Сибирские огни, 1985, № 6

пустые залы при распроданных полностью абонементах стали привычными» *. Проблема «сбалансированности» коли­ чественной и качественной сторон деятель­ ности театра стоит перед любым театраль­ ным коллективом и решается всюду по- разному. Драматурги А. Штейн и С. Але­ шин, побывавшие в Америке на мюзикле «Корас Лайн» («Кордебалет») в постановке режиссера Беннета, рассказывали о высоком исполнительском мастерстве этого спектакля, шедшего подряд около 40 тысяч раз. Если учесть, что «Корас Лайн» одновременно тиражируют 17 трупп по всей Америке, то, казалось бы, можно было утверждать — вот оно, желанное единство количественной и качественной сторон деятельности театра. Однако сам принцип подбора труппы на одну лишь постановку, использование акте­ ра по типажным его качествам для совет­ ского театра явно неприемлем — такая труппа не становится коллективом твор­ ческих единомышленников. И совершенно прав был Вл. И. Немирович-Данченко, утверждая: «Американская и французская система повторять одну пьесу до тех пор, пока она делает сборы, была незнакома русскому театру, от нее чересчур пахнет ремеслом» Тем не менее, у лучших театров нашей страны есть опыт сохранения в отличном качестве лучших спектаклей. Здесь уместно вспомнить нетускнеющие на протяжении десятилетий «Синюю птицу» со МХАТе, «Принцессу Турандот» в театре им. Вах­ тангова, «Аристократов» в театре им. Мая­ ковского, «Учителя танцев» г ЦАТСА, «Власть тьмы» и «Царя Федора Иоаннови­ ча» в Малом театре, представляющих золо­ той фонд советского театрального искус­ ства. Есть подобный опыт и на периферии: назовем хотя бы «Зыковых» в «Красном факеле», «Солдатскую вдову» в Омске, чтобы убедиться — пути тиражирования художественной продукции в советском театре проложены, следует лишь этот опыт более тщательно изучить и обобщить. Но вновь напомним, что во всех случаях, когда решается проблема «сбалансирова­ ния» количественной и качественной сторон деятельности театра. Во главу угла должны ставиться не мелкогрупповые интересы зри­ теля, но принцип — театр должен воздей­ ствовать на массы. Именно в этом направлении и работает сегодня мысль теоретиков и практиков театра. Мы законно гордимся большим коли­ чеством театров — их у нас в стране более шестисот: Но закрываем глаза на то, что многие из них почти пустуют. По итогам 1984 года заполняемость зала в Краснояр­ ском краевом драматическом имени А. С. Пушкина театре составила 42,5 процента на вечерних спектаклях против 60 процен­ тов плановых. «Это далеко не самая низ­ кая посещаемость театров аналогичного статуса, не говоря уже о городских»,— замечала «Советская культура»® и предла- ь Д ж анберидзе Н.. зав. отделом культуры ЦК Компартии Грузии. Чем ж ивет театр.— Советская культура, 1981, 15 декабря. 2 Немирович-Данченко Вл. И. Из воспоминаний о первой встрече со Станиславским.— В кн.: Рецен­ зии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877— 1942, М., ВТО. 1980, с. 282. • Бриман М. Город и театр,— Советская культу­ ра, 1985, 5 января. гала ряд мер по пропаганде театрального искусства в крае, в основном за счет утвер­ ждения мысли о необходимости р а в н о ­ п р а в н о г о и одинаково ответственного п а р т н е р с т в а участников союза труда и искусства. В беседе с корреспондентом «Литератур­ ной газеты» крупнейший режиссер современ­ ности Г. Товстоногов в связи со сложившей­ ся ситуацией («Театр в городе есть, но в то же время его как бы и нет») высказал интересную мысль: «Я считаю, что обла­ стные театры должны быть более мощны­ ми — за счет дотации, увеличения труппы, за счет у м е н ь ш е н и я т е а т р а л ь ­ ных к о л л е к т и в о в . В сфере постоян­ ного внимания этих мощных театров будет не только город, в котором они прописаны, но и ближайшие города, где их регулярные гастроли будут достаточно длительны»’. Т, е. вопреки сложившемуся стереотипу оценки деятельности театра по работе н а с т а ц и о н а р е , вновь звучит призыв к отказу от п о л н о г о с т а ц и о н и р о - в а н и я в пользу организации « п р а в и л ь ­ ных» г а с т р о л е й . ь» Ь» * В многочисленных работах Всесоюзного научно-исследовательского института ис­ кусствознания Министерства культуры СССР приводятся убедительные расчеты таблицы, суммирующие зрительские посе щения с подразделениями по возрасту, со циальному положению, месту жительства прослеживается динамика приходо-расход ных статей и пр. Исходя из задачи ком плексного, всестороннего развития личности сектор научного управления и прогнозиро вания художественной культуры отвергает существующую систему прогнозирования посещаемости учреждений культуры. Пла­ ны культурного строительства создаются ныне главным образом на основе «заявок с мест», которые хотя и являются важным информационным источником, но не могут служить основанием планирования — ни единственным, ни даже важнейшим. Ибо «в целом ряде случаев такие заявки мало обоснованы, так каи составляются без глубокого изучения конкретных потребно­ стей в том или ином учреждении культуры, без учета‘научных принципов их рациональ­ ного размещения»,— утверждают авторы «Долгосрочного плана совершенствования культурного обслуживания населения учреждениями Министерства культуры СССР» По их мнению, не имеет под собой достаточной научной базы и другой способ планирования развития художествен­ ной культуры, который основывается на достигнутом за предыдущие годы уровне и некотором возможном его увеличении в перспективе. «Во-первых, этот способ планирования сети учреждений культуры ориентирован на неограниченный рост по­ сещаемости, что не имеет под собой ника­ кого научного обоснования. Во-вторых, при таком способе планирования зачастую ' Несколько часов с Георгием Товстоноговым— Литературная газета, 1984, 15 августа. “ М.. ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. 1980.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2