Сибирские огни, 1985, № 6
в регионах, где сеть учреждений культуры развита недостаточно, а потребность в них велика, новое строительство не ведется, тогда как в некоторых районах, где сеть развита удовпетворительно, строятся но вые объекты» Действительно, тяготение к возможно более широкой аудитории, к воздействию на массового зрителя (слушателя, читате ля) составляет одну из самых существен ных сторон любого вида художественной культуры. Но если говорить конкретно о театральном искусстве, то все исследова тели встают перед фактом — рост публики театра не безграничен. Г. Дадамян эмпири ческим путем установил, что аудитория областных драматических театров РСФСР на стационаре составляет не более 8 % зрителеспособного населения, проживаю щего в зоне, обслуживаемой театром. Общий же размер аудитории театров со ставляет 10—12% населения СССР*. К аналогичным результатам пришел в своих расчетах и Л. Кесельмая: театраль ная аудитория такого крупнейшего куль турного центра страны, каким является Ленинград, составляет только 13—167о потенциальной аудитории Возникает вопрос — возможно ли резкое увеличение публики театра, допустим, за счет решительного увеличения числа и объема театральных помещений или здесь «ействуют какие-либо ограничения объективного характера? Правы ли иссле дователи, утверждая, что ориентация ва неограниченный рост посещаемости театров не имеет под собой научных оснований? В этом нужно разобраться более под робно, Общеизвестно ленинское положение о том, что искусство призвано пробуждать в народе творца. Факт сотворчества зри теля и актера — тоже явление общеизве стное. Особенно наглядно эту взаимозави симость можно наблюдать, обратившись к театральному искусству. Если кинофильм будет демонстрироваться при пустом зале, если перед экраном телевизора в данный момент не окажется зрителя, то ни кинолен та, ни телефильм, ни, тем более, картина живописца, произведение архитектора не утратят своих художественных качеств. Но спектакль без зрителя существовать не может. Однако, признав зрителя полноправным сотворцом спектакля, мы, следуя логике, должны признать наличие у него особого з р и т е л ь с к о г о т а л а н т а , А талан тами, как известно, обладают далеко не все. Платон, например, считал, что быть зрителем — значит обладать «оформлен ным зрением», «наблюдать с целью* ^ Т. Рибв как-то заметил, что тот, кто испытывает эстетические эмоции, «в взве- •См. «Долгосрочный план совершенствования культурного овлсуживання населения...» — М.. ВНИИ искуссгвознання, 1980. ‘ Д адамян Г. Проблемы аѵяитории театров,— В сб.: Проблемы социологии театра. М.. ВТО. 1981. с. 118-119. • Кесельман Л . Повседневная, реальная в по тенциальная аудитория т е а т р а ,- В сб.: Театр и ху дожественная культура, с. 140—143. ‘ См. Лосев А. Ф, История античной астетики, [% 9‘ Сократ. Платон,— М» Искусство, стной степени должен проделать, во мере своих сил, работу творца» ‘, Определяя взаимоотношения людей с искусством в коммунистическом будущем, Маркс писал: «Каждый, в ком сидит Ра фаэль, должен иметь возможность беспре пятственно развиваться». Очевидно, что речь здесь идет не только о равных воз можностях приобщения к искусству. К ис кусству должен иметь 'свободный доступ в первую очередь тот, в ком действительно «сидит Рафаэль». Переводя разговор‘в об ласть театрального искусства, мы прихо дим к выводу, что регламентирующим на чалом в росте посещаемости театра будет наличие или отсутствие зрительских та- лактов. Но ведь зрительский, как и всякий, та- лант можно развить, а можно и заглушить. «Великий Октябрь,— говорил на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС К. У. Чернен ко,— уничтожил социальные и духовные оковы, которые столетиями душили твор- ческие силы людей труда. Революция по ставила рабочий класс в центр современ ной эпохи, высвободила исполинскую сози дательную силу трудового народа» Твор ческие начала уже сегодня возобладали в самых разнообразных проявлениях трудо вой деятельности. Творчество по законам красоты все шире вытесняет автоматическое исполнительство в процессе труда. А это значит, что в формировании личности со циалистического общества все возрастаю щую роль играет художественная культу, ра, пробуждающая и развивающая за ложенные в человеке способности к со- зиданию. В наше время в условиях под линной демократизации культуры и вовле чения широких масс трудящихся в сферу культурного строительства ' взаимоотноше ния труда и культуры становятся качествен но иными. А это не могло не повлиять на всю структуру мира искусства, на все виды художественной деятельности. «Обобщающее общение» искусства и тру. да, с одной стороны, необычайно рас. ширяет содержательные границы творче^ ства, обогащает его образную систему, фор, мирует новые средства выразительности в традиционных видах искусства, а с дру^ гой — с громадной силой способствует раз. витию нового, гармонично развитого типа личности как субъекта всякой иной фор мы человеческой деятельности»,— справед ливо замечает А. Зись*, Продолжая свою мысль, исследователь приходит к выводу, что новизна взаимоотношений труда и куль туры при социализме расширяет сферу художественной деятельности, которая все более настойчиво пронизывает жизнь раз витого социалистического общества. Это проявляется не только в росте бескорыстного творческого отношения к труду вообще, не только в развитии самодеятельного ху^ дожественного творчества и не только в значительном укреплении материальной базы художественной культуры. Появился, утверждает А. Зись, новый социокультурный феномен — у н и в е р с а л ь н а я х у д о ж е с т в е н н а я а у д и т о р и я . «Поня. ' Рибо Т. Психология ч у в ст в ,- Пг. 1912. с, 227. Пленума Центрального Комитета КПСС. 14—15 июня 1983 г., с. 27. • Зись А, Я. Эстетика: идеологии а мегодоло" Г И Я .- М.. Н аука, 1984, с. 148.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2