Сибирские огни, 1985, № 6
пустые залы при распроданных полностью абонементах стали привычными» *. Проблема «сбалансированности» коли чественной и качественной сторон деятель ности театра стоит перед любым театраль ным коллективом и решается всюду по- разному. Драматурги А. Штейн и С. Але шин, побывавшие в Америке на мюзикле «Корас Лайн» («Кордебалет») в постановке режиссера Беннета, рассказывали о высоком исполнительском мастерстве этого спектакля, шедшего подряд около 40 тысяч раз. Если учесть, что «Корас Лайн» одновременно тиражируют 17 трупп по всей Америке, то, казалось бы, можно было утверждать — вот оно, желанное единство количественной и качественной сторон деятельности театра. Однако сам принцип подбора труппы на одну лишь постановку, использование акте ра по типажным его качествам для совет ского театра явно неприемлем — такая труппа не становится коллективом твор ческих единомышленников. И совершенно прав был Вл. И. Немирович-Данченко, утверждая: «Американская и французская система повторять одну пьесу до тех пор, пока она делает сборы, была незнакома русскому театру, от нее чересчур пахнет ремеслом» Тем не менее, у лучших театров нашей страны есть опыт сохранения в отличном качестве лучших спектаклей. Здесь уместно вспомнить нетускнеющие на протяжении десятилетий «Синюю птицу» со МХАТе, «Принцессу Турандот» в театре им. Вах тангова, «Аристократов» в театре им. Мая ковского, «Учителя танцев» г ЦАТСА, «Власть тьмы» и «Царя Федора Иоаннови ча» в Малом театре, представляющих золо той фонд советского театрального искус ства. Есть подобный опыт и на периферии: назовем хотя бы «Зыковых» в «Красном факеле», «Солдатскую вдову» в Омске, чтобы убедиться — пути тиражирования художественной продукции в советском театре проложены, следует лишь этот опыт более тщательно изучить и обобщить. Но вновь напомним, что во всех случаях, когда решается проблема «сбалансирова ния» количественной и качественной сторон деятельности театра. Во главу угла должны ставиться не мелкогрупповые интересы зри теля, но принцип — театр должен воздей ствовать на массы. Именно в этом направлении и работает сегодня мысль теоретиков и практиков театра. Мы законно гордимся большим коли чеством театров — их у нас в стране более шестисот: Но закрываем глаза на то, что многие из них почти пустуют. По итогам 1984 года заполняемость зала в Краснояр ском краевом драматическом имени А. С. Пушкина театре составила 42,5 процента на вечерних спектаклях против 60 процен тов плановых. «Это далеко не самая низ кая посещаемость театров аналогичного статуса, не говоря уже о городских»,— замечала «Советская культура»® и предла- ь Д ж анберидзе Н.. зав. отделом культуры ЦК Компартии Грузии. Чем ж ивет театр.— Советская культура, 1981, 15 декабря. 2 Немирович-Данченко Вл. И. Из воспоминаний о первой встрече со Станиславским.— В кн.: Рецен зии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877— 1942, М., ВТО. 1980, с. 282. • Бриман М. Город и театр,— Советская культу ра, 1985, 5 января. гала ряд мер по пропаганде театрального искусства в крае, в основном за счет утвер ждения мысли о необходимости р а в н о п р а в н о г о и одинаково ответственного п а р т н е р с т в а участников союза труда и искусства. В беседе с корреспондентом «Литератур ной газеты» крупнейший режиссер современ ности Г. Товстоногов в связи со сложившей ся ситуацией («Театр в городе есть, но в то же время его как бы и нет») высказал интересную мысль: «Я считаю, что обла стные театры должны быть более мощны ми — за счет дотации, увеличения труппы, за счет у м е н ь ш е н и я т е а т р а л ь ных к о л л е к т и в о в . В сфере постоян ного внимания этих мощных театров будет не только город, в котором они прописаны, но и ближайшие города, где их регулярные гастроли будут достаточно длительны»’. Т, е. вопреки сложившемуся стереотипу оценки деятельности театра по работе н а с т а ц и о н а р е , вновь звучит призыв к отказу от п о л н о г о с т а ц и о н и р о - в а н и я в пользу организации « п р а в и л ь ных» г а с т р о л е й . ь» Ь» * В многочисленных работах Всесоюзного научно-исследовательского института ис кусствознания Министерства культуры СССР приводятся убедительные расчеты таблицы, суммирующие зрительские посе щения с подразделениями по возрасту, со циальному положению, месту жительства прослеживается динамика приходо-расход ных статей и пр. Исходя из задачи ком плексного, всестороннего развития личности сектор научного управления и прогнозиро вания художественной культуры отвергает существующую систему прогнозирования посещаемости учреждений культуры. Пла ны культурного строительства создаются ныне главным образом на основе «заявок с мест», которые хотя и являются важным информационным источником, но не могут служить основанием планирования — ни единственным, ни даже важнейшим. Ибо «в целом ряде случаев такие заявки мало обоснованы, так каи составляются без глубокого изучения конкретных потребно стей в том или ином учреждении культуры, без учета‘научных принципов их рациональ ного размещения»,— утверждают авторы «Долгосрочного плана совершенствования культурного обслуживания населения учреждениями Министерства культуры СССР» По их мнению, не имеет под собой достаточной научной базы и другой способ планирования развития художествен ной культуры, который основывается на достигнутом за предыдущие годы уровне и некотором возможном его увеличении в перспективе. «Во-первых, этот способ планирования сети учреждений культуры ориентирован на неограниченный рост по сещаемости, что не имеет под собой ника кого научного обоснования. Во-вторых, при таком способе планирования зачастую ' Несколько часов с Георгием Товстоноговым— Литературная газета, 1984, 15 августа. “ М.. ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. 1980.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2