Сибирские огни, 1985, № 6
и спорта в «залах» огромной вмести мости) *. Отчитілваясь о деятельности Всероссий ского театрального общества, М. И. Царев, касаясь проблемы гастрольных обменов, го ворил: «Одно из испытанных средств обо гащения работников театров яркими жиз ненными впечатлениями — гастроли. Ведь гастроли — это не только ознакомление зрителей с достижениями театральной куль туры, но и встречи с трудящимися про мышленных предприятий, с тружениками полей, это тесный контакт Ь человеком труда, с современником — героем наіпих пьес и спектаклей» Наши дни характерны небывалым раз махом гастрольного дела. Расширилась география поездок. Ныне крупнейшие те атры России стали частыми гостями в рай онах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Резкое увеличение числа выездных спек таклей, развитие гастрольного дела слу жат единой цели — увеличению массово сти публики театра. Максимальное продле ние жизни вершинных достижений теат рального искусства, проверка силы воздей ствия спектакля на различных социальных, возрастных, национальных группах насе ления — все эти несомненные достоинства, достигаемые с помощью широкого развития гастрольного дела, трудно переоценить. Но есть у каждой медали и обратная сторона. В данном случае — неизбежное снижение качества спектакля, нежелатель ное смещение акцентов, наступающее в свя зи с необходимостью осваивать новое, не привычное помещение с иными размерами сцены и акустическими особенностями зала. По-ьидимому, именно это обстоятельство привело к возникновению устойчивого сте реотипа — работа областного театра оце нивается главным образом по его деятель ности на стационаре, гастроли должны длиться не более двух месяцев в году, а количество выездных спектаклей в тече ние сезона строго ограничено. Усомниться в истине данного положения не осмеливаются ни теоретики, ни практи ки театра. Так, рассказывая о деятельно сти городского драматического театра Че- ремхова (Иркутская область), председа тель правления Иркутского отделения ВТО отметил, что сезон 1978/79 г. «вселяет оп тимизм», и среди главных достижений го родского театра назвал такое: «Сократился список выездов, чаще стали работать на стационаре». А вбт социолог В. Жидков, проведя соответствующие исследования, по лучает следующие данные: в большинстве республик число посещений театра на 1 0 0 0 жителей увеличилось с 423 в 1960 г. до 455 в 1972 г., причем повсеместно это уве личение достигнуто за счет сокращения объема работы на стационаре и показа подавляющего числа своих спектаклей на выездах и гастролях. Казалось бы, перед исследователем вырисовывается объектив ная картина, обусловленная процессом раз вития театрального искусства, процессом, отражающим новые взаимоотношения теат ра и зрителя, имеющим социальные корни. С этим нельзя не считаться как с реаль ностью. Но, следуя все тому же сложивше муся стереотипу, В. Жидков полученный результат называет «явно неприемлемым» и «для исправления этой нежелательной тенденции» предлагает «в системе управле ния театрами принять соответстцующие меры» Негативно относится к процессу увели чения числа спектаклей, показываемых на гастролях, и Г. Дадамян, В своих иссле дованиях он приходит к выводу, что «по сравнению с убыточными прибыльные теат ры располагают более вместительными (примерно в полтора — два раза) залами, показывают больше спектаклей, преиму щественно на стационаре при стабильных аншлагах» 2. Вновь перед любым хозяй ственником предстает убедительный довод против увеличения гастрольной деятельно сти театров. Конечный вывод рассуждений Г. Дадамяна достаточно расплывчат, он считает главной задачей театра «задачу переориентации своей деятельности на дина мичное' выравнивание количества и каче ства, на преимущественное развитие худо жественного уровня, обеспечивающего дальнейший рост культурного богатства нашего общества»*. Такая приблизительность итога далеко не случайна. В самом деле, что понимать под «динамичным выравниванием количества и качества» в деятельности театра? Если учесть, что показ спектаклей «на выезде» приводит к снижению его качества, то вы вод достаточно определен — свертывание гастрольного дела приведет к улучшению качества художественной продукции теат ра. Если же принять во внимание необхо димость охвата наиболее широкого контин гента зрителей (количественная сторона дела), то выводом будет — необходимость бороться за увеличение числа выездных спектаклей. Каким образом добиться сба лансированности этих факторов? Ответа на этот и подобные им вопросы мы не найдем в инструкциях Министерства культуры — таковых не имеется, театром предоставлено право самим решать свою судьбу примени тельно к местным условиям. Ответа нам не даст и социология; ни таблицы, ни попытки выводить формулы не создают убедитель ной картины взаимоотношений театра со зрителем. Таблица — слишком неопределен ная величина, если учесть, что повсеме стное распространение получила т. н. або нементная система. Автору привелось при сутствовать на спектакле Красноярского театра драмы им. Пушкина «Борис Году нов». На кассе висел аншлаг — «Все би леты проданы», а в зале, вмещающем около тысячи человек, присутствовало... 124 зри теля. «Абонементная система не избавляет театры от заботы о зрителе,— писала «Советская культура»,— тем более, что ' См. выступление первого секретаря Томского обкома КПСС М. Мельникова «Что дает и что мо жет дать комплексный подход». Советская культу ра, 1984, 4 сентября. ’ Советская культура, І98І. 30 октября. ' Жидков В. О прогнозировании развития теат ра,— В сб.: Социологические исследования теат ральной жизни. М., ВТО, ин-т искусствознания Ми нистерства культуры СССР, 1978, с. 210—211. ®Д адамян Г. Социально-экономические пробле мы эффективного хозяйствования в театре.— В с б . Театр и художественная культура. М.. ВТО, 1980 с. 96. * Там же, с. ЬОЗ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2