Сибирские огни, 1985, № 6

и спорта в «залах» огромной вмести­ мости) *. Отчитілваясь о деятельности Всероссий­ ского театрального общества, М. И. Царев, касаясь проблемы гастрольных обменов, го­ ворил: «Одно из испытанных средств обо­ гащения работников театров яркими жиз­ ненными впечатлениями — гастроли. Ведь гастроли — это не только ознакомление зрителей с достижениями театральной куль­ туры, но и встречи с трудящимися про­ мышленных предприятий, с тружениками полей, это тесный контакт Ь человеком труда, с современником — героем наіпих пьес и спектаклей» Наши дни характерны небывалым раз­ махом гастрольного дела. Расширилась география поездок. Ныне крупнейшие те­ атры России стали частыми гостями в рай­ онах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Резкое увеличение числа выездных спек­ таклей, развитие гастрольного дела слу­ жат единой цели — увеличению массово­ сти публики театра. Максимальное продле­ ние жизни вершинных достижений теат­ рального искусства, проверка силы воздей­ ствия спектакля на различных социальных, возрастных, национальных группах насе­ ления — все эти несомненные достоинства, достигаемые с помощью широкого развития гастрольного дела, трудно переоценить. Но есть у каждой медали и обратная сторона. В данном случае — неизбежное снижение качества спектакля, нежелатель­ ное смещение акцентов, наступающее в свя­ зи с необходимостью осваивать новое, не­ привычное помещение с иными размерами сцены и акустическими особенностями зала. По-ьидимому, именно это обстоятельство привело к возникновению устойчивого сте­ реотипа — работа областного театра оце­ нивается главным образом по его деятель­ ности на стационаре, гастроли должны длиться не более двух месяцев в году, а количество выездных спектаклей в тече­ ние сезона строго ограничено. Усомниться в истине данного положения не осмеливаются ни теоретики, ни практи­ ки театра. Так, рассказывая о деятельно­ сти городского драматического театра Че- ремхова (Иркутская область), председа­ тель правления Иркутского отделения ВТО отметил, что сезон 1978/79 г. «вселяет оп­ тимизм», и среди главных достижений го­ родского театра назвал такое: «Сократился список выездов, чаще стали работать на стационаре». А вбт социолог В. Жидков, проведя соответствующие исследования, по­ лучает следующие данные: в большинстве республик число посещений театра на 1 0 0 0 жителей увеличилось с 423 в 1960 г. до 455 в 1972 г., причем повсеместно это уве­ личение достигнуто за счет сокращения объема работы на стационаре и показа подавляющего числа своих спектаклей на выездах и гастролях. Казалось бы, перед исследователем вырисовывается объектив­ ная картина, обусловленная процессом раз­ вития театрального искусства, процессом, отражающим новые взаимоотношения теат­ ра и зрителя, имеющим социальные корни. С этим нельзя не считаться как с реаль­ ностью. Но, следуя все тому же сложивше­ муся стереотипу, В. Жидков полученный результат называет «явно неприемлемым» и «для исправления этой нежелательной тенденции» предлагает «в системе управле­ ния театрами принять соответстцующие меры» Негативно относится к процессу увели­ чения числа спектаклей, показываемых на гастролях, и Г. Дадамян, В своих иссле­ дованиях он приходит к выводу, что «по сравнению с убыточными прибыльные теат­ ры располагают более вместительными (примерно в полтора — два раза) залами, показывают больше спектаклей, преиму­ щественно на стационаре при стабильных аншлагах» 2. Вновь перед любым хозяй­ ственником предстает убедительный довод против увеличения гастрольной деятельно­ сти театров. Конечный вывод рассуждений Г. Дадамяна достаточно расплывчат, он считает главной задачей театра «задачу переориентации своей деятельности на дина­ мичное' выравнивание количества и каче­ ства, на преимущественное развитие худо­ жественного уровня, обеспечивающего дальнейший рост культурного богатства нашего общества»*. Такая приблизительность итога далеко не случайна. В самом деле, что понимать под «динамичным выравниванием количества и качества» в деятельности театра? Если учесть, что показ спектаклей «на выезде» приводит к снижению его качества, то вы­ вод достаточно определен — свертывание гастрольного дела приведет к улучшению качества художественной продукции теат­ ра. Если же принять во внимание необхо­ димость охвата наиболее широкого контин­ гента зрителей (количественная сторона дела), то выводом будет — необходимость бороться за увеличение числа выездных спектаклей. Каким образом добиться сба­ лансированности этих факторов? Ответа на этот и подобные им вопросы мы не найдем в инструкциях Министерства культуры — таковых не имеется, театром предоставлено право самим решать свою судьбу примени­ тельно к местным условиям. Ответа нам не даст и социология; ни таблицы, ни попытки выводить формулы не создают убедитель­ ной картины взаимоотношений театра со зрителем. Таблица — слишком неопределен­ ная величина, если учесть, что повсеме­ стное распространение получила т. н. або­ нементная система. Автору привелось при­ сутствовать на спектакле Красноярского театра драмы им. Пушкина «Борис Году­ нов». На кассе висел аншлаг — «Все би­ леты проданы», а в зале, вмещающем около тысячи человек, присутствовало... 124 зри­ теля. «Абонементная система не избавляет театры от заботы о зрителе,— писала «Советская культура»,— тем более, что ' См. выступление первого секретаря Томского обкома КПСС М. Мельникова «Что дает и что мо­ жет дать комплексный подход». Советская культу­ ра, 1984, 4 сентября. ’ Советская культура, І98І. 30 октября. ' Жидков В. О прогнозировании развития теат­ ра,— В сб.: Социологические исследования теат­ ральной жизни. М., ВТО, ин-т искусствознания Ми­ нистерства культуры СССР, 1978, с. 210—211. ®Д адамян Г. Социально-экономические пробле­ мы эффективного хозяйствования в театре.— В с б . Театр и художественная культура. М.. ВТО, 1980 с. 96. * Там же, с. ЬОЗ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2