стоит у женщин на 17 месте, у мужчин — на последнем, 2 0 -м. Оказалось, что из 90 минут, затрачиваемых человеком на искусство и прочие культур ные развлечения, 60 минут уделяется те левидению. Сравнительные данные показа ли, что 17 лет тому назад аналогичная анкета давала совершенно иные результа ты, и интерес к театру стоял на первом месте среди прочих культурных интересов зрителей» '. Многозначительные цифры, за ставляющие искать выход из создавшейся ситуации. Социально-экономический аспект изуче ния деятельности театра дает ценные дан ные, характеризующие театры планово убыточные и прибыльные, показывает за висимость роста городского населения и потребности в театральной культуре, отве чает на вопрос — есть ли здесь пропорцио нальная зависимость, существует ли за висимость между стоимостью билетов и посещаемостью театров и т. д. Изучение театра в структуре свободного времени ведется целой группой ученых, имеет в нашей стране давнюю традицию. Можно назвать целый ряд современных работ, где глубоко, с научной обстоятель ностью ведется изучение того, как с изме нении социальной ситуации меняется об щественно-психологический климат и вся система потребностей человека, как в ду ховной атмосфере его обыденной жизни преломляются социально-экономические, этнокультурные, психологические и многие другие факторы, определяющие формиро вание культурных потребностей социальных групп, конкретную реализацию их потен циальных поведенческих «программ». Но посмотрим, к какому выводу прихо дит один из авторов, работающих в этом направлении, Д. Дондурем: «...с середины 60-х годов наблюдается непрерывное сни жение относительного числа посещений публично-зрелищных видов искусства... По прогнозам, через 10—15 лет доля тради ционных внедомаШних контактов людей с продуктами художественной культуры (по сещения театров, концертных залов, му зеев, выставок и т. д.) уменьшится пример но в два раза. Основная причина этого — техническое совершенствование аудиовизу. альных средств, особенно телевидения^. Мрачное предзнаменование! И если , верить Д. ДонЯурею, то красноярцам, недавно открывшим свой театр оперы и ба лета, томичам и вологодцам, только что создавшим свои ТЮЗы, получившим соб ственные помещения, омичам, отпраздно вавшим новоселье музыкального театра, новосибирцам с их новым роскошным зда! нием ТЮЗа, впору думать о консервации своих помещений и сокращении трупп. Наверное, и Государственному институту по проектированию театрально-зрелищных предприятий «Гипротеатр» Министерства культуры СССР, награжденному в декабре ' См, стеногр,— м ., ВТО, 1981, 27 марта — Семи нар Совета по массовым представлениям и празд никам. “ Дондурей Д. Театр в структуре свободного времени.— В сб.: Театр и художественная культу ра, с. 76. 1981 года орденом «Знак Почета», следо. вало бы не 50-летний юбилей праздновать да строить планы на будущее, а думать о расформировании. К таким «глобальным» и изначально ошибочным выводам можно прийти в том случае, если проблему рас сматривать односторонне, вне зависимости от общих задач развития духовной жизни советского общества, вне учета социальных, экономических, политических, организаци онных, психологических, эстетических факторов. А все дело в том, что отдельные, част ные проблемы необходимо соотносить с главными, основополагающими факторами. В работе «Социализм и культура» А, И. Ар нольдов на вопрос — что же является крн- терием культуры народа? — отвечает: «Культурный уровень народа... определяет ся следующими обязательными факторами, которые необходимо рассматривать в един стве и во взаимосвязи. Во-первых, культурный уровень народа в современных условиях определяется ха рактером социально-экономического строя общества и развитостью его материально- технической базы; во-вторых, приверженностью народа пе редовым идеям своего времени, его политическим сознанием, развитием его национального самосознания. Политическая грамотность и идейность — свидетельство подлинной культуры народа; в-третьих, размахом и глубиной народно го образования, подъемом научной мысли; в-четвертых, степенью доступности для народа достижений культуры, возмож ностью для него пользоваться плодами духовного развития общества; в-пятых, правовым положением женщины. «Говорят,— писал В. И. Ленин,— уровень культуры всего более характеризуется юри дическим положением женщины. В этом изречении есть зерно глубокой истины, И с этой точки зрения только диктатура про летариата, только социалистическое госу дарство могло осуществить и осуществило высший культурный уровень» (Поли, собр соч., т. 40, с. 192) >. Если посмотреть с позиций этих посто янно действующях обязательных факторов, влияющих на культурный уровень народа, на нашу частную проблему формирования и удовлетворения зрительских ожиданий средствами театра, то мы убедимся — нет никаких социально-экономических, полити ческих, юридических оснований для свер тывания деятельности театра, а в равной мере и других «внедомашних контактов людей с продуктами художественной куль туры». Все больший размах и глубина народного образования, нашедшая, ‘в частности, свое воплощение в недавней реформе школы, «новая приливная волна» в искусстве, о чем с такой уверенностью говорилось на XXVI съезде КПСС, утверждают нас в мысли, что и в деятельности советского театра нет места регрессу. Для этого необходимо со здать условия, чтобы достижения театра становились все более весомыми, чтобы до ступность широкого круга зрителей к луч шим достижениям театра день ото дня становилась все реальнее. ' Арнольдов А. и. Социализм и культура — М., изд. Академии наук СССР. 1962. с. 80—81.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2